Странный lockout -- что делать?
Сегодня поимел очень странный глюк, похожий на помеху. Выглядело так, будто в
полете вдруг вырубилось управление по элерону. Все произошло очень неожиданно, свидетелей нет, так что восстановить детали трудно. Просто самолет взял и перестал реагировать на элероны (собственно, в это время я, в основном, ими и управлял)
Задним числом кажется, что это произошло на несколько секунд, возможно, дважды по несколько секунд с небольшим интервалом. Похоже, остальные контроли работали – в первый раз, мне кажется, самолет выровнился от управления рулем направления, элеватор, похоже, работал адекватно. На газ тоже реагировал, хотя я, по-моему, инстинктивно подвигал им не совсем так, как хотел.
Поначалу решил, что помеха. Но: дело было чуть за окраиной города (в Лавриках), вокруг никого не было. Самолет был невысоко (может, метров 7-10 над поверхностью земли) и, главное, близко – от силы метров 80-100. Аппаратура
Hitec Laser-4 /Supreme (двойное преобразование) – не компьютерная, в передатчике мозгов нет, пудриться нечему. Никогда до сих пор никаких отказов не было! Это 40-й тренер с ДВС GP-42. Аккумулятор в полном порядке
Перед полетом тщательно проверил работу всех контролей с убранной антенной передатчика (всегда это делаю). Более того, поскольку самолет удалось выправить, и после этого я его нормально посадил, не заглушив двигатель, проверял работу контролей по полной программе, с работающим мотором. Даже с убранной антенной все работало замечательно, серво мотора начинало самопроизвольно менять обороты на более, чем 50 метрах. При выключениях передатчика никаких даже намеков на помехи, все стояло вмертвую! Сервы HS322D. Я не выключал борт еще минут 15 при выключенном передатчике, хотя летать больше не пробовал, никаких движений не было. У передатчика заряд показывал 100%
Что все это может означать? И что теперь делать? Ведь все положенные проверки аппаратуры прекрасно проходят!
Есть одно “но”: скорость самолета была небольшая, двигатель работал на небольших оборотах. Погода была тихая, ветер, может, всего 2-3 м/сек. Как уже писал, самолет вдруг перестал как-либо реагировать на элероны, хотя, как мне кажется, выправился раддером, да и элеватор вроде работал. Ну, в принципе, наверное нельзя исключить, что на какие-то секунды все контроли отрубились, а просто сначала я двигал только элероны и только потом инстинктивно двинул раддер, а на такой скорости элероны отражаются на полете медленнее (хотя обычно как раз реакция на раддер слабее) – но по оставшимся ощущениям дело было не так.
В общем, все цело и все нормально – кроме почти пропавшего выезда в поле – но осталось гнетущее чувство неуверенности в работе системы, которая до сих пор никогда не подводила! Как будто кто-то моментально перехватил контроль, потому что других патологий не было. И что теперь с ними (с чувством и системой) делать?
В первую очередь надо проверить все разъемы машинок и главное бортового акка. проверить провода в районе разъемов на неконтакт. Это основная возможная причина глюков подобного рода.
скорость самолета была небольшая, двигатель работал на небольших оборотах.
При малой скорости первыми перестают работать элероны.
на малых оборотах мотор дает повышенную вибрацию, поэтому хреновые контакты начинает также трясти и вот вам и отрубающиеся рули и падающие самолеты. А уж если батарея отвалится, даже на пару секунд, то вообще капец.
на малых оборотах мотор дает повышенную вибрацию, поэтому хреновые контакты начинает также трясти и вот вам и отрубающиеся рули и падающие самолеты. А уж если батарея отвалится, даже на пару секунд, то вообще капец.
Ну, обороты были не самые минимальные, просто небольшие, как бы сказать – fast idle, что ли – стик на минимуме, но трим сильно в плюсе. В этом режиме самолет может ровно по высоте лететь, не снижаясь.
Батарея вряд ли могла отвалиться. Я ее вообще не вынимаю, она обвернута и впакована дай Боже, и заряжается/тренеруется через специальный PigTail. Да и остальные контроли, похоже, работали нормально. Серва элерона, конечно, подсоединяется через servo extension, а он постоянно в приемнике (который тоже упакован на совесть) и почти никогда не отсоединяется, так что разболтаться там вроде нечему. То есть, вроде такая проблема могла бы быть только в самом этом соединениии сервы с удлинителем. Но они так плотно друг в друга входят, что чисто механически никакая вибрация само по себе это соединение ни на микрон не сдвинет.
Так что практически-то делать? Может, нужно удлинитель сменить или серву? Или так летать и смотреть, не повторится ли что-нибудь в том же роде?
