Продольная устойчивость

OVE

Есть вопрос по статье “Советы начинающим авиамоделмстам-конструкторам”.
В статье есть номограмма по определению коэффициента продольной устойчивости и формулы для расчета: А=Sоп/Sкр и L=Lпл/h, где Sоп и Sкр площади соответственно стабилизатора и крыла, Lпл - расстояние от крыла до стабилизатора и h - хорда крыла.
“Просчитал” модель Олега Ряховского: К=30 - явно недостаточно.
“Просчитал” самолет “Solonger” (есть такой в интернете), с виду ну очень устойчивый (больше похож на планер): К=40 - лучше, но все равно не в норме.
Значит неправильно считаю. И если к Sкр, Sоп и h придраться сложно, то Lпл не очень корректно описан в статье. Я брал “в лоб”: от задней кромки крыла до передней кромки стабилизатора. Я думаю, что в этом ошибка.
Бывалые! Подскажите, откуда мерять?

vovic

Судя по свободному оперированию с формулами знакомство с математикой есть. Поэтому попробую рассказать так:
На продольную устойчивость влияет центровка и коэфф. продольной устойчивости. Но по-разному. Центровка - напоминает по сути матожидание, а Кпу - дисперсию из теории математической статистики. Но это только аналогия.
При точном совпадении ЦТ с фокусом модели, Кпу может быть сколь угодно малым, модель останется продольно устойчивой (строго говоря - нейтральной по устойчивости). Т.е. Кпу определяет диапазон центровок, при которых самолет еще остается продольно устойчивым. Величина необходимого запаса по диапазону центровок зависит от моментных характерисик профиля крыла. Из-за них гуляет вдоль хорды крыла его фокус при изменении угла атаки. Еще необходимая величина запаса по устойчивости определяется значением дестабилизирующих воздействий в полете, которыми являются порывы ветра и другая турбулентность атмосферы. Т.е., чем больше Кпу, тем большие порывы ветра модель сможет парировать сама. А самолеты с малым Кпу должны летать или в тихую погоду, или с крутым пилотом, который помогает модели удержать воздействие дестабилизирующих факторов.

Теперь как считать? Плечо стабилизатора правильно отсчитывать от фокуса крыла до фокуса стабилизатора, которые для симметричных профилей находятся на 25% САХ.

Оценивать продольную устойчивость по Кпу без учета ее центровки - некорректно. Кпу даст Вам только ЗАПАС по устойчивости.

Отдельный вопрос: продольная устойчивость парителей с несущим стабилизатором. Там все не так, как написано в статье. Но этот вопрос интересен только “свободникам”. В классах F1 модели летают, как правило, с несущим стабильником.