Fitter
Небольшое отступление. Довелось побывать в Le Bourget. Стоит там вот этот экспортный красавец( фото прилагается). Ох и хорош собой!
Там вообще много чего представлено на обозрение. Ну представьте себе терминалы, ныне не действующего, аэропорта, битком забитые тематикой: от авиамоделей 30х годов- до ракет… Я чуть сознание не потерял, когда прикоснулся к борту Fw 190. Образно, конечно, но голова реально шла кругом от взрыва эмоций. Пока охрана скучала, я немного сдвинул колпак кабины, просунул руку в нее и пошевелил ручку управления, вдохнул запах… “ФОКА”! Настоящая! Со свастикой.
Это первый зарубежный авиационный музей, где мне посчастливилось быть. Скажу вам, уважаемые коллеги, что весь этот концентрат авиационного великолепия нанес мне душевную травму. Главная мысль в тот день была не о самолетах. Об отношении государства Франция к Истории Её Величества - Авиации.
В Le Bourget не пришлось побывать, хотя с Charles De Golle летать и прилетать приходилось. Был на Berlin Air Show в 1992 году, когда эта выставка вернулась в Берлин после 40 летней паузы. Был впервые представлен Eurofighter Typhoon, самолёт Барта Рутана и МиГ 29 против F16. Миг “зажигал” взлётом с 200 м дорожки и свечой вверх с переходом в колокол и каскадом последующих фигур. Falcon выглядел бледно на на этом фоне. При этом аэропорт Schenefeld rabotal в обычном формате, принимая борта со всего мира. Эмоции, конечно через край. А вот на базе ВВС OTAN в Toorrejon de Ardes под Мадридом в 1999 г видел каждый день взлёты и посадки Tomcat F14 и F18 Hornet. Это уже в рабочем режиме.
Всем- добрый вечер.
Пенопласт для поворотных частей консолей крыла, как материал, был сразу отвергнуть. Жесткости для таких тонюсеньких плоскостей требуется прилично и , желательно без дополнительных усилений. " Большой вес" всегда маячит пугающим призраком. Но без бальсы не обойтись.
Пришлось поломать голову над системой управления самолетом в полете. С одной стороны нужно сделать все по настоящему. Элероны активируются при разложенных консолях в помощь дифференциальному стабилизатору. Последний же отрабатывает в одиночку по крену и тангажу при максимальной стреловидности. Кстати еще одна очень важная причина, по которой элероны включены в схему управления- возможность триммировать самолет в полете. Кривая сборка,несимметричность консолей крыла,увы,возможны. Самолет запросто полетит винтом. Сделать триммирование можно и диф.стабилизатором, однако на плече его действия отклонения могут потребоваться существенные. А так элероны отклонил и все в порядке.
В общем для начала оставил элероны в канале крена, а половинки стабилизатора- в канале тангажа. В процессе изучения поведения самолета поэксперементирую. Логичней схему привода подвижных частей крыла пустить от одной мощной машинки. В схемах верхнепланов МиГ 23,предположим,или F14 подобная реализация уместна. В среднеплане же нет. Ну если только машинку расположить в канале воздухозаборника, что абсолютно не допустимо. Либо городить что-то сложное и тяжелое для легкого пенолета. Так что в ход пошли две, сравнительно легкие, машинки с металлическими редукторами. Вылез первый минус: люфты на качалках оказались разными по величине:). Второй же минус был известен сначала. Угроза несогласованной работы сервоприводов может закончится плачевно.Например несимметричный выпуск-уборка консолей. На худой конец я консоли зафиксирую на наиболее интересном угле раскрытия и выдеру сервы вместе с проводами к чертям. Ну это если одна из машинок сгорит, к примеру.
Я с удовольствием повозился с оформлением королей крыла в материале. 6 мм депрон, распущенный пенорезкой на пластины по 3 мм,пришелся как никогда к месту. Им были зашиты околофюзеляжные части консолей. Причем сначала данные части были сделаны монолитно из обычного синего пенопласта. Потом в монолите были прорезаны облегчения. На душе стало приятно от сэкономленных граммов. Высочайший интерес вызывает пенальная часть крыла. Та самая, что прячет в себя поворотную часть консоли. Прототип вызывает восхищение.