При малой скорости первыми перестают работать элероны.
В принципе, это понятно, но я ведь и раньше так делал много раз, даже доходил до еще меньшей скорости, и всегда самолет хорошо реагировал на контроли. Правда, близко к сваливанию (эта модель вообще не сваливается, я имею в виду точку потери подъемной силы) я подходил раньше только совсем рядом от себя, не более чем в 10-15 метрах, а здесь все-таки было метров 70, ну, и восприятие зависит также и от конкретных условий видимости…
Проблема в контактах, скорее всего. Это могут быть плохообжатые контакты удлинителя или сервы, непропай в самой серве или в разъёме приёмника - к которому удлинитель подключен. Контакт в питающих проводах, выключателе и акках менее вероятен, тк по другим каналам, как Вы говорите, управление вроде-бы было. Ещё в передатчике может быть плохой контакт в цепи переменного резистора и триммера элеронов. При включённой аппаратуре попробуйте ручкой отвёртки простучать все сомнительные элементы, как на модели так и в передатчике.
Ещё в передатчике может быть плохой контакт в цепи переменного резистора и триммера элеронов. При включённой аппаратуре попробуйте ручкой отвёртки простучать все сомнительные элементы, как на модели так и в передатчике.
Не так это просто, поскольку в самолете все очень сильно завернуто против вибрации, ни к чему доступа твердым предметом нет. В передатчике Laser 4 триммеры механические. Контакт на плате в разъеме к потенциометру я собирался проинспектировать, но они там неплохого качества и очень тугие, так что чтобы была проблема и ни до, ни после не проявлялась, кажется маловероятным. Я ведь минут 15 после посадки пытался найти хоть какие-то следы проблемы, сначала с работающим на небольших оборотах двигателе, потом при выключенном – ничего… Жалко, не догадался постучать по передатчику, хотя и потряхивал его как мог. Но в передатчике – это навряд ли, если бы там контакт нарушался, это как стик в крайнее положение, было бы дергание…
А проблема типа контакта в серве или слединителе другог плана, ее ведь не сразу и увидишь при простукивании – это если проблема в кварце или фильтре, сервы будут дергаться. А при пропадании контакта где-то на серве ничего не будет, она просто не будет двигаться, и все, никаких дерганий, во всяком случае на этих добротных сервах.
Не, не сами разъемы могут быть тухлые, а провод в районе 2-3см от разъема как со стороны машинки, так и со стороны удлинителя. У меня эти места также иногда протухают и выходит неконтакт при каком то положении проводов, а при другом нормально. раз уж они постоянно выдергиваются - то это самое слабое звено
Не, не сами разъемы могут быть тухлые, а провод в районе 2-3см от разъема как со стороны машинки, так и со стороны удлинителя. У меня эти места также иногда протухают и выходит неконтакт при каком то положении проводов, а при другом нормально. раз уж они постоянно выдергиваются - то это самое слабое звено
Звучит разумно. Вот как их проверять… Нужно, наверное, в четыре руки – один дергает за стик, а другой мнет провода. Я, конечно, могу просто сменить и серву, и удлинитель, но ведь уверенности при этом не будет – в них дело, или где-то еще бомба тикает!
Однажды поимел страннейший на первый взгляд глюк. Самолет- Экстра от МоделТеч, ДВС, размах 1,2 метра. После взлета и набора высоты метров в 15 и при полном газе совершенно внезапно и резко он валится на левое крыло, ощущение, будто левый элерон отвалился от тяги сервомашинки. даю элероны вправо до упора, с большим трудом самолет удаётся выровнять, но он теряет высоту, прибираю газ до 30% и о чудо- работа элеронов восстановлена полностью, самолет снова адекватно реагирует на все рули. Даю газ- картина с “потерей элерона” повторяется. В полном недоумении снова прибираю газ и штатно сажаю самолет. Оба элерона управляются одной сервой и если учесть, что правый элерон работал без глюков, то версии с плохими контактами отпадают. Тяги в порядке, недоумение крепчает. И тут случайно замечаю, что на верхней поверхности левого крыла отходит декоративная полоска на обтяжке. От корневой и до концевой нервюры прямо вдоль лонжерона приклеена узкая, около 3 мм шириной полоска из черной пленки- для красоты. Так получилось, что она немного отклеилась только в центре и при добавлении газа потоком от пропеллера её оттопыривало от плоскости и она вставала поперек воздушного потока. Сбавляю газ- она ложится на место. Оторвал эту декорацию к черту. Посмотрите у себя, может и у вас такая же ерунда?