Т-50 (ПАК ФА) из бальзы

Fighter2010
boroda_de:

Лучше один раз увидеть

Спасибо, как раз то, что нужно.
Я правда и сам уже успел разобраться, что было не так 😃, но видео очень познавательное в любом случае.

Пришла наконец вся моя начинка, так что проект скоро двинется вперёд семимильными шагами.

Fighter2010

Встроил сегодня шасси, чтобы определиться с нижними обводами шпангоутов центроплана, так как резал их с запасом.
Колесо полностью поместилось во внутреннем объеме центроплана, ещё и место осталось для крышки толщиной 2.5 мм.
Усиливать конструкцию буду позже, пока просто привязал к месту.

Fighter2010

Занялся сегодня наконец импеллерами
Выходной канал сделал из бутылки от Швепса, осадив её модельным утюжком на заполненной водой бутылке из под шампуня, которая как раз оказалась такого же диаметра, что и внутренний диаметр импеллера.
Получилось очень ровно. Ступеньки перехода от импеллера к соплу практически нет.
С самим импеллером пришлось повозиться. Китай он и есть Китай. Родные цанги полетели прямиком в мусорное ведро. Посадочное место под мотор пришлось растачивать, чтобы мотор в него влез. Дело было в долях миллиметра, но хлопот доставило кучу.
На пружинных весах один импеллер дал 1,6кг, после чего весы зашкалило, так как они всего 2х килограммовые. 400 грамм ушло на обнуление веса импеллера. Амперы не мерял.
Уже есть шанс, что мой крокодил все же взлетит 😃
Основные тесты тяги буду делать с собранными воздуховодами. Добиваться пика на настольном стенде даже пытаться не буду.

Yurich

Красивые ножки получаются! А как будете реализовывать убирающуюся управляемую переднюю стойку?

Fighter2010
Yurich:

А как будете реализовывать убирающуюся управляемую переднюю стойку

Скорее всего никак, оставлю жестко закрепленной.
А какой вообще смысл делать переднюю стойку поворотной? Самолет будет с ОВТ. На рулежке его и так крутить будет. На взлете тем более.

Fighter2010

Клейка воздуховодов оказалась достаточно трудоемкой задачей, требующей времени, так как бальза это не резина и все изгибы требуется тщательно промерять и подгонять. За целый день так и не смог полностью закончить один из воздуховодов. Но получается именно так, как все и задумал. В конце концов можно и неделю потратить на воздуховоды, лишь бы они работали как надо и вносили потери по минимуму.
Для точного соблюдения сечения вырезал из ватмана шаблоны нужного размера и приклеил их на бальзовые шпангоуты.
Спрямляющую лопатку-кожух для поперечной несущей углепластиковой трубки сделал длиной около 20см, чтобы она доставала передним и задним краями до смежных шпангоутов. Так проще выдержать нужные сечения.
Изготовил разъемную муфту-переходник с воздуховода на импеллер, чтобы импеллер можно было легко снимать на уже собранной модели. Там где на снимке изолента, в будущем будет полукольцо из стеклоткани с эпоксидкой. Переход с воздуховода в импеллер получился идеально в обход губы.
Собрал каркас воздухозаборника (естественно все переходы будут сошлифованы в ноль позже). Между воздухозаборником и корпусом/крылом модели будет узкая щель около 2мм как и на оригинале. По идее это должно снижать турбулентность захватываемого воздуха.

Fighter2010

Домучил наконец левый воздуховод.
😒
Теперь можно и тесты тяги попробовать провести. Но это не раньше, чем через неделю.

10 days later
Fighter2010

Есть идеи как правильно определить местоположение центра масс на планере с центропланом, генерирующим большую подъемную силу?
Насколько метод определения центра масс по положению шасси, показанный на рисунке, может быть близок к реальности?

boroda_de

Центровка на вид шибко задняя. Есть программа Winlaengs, она считает ЦТ с учётом фюзеляжа. Где-то тут на форуме даже на русский перевели её. Поиском должна найтись. Очень рекомендую.

Yurich

Можно вырезать из потолочки вид в плане, приклеить пару килей и с помощью кусочка пластилина добиться нормального планирования. Потом посмотреть, где получился ц.т. Этот способ позволяет избежать погрешности расчётов и “засад” типа статической неустойчивости прототипа. Да и быстро.

Concord
Yurich:

Этот способ позволяет избежать погрешности расчётов и “засад” типа статической неустойчивости прототипа. Да и быстро

Так даже для реальных легких самолетов страхуются 😃

Fighter2010
Алекс_BY:

На моем так получилось.

Ха, нужно было по передней кромке шасси линию вести, как раз бы попал в нужную точку 😃
Спасибо

Дело движется потихоньку
Заготовка под створку шасси. Всю башку сломал пока понял по фоткам как на оригинале наплывы вокруг шасси сделаны.

Планер с двумя собранными воздуховодами и до облегчения дополнительными вырезами весит около 400 грамм. Ретракты получились 220 грамм, офигеть. Больше половины веса всего планера. С Ретрактами планер весит 620 грамм.
Но по прикидкам пока в 3,5кг взлетного веса легко укладываюсь. Может даже легче будет.

Yurich
Fighter2010:

С Ретрактами планер весит 620 грамм.

Это обшитый или только скелет?

Fighter2010

Скелет с полными воздуховодами. Модель то еще не готова 😃, она на фото такая как есть сейчас.
Обшивка ещё грамм 100-200 может добавить. Так как криволинейные поверхности будут обшиты бальзой 0,8мм, а плоские монокотом.
А вырез лишних деревяшек из каркаса до 100 грамм сбросит, я думаю.
При желании вес всего планера с обшивкой можно в 500 грамм уложить. Вопрос, стоит ли мучаться из-за лишних 100-200 грамм при взлетном весе 3.5 кг?
При максимальном облегчении модель может излишне хрупкой получиться.

avtandil
Fighter2010:

а плоские монокотом.

То есть модель не полностью зашиваете?
Жаль.

Fighter2010
avtandil:

То есть модель не полностью зашиваете? Жаль

Честно говоря не понял почему Вас это расстроило. Какой смысл, например, зашивать бальзой плоскую спину центроплана или задние и нижние поверхности крыльев? Стабилизаторы? Кили? Все передние кромки однозначно будут бальзовыми. Трубы турбин, естественно, тоже.
Там где это не будет наносить вред геометрии планирую использовать монокот, там где монокот исказит контуры- только бальзу.
Тонкая бальза достаточно плотная вещь. У меня её было в самом начале 20 листов 0,8*100*1000мм, это 2м кв. Вся пачка весила 300 грамм. Монокот на порядок легче.
Если его можно использовать без ущерба внешнему виду, почему нет?

avtandil
Fighter2010:

Если его можно использовать без ущерба внешнему виду, почему нет?

Разве что. Но приятней было бы в воздухе смотреть на самолет безо всяких там “окон” просвечиваемиы через монокот.
Но с другой стороны Вам видней. 😃

Fighter2010
avtandil:

безо всяких там “окон”

Я планирую использовать белый, непрозрачный. По опыту других моделей, он абсолютно непрозрачен. Никаких сквозных окон точно видно не будет. Проверено многократно 😃
Белый цвет прекрасно виден на любом фоне, да и как подстилающий фон для последующей окраски - идеален. Дает очень яркие и сочные краски.