Вопрос к опытным пилотам по поведению самолета

Nataliya13

Начинающий R\C-ДВСник просит совета. Модель-полукопия Super Chipmunk 40 куплена в Хобби .Размах 1460 вес 2700 площадь 32.5 нагрузка 81\1 фюз-стеклопластик.При покупке фюз показался мне тяжеловатым а крыло узковатым но я понадеялся на свой ТТ-46 который таскал недавно модель более 3-х кг. Итак первая попытка не удалась сразу-при небольшом даже увеличении оборотов сам. пошел на капотирование при взлете.Вторая попытка после максимального выгиба стоек шасси вперед и приподнятых рулях удалась.Полет совершал мастер своего дела.Самолет в воздухе вел себя очень адекватно хорошо слушался рулей и вел себя как человек но на посадке произошло непонятное дело.Скорость посадки немного выше чем у бальзовых собратьев была. Г 😦 лиссада прошла нормально а над полосой примерно в полу-метре или чуть больше произошел самопроизвольный резкий крен на левое крыло и удар им по земле.Сам.оказался крепким и последствий падение больших не вызвало.Поэтому решили повторить попытку.Подняли аппарат и попробовали дать посадочную скорость на высоте-произошло то же самое сам.резко заваливается влево.Только опытность пилота помогла посадить его на повышенной скорости.Кто посоветует как избежать такого заваливания.К примеру если я из элеронов (во всю длину) сделаю закрылки-флапероны посередине а по краям элероны?

dimonp

Н-дааа…
Великовата удельная нагрузочка для такого самика 😦

new225

Нормальное поведение, скорость посадочная у Чимпука не маленькая просто… 😃

Wherewolf

при разбеге, особенно в начале, прижимайте хвост к земле…
и прочувствуйте сначала скорость сваливания… повыше…
ну и сажать учиться… на 3 точки…

Nataliya13
new225:

Нормальное поведение, скорость посадочная у Чимпука не маленькая просто… 😃

Все таки мне кажется ненормальным такое заваливание и вопрос в том-как его убрать.

Wherewolf:

при разбеге, особенно в начале, прижимайте хвост к земле…
и прочувствуйте сначала скорость сваливания… повыше…
ну и сажать учиться… на 3 точки…

Получается слишком большая скорость.Напомню что летал очень опытный пилот-спортсмен пилотажник но и он с трудом посадил аппарат во второй раз.Как можно понизить скорость посадки без сваливания?

pentajazz

а если центровочку проверить, или сделать немного задней?
понемногу отодвигая, и наблюдая за поведением…

Palar

Nataliya13 , попробуйте турбулизаторы на переднюю кромку поставить, на 1/4-5 полуразмаха от борта фюзеляжа. Иногда помогает. По опыту Корсара F4U :

Vladimir_T

Как пишут в учебниках по аэродинамике, скорость сваливания заметно проявляется при больших нагрузках на крыло, поэтому ничего удивительного в поведении модели нет. Потом, для тонких профилей, с относительно острым носком, характерен резкий срыв потока и быстрым сваливанием модели в штопор. Для более толстых профилей с тупым носком характерен мягкий срыв потока и пилот всегда успевает это заметить и исправить ситуацию.
Особенно опасен резкий срыв, если крыло имеет большое сужение в плане и более тонкий профиль на конце крыла. На таких крыльях срыв потока происходит несимметрично, на одном из концов крыла, модель резко сваливается на эту половину и входит в штопор.
Из всего этого следует, для первоначального обучения крыло должно быть с маленьким сужением в плане и постоянной относительной толщиной по размаху, с толстым профилем и тупым носком. А для тех, кому хочется по «горячее», естественно, надо сделать все наоборот.
Если же поведение купленной модели Вас не устраивает, то ситуацию можно немного исправить, установив наплыв на крыле, при этом корневой профиль приобретает менее несущие свойства и срыв потока в первую очередь происходит в корне крыла, у фюзеляжа, а не на концах крыла. Модель уже не сваливается в штопор, а просто опускает нос.

new225
Nataliya13:

***Получается слишком большая скорость.Напомню что летал очень опытный пилот-спортсмен пилотажник но и он с трудом посадил аппарат***

