Сборы 2012, как это было - I
Все как обычно, за 3 месяца приходит повестка и проездные документы (это один и тот же бланк).
в назначенное время все собираются на тренировочной базе около сектора Газа.
приехали, получили оружие, шмотки (каску, разгрузку, форму на смену, магазины и пр…), поели, расположились в домиках.
слева виден радиатор водяного отопления.
да-да, в пустыне днем все равно на улице, ат ночью холодно, открываешь краник и горячая вода поступает в радиатор.
все равно спальником укрывался.
в этот раз на подготовку отводилось всего 2 (!) дня, и нам отдали стрельбище напротив жилого расположения, дорогу перешел и можно стрелять, это экономило кучу времени, так как не надо было ехать на другой конец полигона и пр…
выдали все как всегда, карабин М16А1.
Попытки выклянчить у оружейщика почной прицел ни к чему не привели (мы к этому еще вернемся), так что пока так.
пошли стрелять, а моя ружбайка дает задержки каждые 5-6 выстрелов. Не полностью открывается затвор, гильза выбрасывается, но новый патрон не досылается.
обещали завтра заменить, но пока так…
в первый день нестрел магазинов 6 днем и еще немного ночью. В планку крепления ночного прицела, привезенную с собой, я еще дома заложил светящиеся метки, по которым очень комфортно отстрелялся ночью, мишенька была просто вся в решето.
но ружбайка… она меня просто достала. за один магазин надо было отводить затвор повторно 4-5 раз.
утром пошел в оружейку, и не только я, а еще и двое моих друганов, Мишка и Вовка.
они должны были получить автоматы с подствольниками.
Тут приперся наш новый “замок”, и решил все переделать, выдать мне гранатомет, но у Мишки, который был еще и командир отделения, были на этот счет другие планы и все доводы замка в звании капитана были отвергнуты сержантом с фразой “это мой солдат, и я знаю, какое оружие ему дать”.
а дали мне М16 А2 М3, с длинным, толстым стволом, сошками, щекой, комплектов оптических прицелов (день/ночь).
Дело в том, что у этой ружбайки шаг нарезов почти в 2 раза круче, чем у М16А1, она намного точнее карабина и выдерживает длительный огонь и нагрев. патроны к ней идут с тяжелой пулей.
тут случился курьез, над которым потом смеялись еще неделю:
когда получал новую, длинную винтовку, выяснилось, что автомат я у нашего оружейника не получал.
я и еще один друган получили оружие и обмундирование в другом полку, на шару, можно сказать, у нас даже не оторвали купон, по которому обратно возвращается оружие.
автоматы мы конечно, вернули, и получили новые уже у себя, но… приходи кто хошь, бери что хошь… 😃
так я стал “легким снайпером”, если это можно литературно так перевести с иврита, буквальный перевести нельзя.
на ускоренный курс срельбы из этого оружия мне оставалось два дня, пребывание на базе было продлено и для еще двух человек, которые получили такие же игрушки, несмотря на то, что это было их штатное оружие.
пошли, пристрелялись, пока только дневные прицелы, и поперлись на тактические занятия.
открытое стрельбище, теневая сетка и вместо песка камни и пыль, это полная засада.
в общем упражнения сводятся к “бегай, падай, вставая и опять бегай, по ходу дела веди огонь”, но так как камни, то после всего этого форма была местами порвана на коленках и локтях, все “тушка” отбита и автомат довольно таки засран.
вот тут то я и почувствовал, как растолстел с прошлых сборов. вся беготня давалась тяжелее, чем раньше.
забегая вперед скажу, что к концу службы я форму вернул, гоцал по пустыне как молодой.
короче отымели нас за два дня так, как раньше дня за 4-5. патроны никто не считал, только подносили, и за эти два дня я настрелял около 700-800 патронов.
на утро третьего дня пребывания на учебной базе часть народа отправили уже на заставу, моих друзей с подствольниками отвели пострелять из них (по 3 гранаты), и отправили следом.
в компании с Мишкой “слоником” (никто не помнит, почему на утро после попойки на прошлых сборах его все так звали, но звать не перестали, тем более что всвязи с избытком “Михаилов”, надо было их как-то различать) приперлись мы на стрельбище, где нам провели краткий курс баллистики этой ружбайки, которая всвязи с особым патроном отличалась от баллистики просто длинной М16.
Правды ради я должен сказать, что на самом деле курс “полевого снайпера” длится неделю, и это краткий, а полный, который проходил Мишка-слоник длится более месяца, и включает маскировку на местности, скрытое передвижение, одиночные засады и пр… но, нам во перых этого было не надо, а во вторых ствол этот я получил “на голубом глазу”, и подразумевалось, что недельный курс у меня за плечами есть.
так что пришлось мне за неполные два дня впитать все, что инструктор нам “напомнил”, а Мишка рассказал.
Руководитель стрельб сказал нам (нас было там 9 человек, по три снайпера с трех рот), но очень скоро нас осталось трое, все из нашей роты.