Тонкая обшивка пенальной части усилена внешними ребрами по размаху и торцевой нервюрой. Последняя выполняет не только функцию усиления, но и тащит подвеску. По ходу еще - аэродинамическая перегородка. Все эти торчащие внешние ребра-нервюры, пилоны подвесок придают самолету брутальный , агрессивный вид,совершенно далекий от современных интегральных схем.
Углы раскрытия консолей потом отрегулирую. Пока что три положения вполне симметрично отрабатываются дискретным переключателем. На задней кромке крыла около фюзеляжа пристроены бальсовые бруски. Это упоры для пальцев запускающего.Надеюсь, что катапульта не понадобится…
Добрый вечер всем. Жду снега в Подмосковье, строю не спеша дальше. Подошёл тот этап, когда необходимо озаботится рациональной прокладкой проводов по фюзеляжу. При этом нужно не навредить центровке и весу самолета.
Ниша под приемник вырезана как можно ближе к носу с учетом дотягивания до нее проводов сервоприводов. Регулятор мотора и силовые кабели питания протянуты через гаргрот к батарейному отсеку. Последний оформлен прямо в фонаре. Торец батареи упирается в “лобовое стекло” фонаря.
К великой моей радости выявились излишки длин силовых проводов и проводов части сервоприводов. Под нож! Кроме того, приемник может полетать и без своего корпуса.Снять! Общая экономия целых 11 гр. Это очень хорошая экономия веса,уважаемые господа.
Хвостовая часть у самолета тяжела. Элементы управления стабилизатором, регулятор, импеллер… Есть прекрасный шанс сэкономить на весе киля. Проще его сделать монолитным из куска пеноплекса. Но вес прирастет серьезно, а центровка сместится назад. Что делать? Киль никаких силовых функций в составе конструкции не несет. Делаем его пустотелым из 3мм пластин депрона.
Великолепно!Килевая заготовка,вполне жесткая,весит 5 гр. Для килевой группы готово посадочное место. Киль,как колпак, накрывает торчащие из мотора провода.
Кстати,а регулятору требуется охлаждение. Если посмотреть на оригинал, то можно увидеть перед его килем воздухозаборник(уж не знаю: для чего он?) В нашем случае этот заборник очень кстати. Он-то и будет подавать воздух к регулятору мотора.
Изо всех сил идет битва с весом.Итак планируемые 900 гр превышены на 100гр. Самолет приходится частенько брать в руки, класть обратно. Пористая поверхность пеноплекса рыхлая и легко крошится . Запеленал самолет в пупырчатую пленку.
Вообще тело модели имеет не совсем презентабельный вид.Впереди еще шлифовка,покраска,обтяжка скотчем.
А регулятор как будет охлаждаться? Если он стоит так, как на фото, то ему очень быстро поплохеет. И длинные питающие провода от аккума многим регам противопоказаны. Лучше перенести его во входную часть трубы, прорезать отверстие в канале и засунуть его туда радиатором в поток. А удлинить провода к импеллеру. И центровка при этом вперёд сдвинется.
Кстати,а регулятору требуется охлаждение. Если посмотреть на оригинал, то можно увидеть перед его килем воздухозаборник(уж не знаю: для чего он?) В нашем случае этот заборник очень кстати. Он-то и будет подавать воздух к регулятору мотора.
Канал, Юрий, резать нельзя ни в коем случае:)
Хозяин-барин.
Всем-привет, уважаемые коллеги. Не спеша и с удовольствием ваяю самолет дальше.
Проблемой был киль. Пришлось его дважды переделывать, каждый раз экономя граммы. Пустотелый киль укрыл своей гаргротной частью достаточно габаритный регулятор со всеми проводами. Форма килевой части оригинала очень кстати пригодилась возможностью сообразить заборник воздуха для охлаждения регулятора. Надо будет еще прорезать окна для сброса проходящего через регулятор потока.Ну это потом-после покраски и обтяжки скотчем…
К немалому удовольствию самолет наконец-то обрел лик. С фонарем я решил не мудрить. Фонарная часть пенопластового фюзеляжа по образцу с цветной картинки была обклеена синей пленкой. Не знаю даже:куда ее используют? Самолет же получил вполне выразительное тонированное остекление.
Приладил к килю имитацию контейнера тормозного парашюта. Не очень нравиться… надо над формой поработать.