Если он до этого на Чимпуках не летал - то все правильно - со второго раза посадил…

horse427
Palar:

Nataliya13 , попробуйте турбулизаторы на переднюю кромку поставить, на 1/4-5 полуразмаха от борта фюзеляжа. Иногда помогает. По опыту Корсара F4U :

Уж сколько лет в авиации(не про модели), такую формулировку первый раз вижу(турбулизаторы).
Основателю темы: на вашем месте я бы ник сменил

Prophead
horse427:

Уж сколько лет в авиации(не про модели), такую формулировку первый раз вижу(турбулизатор)

А как бы Вы перевели название данного приспособления: Stall Strips ?

Vladimir_T
Palar:

Nataliya13 , попробуйте турбулизаторы на переднюю кромку поставить, на 1/4-5 полуразмаха от борта фюзеляжа. Иногда помогает. По опыту Корсара F4U :

Мне кажется Вы немного путаете, турбулизатор служит для намеренного разрушения процесса ламинарного обтекания крыла, устраняет резкий срыв потока и гдето снижает скорость сваливания. А то что у Вас на фото, турбулизатором назвать трудно. Это просто крыло с заостренной передней кромкой, но ЭФФЕКТ может быть даже и есть, вполне возможно.

Palar
Vladimir_T:

Мне кажется Вы немного путаете, турбулизатор служит для намеренного разрушения процесса ламинарного обтекания крыла, устраняет резкий срыв потока и гдето снижает скорость сваливания. А то что у Вас на фото, турбулизатором назвать трудно. Это просто крыло с заостренной передней кромкой, но ЭФФЕКТ может быть даже и есть, вполне возможно.

Эффект проявляется на больших углах атаки, аналогично наплыву. Турбулизатор- это другими словами генератор вихрей, чем эти уголки на кромках и являются, нарушая ламинарное обтекание в центральной части крыла. Наплыв не всегда удобно сделать. С помощь такого турбулизатора длинной всего 15 см установленного на правой консоли устранили сваливание Корсара в левый крен при посадке на авианосец.

Wherewolf
horse427:

Уж сколько лет в авиации(не про модели), такую формулировку первый раз вижу(турбулизаторы).
Основателю темы: на вашем месте я бы ник сменил

используются и в реальной авиации… весьма часто…и разных видов

horse427
Wherewolf:

используются и в реальной авиации… весьма часто…и разных видов

За спиной 4 типа, но “турбулизаторов” ни на одном не встречал. Может по-другому называется? 😵

Palar

используются и в реальной авиации… весьма часто…и разных видов

Это точно, конструктив разный может быть. На фото воздухозаборник МИГ 25 РБ. На задней створке клина закреплен генератор вихрей (турбулизатор), выполненный в виде пилона с тремя направляющими лопатками.

Wherewolf

часто делают гребёнку на верхней поверхности крыла или стабилизатора. Харриер, например…
у F-18 2 турбулизатора/генератора вихрей за кабиной для повышения эффективности ВО

Palar
Wherewolf:

часто делают гребёнку на верхней поверхности крыла или стабилизатора. Харриер, например…
у F-18 2 турбулизатора/генератора вихрей за кабиной для повышения эффективности ВО

😃

Nataliya13
Nataliya13:

Начинающий R\C-ДВСник просит совета. Модель-полукопия Super Chipmunk 40 куплена в Хобби .Размах 1460 вес 2700 площадь 32.5 нагрузка 81\1 фюз-стеклопластик.При покупке фюз показался мне тяжеловатым а крыло узковатым но я понадеялся на свой ТТ-46 который таскал недавно модель более 3-х кг. Итак первая попытка не удалась сразу-при небольшом даже увеличении оборотов сам. пошел на капотирование при взлете.Вторая попытка после максимального выгиба стоек шасси вперед и приподнятых рулях удалась.Полет совершал мастер своего дела.Самолет в воздухе вел себя очень адекватно хорошо слушался рулей и вел себя как человек но на посадке произошло непонятное дело.Скорость посадки немного выше чем у бальзовых собратьев была. Г 😦 лиссада прошла нормально а над полосой примерно в полу-метре или чуть больше произошел самопроизвольный резкий крен на левое крыло и удар им по земле.Сам.оказался крепким и последствий падение больших не вызвало.Поэтому решили повторить попытку.Подняли аппарат и попробовали дать посадочную скорость на высоте-произошло то же самое сам.резко заваливается влево.Только опытность пилота помогла посадить его на повышенной скорости.Кто посоветует как избежать такого заваливания.К примеру если я из элеронов (во всю длину) сделаю закрылки-флапероны посередине а по краям элероны?