видимо, только у нас в роте собрались трое больных на голову русских, которые увидев в углу тира три новых ящика с патронами и еще один с патронами россыпью, решили, что “патроны врагу оставлять нельзя”, а руководитель стрельб, принесший все это богатство, как раз к этому и готовился, сразу предупредив, что :“никакого давления нам тут не надо, вы знаете что делать, я руковожу стрельбой, даю разршение на открытие огня и проверяю оружие на разряженность по окончании упражнения… короче все должно быть в кайф”.
один из ящиков был с нашими штатными патронами, с тяжелой пулей, и нам надо было пристрелять оружие заново, как ни странно по горизонтали тоже, так как вчера мы пристреливались обычной пулей.
нас заверили, что в оружейке есть еще, и нам на службу дадут именно такие. отдача от них немного сильнее, уверенная такая, длинная.
с 9 утра до 10 пристреливались, основательно, спокойно все 9 человек, после пристрелки нас стало меньше…и началось…
стрельбище 350 метров, на 25-50-100 метров ростовые мишени, на 200 ящик из под патронов набитый камнями, а на 300 стальная мишень в форме головы с плечами.
вот на 300 “по голове” мы и стреляли. очень удобно, слышно как пуля звякает об металл, звук летит аж секунду, а промах виден, так как поднимается пыль.
на обед мы не пошли, так как второй раз “открыват стрельбище” никто не даст, и сказав офицеру:“какой обед, когда еще 2 ящика патронов есть?!”, мы продолжили.
патронный ящик на 200 метров к концу стрельб потерял форму, превратившись в рваный кусок металла не поддающийся идентификации, все более менее круптые камни в поле зрения были разбиты, причем камень с кулак считался очень крупным.
по окончании стрельб я переносил точку прицеливания на любой дальности в пределах 25-300 метров на полном автомате, не думая, поражаемость “головы” на 300 метров лежа была близка к абсолютной, единичные промахи на магазин 30 патронов.
Стоя уверенно поражается голова на 100 метров, на 200 метров хорошо, на 300 удовлетворительно. колебания оружия в положении “стоя” превышают размер цели на 300метров, если не натянуть ремень и не зафиксировать спину по типу спортивной стойки. если приложиться хорошо, то результат улучшается, но это так… от нас этого не требовалось, так как основной вид огня для нас “лежа”.
отдельно следует описать стрельбы с оптикой на бегу:
прицел имеет очень далеко вынесенный зрачек, и в него удобно смотреть двумя глазами, один глаз в прицел, второй просто открыт и поле зрения не сужается.
бегать с такой ружбайкой занятие невеселое, но зато попадать легко.
на 50 метров на бегу одиночным выстрелом поражается “голова” практически всегда, но пришлось потренироваться, и инструктор помог советом (ранее).
таким образом настрел за этот третий день с 9 утра до 2-30 дня составил более 1000 патронов, так как последний ящик мы с мишкой достреливали уже практически вдвоем, а это по 500 на ствол. между упражнениями оставлял остывать винтовку с открытым затвором (на задержке), что бы быстрее остывала, дул свежий ветер…
итоговый настрел за 3 дня около 1500-1600 патронов, по скромным оценкам, а если по максимому, то около 2000.
Винтовка М3 из-за веса очень устойчива, с сошек стрелять удобно, очередями групповые цели можно просто выкосить, контролируя очередь в прицел (Триджикон 4-х кратный).
С удивлением обнаружил, что в сумерках центральная часть перекрестия подсвечивается оранжевым, если фон темный, хотя прицел не имеет никакого питания или “светосборников”, это не “рэд-дот”.
надо порыть, как это работает, интересно.
ночной прицел “Акилла”- отдельная песня.
на фото моя “лялька” у Мишки в руках.
здоровенная тяжелая хрень, не очень удобна, надо голову сильно наклонять, для дневной пристрелки и просто хранения имеет резиновую крышку, с отверстием 1мм.
днем, свет проходит через это отверстие и его достаточно для пристрелки и стрельбы. Пристрелка ночью гораздо муторнее из-за сложностей с обеспечением безопасности на стрельбище, а днем можно быстро сбегать к мишени и вернуться, внести поправки и продолжить стрельбу.
но зато стрелять ночью - это просто сказка.
все хорошо видно, прищельная марка - красная точка, яркость регулируется.
отдуши настрелявшись собрали в мешок гильзы, получили в оружейке еще по 6 пачек патронов и отправились в расположение.
только вошли в домик, как налетела пыльная буря, да такая, каких я раньше не видел.
солнца не видно, песок пролезает в щели в окнах, шум, ветер…
вовремя ушли, называется 😃
разобрали винтовки, у Мишки был с собой набор для чистки его пистолета (у него был с собой Ерихо 9х19), и мы в течении часа со смаком отдраивали наши ружбайки, раскидав их полностью.
правда на фото не самая полная разборка.
все, спать, завтра на заставу
теперь фото:
наша “банда” на ночных стрельбах
девченок у нас было больше, но что-то в кадр с нами (для сравнения) попали эти три.
так мы ночью ездили за мороженным
рассвет
перед выездом на заставу, проверяется обмундирование.
результат выстрела тяжелой пулей из обычного (с пологими нарезами) автомата (пробоина пулей пляшмя по центру картинки)
продолжение следует.