Поэма о парении.

vovic

Очень романтично. Почитал с удовольствием.
Спасибо Сергеичу!

Но я человек прагматичный. Несмотря на занятия самолетами и склонность к “моторному драйву”, давно посматриваю в сторону радиопланеров. Останавливает полное отсутствие возможности посмотреть это дело вживую. Теория термиков это полезно, но мало. Хотелось бы конкретных примеров с описанием - поле, покрытие, погода, время суток, месяц года, атмосферное давление, вчерашний дождь, сила ветра, минимальная высота, от которой начинается термик и т.п. описания. Инересны такие покрытия, как травяной луг, пахота, речка, лес лиственный и сосновый, а также их комбинации. К примеру заливной луг в пойме большой реки, за которой лес. Потому как теорию трудно переложить на конкретные обстоятельства полетного дня. А начинать совсем с нуля - можно отбить охоту упорными двухминутными полетами.
И еще. Леер - это понятно. Но скучно. Есть уже готовый самолет с приличным мотором и друг, готовый затянуть буксиром мой планер хоть на 400 метров. Как насчет советов по буксировке? Чем, как, на какую высоту? Может, под облако надо подводить?
Вобщем, я бы занялся, но не знаю как. Был бы очень благодарен за конкретные советы.

Сергеич

…Останавливает полное отсутствие возможности посмотреть это дело вживую…

Говорил ведь - приезжай, и клюкнем, и полетаем 😃

На самом деле, вопрос серьезный. У меня, к сожалению, нет настолько систематизированной информации - чтобы и давление, и дождь вчерашний… Т.е. нутром-то я понимаю, где может оказаться поток, а сказать, почему - не всегда аргументированно могу.

Что до вашего заливного луга (наслышан уже 😃 ), то почему бы там термикам и не быть? Основная идея в том, что термики возникают на неоднородностях подстилки. Т.е. на границе темного и светлого, или, например, когда ветер сносит теплый воздух с луга на лес, и лес способствует отрыву пузырей, которые просто так от однородной земли отрываются редко. Вот, например, у нас на ровном поле торчит небольшая кучка кустов. Если день солнечный, и есть хоть какой ветерок, кусты являются стартовой точкой для потока.

Я думал о том, чтобы написать отдельную статью по этим вещам, но…во-первых, у меня не тот еще опыт, во-вторых, не хочется пересказывать книги, а в-третьих - без мало-мальской теории об этом нормально не рассказать. Поскольку же теоретиков у нас на сайте очень любят строить, я придержу свои знания при себе до изменения обстановки на форуме.

Тем не менее обещаю подумать над сборником практических советов, ну а помимо этого, мне всегда можно написать письмо и спросить все, что угодно. 😃

По поводу затяжки самолетом - в принципе, чем выше, тем лучше. Под нестарым кучевым облаком частенько можно встретить облачный поток, который будет надежно держать модель. Но - это слишком просто. ИМХО, неинтересно 😃 .

Для начала лучше всего мотопланер - опять-таки, ИМХО - он взлетает повыше, а чем выше - тем ровнее и мощнее термики. Потом уже можно и с леера - когда знаешь, что искать.

Вот так.

ЗЫ. Перечитал и понял, что написал много и мутно, а толку - ноль, хоть и зарекался писать краткие посты. Ну…ну ква. 😃 Вышло так.

ЗЗЫ. Я понял, что требуются практические советы. И все-таки. О структуре термиков отлично рассказал Vayne Angevine - см. статью “Как выглядят термики”, а обо всем остальном просто обалденно поведал Виктор Гончаренко (ссылка есть в рассказе). Это два материала, которые меня кое-чему научили, а дальше - только практика. Ну и еще rcgroups.com немного, но у них природа иная…