Всем спасибо за внимание к теме.Буду пробовать предложенные варианты.Напомню только что проблемы возникают только при посадке.И прошу обсудить предложенный мной вариант по установке закрылок-флаперонов включаемых при посадке.

Vladimir_T:

Как пишут в учебниках по аэродинамике, скорость сваливания заметно проявляется при больших нагрузках на крыло, поэтому ничего удивительного в поведении модели нет. Потом, для тонких профилей, с относительно острым носком, характерен резкий срыв потока и быстрым сваливанием модели в штопор. Для более толстых профилей с тупым носком характерен мягкий срыв потока и пилот всегда успевает это заметить и исправить ситуацию.
Особенно опасен резкий срыв, если крыло имеет большое сужение в плане и более тонкий профиль на конце крыла. На таких крыльях срыв потока происходит несимметрично, на одном из концов крыла, модель резко сваливается на эту половину и входит в штопор.
Из всего этого следует, для первоначального обучения крыло должно быть с маленьким сужением в плане и постоянной относительной толщиной по размаху, с толстым профилем и тупым носком. А для тех, кому хочется по «горячее», естественно, надо сделать все наоборот.
Если же поведение купленной модели Вас не устраивает, то ситуацию можно немного исправить, установив наплыв на крыле, при этом корневой профиль приобретает менее несущие свойства и срыв потока в первую очередь происходит в корне крыла, у фюзеляжа, а не на концах крыла. Модель уже не сваливается в штопор, а просто опускает нос.

Спасибо за отличный ответ.На этой модели мы как раз имеем узкое крыло со значительным сужением в плане и к концу крыла.Как я понял наплывы необходимо сделать по подобию крыла “Мустанга”-? Эта модель у меня тоже есть. У него проявляется склонность с заваливанию на виражах но на посадке ведет себя как человек.Может ли всетаки помочь избежать сваливание установка флаперонов на ЧИПЕ.

Vladimir_T

Вобще-то тема избитая, не один раз поднималась на форуме, почитайте. У меня к флаперонам отношение отрицательное, но я не думаю, что Вас это остановит. Флапероны, это такие “грабли”, мимо котоых мало кто проходт.

Nataliya13
Vladimir_T:

Вобще-то тема избитая, не один раз поднималась на форуме, почитайте. У меня к флаперонам отношение отрицательное, но я не думаю, что Вас это остановит. Флапероны, это такие “грабли”, мимо котоых мало кто проходт.

Спасибо. Но я вовсе не упираюсь в их установку.Просто для варианта-может это помочь или нет. Если нет то зачем же делать .А причины по которым люди ставят их могут быть очень разные.
Еще- как бы определиться с размерами наплывов вперед и по длине крыла-?

Vladimir_T

Расчет наплыва я нигде не видел. Похоже в большинстве случаев это чистый эксперемент или результат продувки в трубе. На американском самолете Р51 есть характерные наплывы, можно попробоват их скопирывать.

Sputnik
Nataliya13:

как избежать такого заваливания.К примеру если я из элеронов (во всю длину) сделаю закрылки-флапероны посередине а по краям элероны?

Если в крыле каждому элерону своя рульмашинка, то прежде чем резать элероны по самые закрылки можно попробовать замиксить их передатчиком во флапероны (если в передатчике есть такая функция). Слетать испытательный полёт и посмотртеть как поведёт себя самолёт если на посадке элероны будут чуть подняты вверх, многие пилотажки f3a именно так на посадку заходят.
Стоит присмотрется к крылу, нет ли на нем круток типа когда к концу крыла угол установки увеличивается. Если бы обе половинки крыла были бы чуть закручены так чтобы законцовка имела угол установки чуть меньший чем в корне, то в штопор такой самолёт может вообще не полезть, при потере скорости он только нос будет опускать.