papa_karlo

Ну слава Богу появились люди понимающие весь кайф парящего полёта! 😆
Интересные заметки. Честное слово- очень понравилось.
По поводу вопросов связанных с покрытием поля и его окружением и влиянем всего этого на возниконовение термиков-это всё извените несерьёздно. Из моего опыта в F1A ( а это всётаки почти 18 лет как никак 😎 ) могу сказать- на одном и том же поле в одну и туже погоду возникают совершенно разные ситуации в атмосфере. Что собственно только добавляет плюсов к полётам с планерами 😁
Несколько слов о самих планерах- из статьи и фотографий у меня сложилось впечатление, что все планера Автора имеют контроль только на рули высоты и направления, плюс у эллектричек конечно есть управление газом. Осмелюсь дать небольшой совет- стройте полноприводные планера. Т.е управление по : эллероны-две независимые машинки в крыле, закрылки-тоже две независимые машинки и по машинке на рули направления и высоты. Из собственного опыта скажу- что кайфа от полётов в десятки раз больше- ведь контролируется кривизна впрофиля крыла по всему размау-да и садиться можно с приемлимой скоростью-растопырив все рули в “крокадила” 😁
Говоря же о скоростях полёта -современные F3B в упражнеии скорость регулярно превышают 200 мильчас ( отсюда собственно и проистикает их конструкция и соответственно цена)
Но весь прикол состоит в том, что с относительно дешёвым планеров удовольствия всегода выше крыши!
По поводу "вываливания " из термиков- есле есть эллероны- то проще всего перевалить планер через крыло до отвесного пикирования, обычно уже сразу после переворота модель выходит из термика- и тут время быстренько выравниваться, пока не набрался запас скорости- хотя всё зависит от ситуации- есле дело к посадке- то лишняя скорость -вешь очень вредная и коварная, а есле термик дохнет и нужен свежий- то скорость никогда не помешает.
Есле эллеронов нет- то несколько сложнее- простой отворот из термика обычно не приносит желаемого результата. Можно попробовать одновременно задрать руль высоты на всю катушку и отвернуть из термика- сопротивление модели в этот момент вырастет очень значительно, плюс вывороченный руль направления создаёт кренящий момент ( достаточно сильный)- в итоге получается тоже что то похожее на переворот через крыло- вывод из пикирования тот же самый, что и с эллеронами.
С полноприводным крылом- всё намного проще- поднимаем всю задноо кромку на 1-2* ( зависит от модели и профиля крыла)-тем самым снижаем общее сопротивление модели и разгоняемся, потом ставим модель на “нож”, т.е вертикально и отворачиваем рулём высоты-который в этот момент работает как руль поворота с удвоенной площадью( т.е поворот с высокой нагрузкой- имейте ввиду- не каждый планер такое выдержит!). Главное, что бы после 90* поворота( или около того) вовремя перейти в нормальный горризонтальный полёт и сразу приспустить заднюю кромку крыла на 2-3* вниз- увеличив вогнутость профиля, снизив скорость полёта и повысив подъёмную силу на крыле- после этого уже по ходу пьессы- садиться- обычная коробочка, или в поиски нового потока- кому как нравится 😉
Удачных полётов!
С уважением Алексей.

Sergey=

Кслову, хочу поделиться впечатлением от позавчерешних полётов.
Уникальное явление, досели мною не виденное:
Ну вобщем, дело было в субботу, погода была термичная но не больно. Я взлетел на планере, как обычно сделал поисковый круг абсолютно впустую и уже начал заходить на посадку, высоты оставалось не более 7 м над ровным полем, как вдрунг модель слегка качнулась, я заложил пологую спираль, и вижу что планер не снижается. Короче, пролетал я более минуты на высоте двух размахов крыла. Это при том что планер у меня Ф3Б с накрузкой 37, то есть совсем не лёгенький.
Редко бывают такие низкие потоки. Правда ещё помню, как однажды сокол набрал высоту буквально с 5 метров ни разу не взмахнов.

papa_karlo

Сергею.
Описанный Вами поток действительно большая редкость на ровнине, но на обрывах это явление практически закономерное- есле ветер прямо на обрыв дует в хорошую погоду по плоскости обрыва образуются низкослелющиеся потоки -далеко не восходящии, но достаточно сильные, что бы разгонять модель и не давать ей снижаться. Для меня самого подобные шутки природы были вновость- пока друзья не показали как это работает-они загоняли свои планера( тоже кслову F3В) в эти потоки и летали на высотах около метра над землёй по нескольку минут. Это действительно очень классные ощущения-но мне так и не удалось самому попробывать- видать опыта нехватило, или страшно стало грохнуть не свою машину 😁
С уважением Алексей.

8 days later
Lazy

Чудестно, Сергеич ! ПО делу и всеръёз…
Соглашусь с Алексеем - полёты на двурулевых планерах хороши, но только на равнинах. Да и там не везде. В моих условиях элероны есть необходимым минимумом, без них в горах отдыхаем 😆 . Сочетания термиков, динамиков с разными векторами и знаками - убийственно для простого парителя. У меня зимой утащило модель в направлении Сирии при почти полном штиле - попадаются горизонтальные потоки-трубы. совершенно жуткой силы.

Сергеич

Редко бывают такие низкие потоки.

Серег, я тоже так думал. Оказывается, нет. Нормальное явление. Это, скорее, пузыри, чем нормальный термик. Последние две недели я как раз на это дело подсел - занятная штука 😃 Высоко летать уже не так интересно…