В общем-то,коллеги,все еще будет подгоняться, шлифоваться. Где-то еще получиться соскрести лишний грамм.
Дошло дело до стабилизатора. Взвесил оба варианта: дерево и депрон. Выбор очевиден. Жесткость депроновых половинок стабилизатора обеспечена карбоновыми рейками вдоль передних кромок.
Прототип таскал на пилонах как ПТБ так и боевую подвеску.
Подвеска, главная функция которой - обеспечить посадку самолета без последствий для конструкции, заставила поломать голову. В итоге сначала спроектировал что-то похожее на ПТБ. Для модели их потребуется целая пара( о боже…опять дополнительный вес) для устойчивого “пробега” , с возможностью разбега, и для покоя на земле. Баки должны быть невероятно легкими и в меру жесткими. Ни чего более лучшего чем EPP на роль материала не подошло. Остатки от листа толщиной в 1 см были пущены в дело. И без того невесомые заготовки потеряли еще несколько ненужных граммов за счет прорезанных окошек в пене и в стеклотекстолите. Борьба за вес идет не шуточная. Обводы ПТБ мне как-то разонравились. Уж если модель в большей степени является вариацией на тему Су22, то пусть подфюзеляжным полезным грузом будут какие-нибудь “секретные” контейнеры. Например пушечные или разведывательные. Обошлась же вся эта " невесомая" подвеска аж в 39 гр. Вес самолета перешагнул 1 кг.
Добрый вечер, коллеги. Процесс строительства вышел на финальную стадию. Все детали на своих местах. Актуальной проблемой остается центровка. На фото -отметка полоской бумаги. Мужики 😃,кто знает -оцените:попал или нет?
Чоооорт…Пока писАл, самолет завалился,приложившись килем.Последний придется переделать.
Вес немалый и еще прирастет, ведь самолет ждет обтяжка скотчем.
Вырисовывается реальный “летающий кирпич”,господа. Катапульта ему обеспечена.
Элероны,половинки диф.стабилизатора и подвеска будет отдельно окрашены, обтянуты скотчем, а за тем водружены на место.
Кстати. Долго думал о цвете покраски. Камуфляж совсем не нужен. Необходима четкая контрастность верха-низа. Пример:низ-синий, верх-песочный.По случаю желания проявить хоть какие-то художественные таланты приобрел себе на НГ аэрограф. Так что порисую чего-нибудь на Fitter-е. Интересно же.
Серёж , привет. Какая у модели площадь крыльев , хотелось бы узнать нагрузку на крыло? Твой СУ-7 полетел , я думаю и 17 полетит - удачи.
Сергей приветствую вас. Суммарная площадь консолей получилась(очень грубо) в районе 10 дм*2. Это максимальная стреловидность. И фюз не учитывался. Как видим, нагрузка на крыло под 100гр/дм*2. Диковатые цифры, однако. Но что поделать: не летающее крыло и не истребитель 4 поколения с ++:).
Тем интересней будут испытания и тем ценней личный опыт.
Только бы скорости хватило крылу держать всю трубу в воздухе. Я уже понимаю, что консолям такого самолета требуется жесткость поболее чем есть.И импеллер поскоростней. Ну это как-нибудь в другой раз.
Вопрос об расположении ЦТ не дает покоя.А ну как модель со старта нос задерет… Если пойдет более-менее ровно с катапульты, значит жить будет.
По поводу Ц.Т.
Можно посмотреть тут:
wingcgcalc.bruder.com.br/en_US/
Просто вводите необходимые значения. Если крыло составное, то на панели щелкаете+1. Например:
wingcgcalc.bruder.com.br/en_US/?unitsystem=metric&…
Спасибо огромное .Сергей. На выходных с удовольствием сличу данные от любезно предоставленной Вами программы с реальностью.
Закладывается в расчёт весь самолёт.
Такой не пользовался. Но, чессговоря всегда чуток перестраховываюсь и на облет делаю центровку максимально передней в районе 10-15%. Был самолет с импом, у которого летабельная центровка была впереди передней кромки крыла (пардон за тавтологию) из-за больших воздухозаборников. Так что не все порою проссчитывается…
Добрый вечер всем. Воспользовался я для оценки центровки первой предложенной программой.Результаты для сложенного крыла не утешительны. Я итак-то вижу, что задняя она-родимая центровка. Спасибо вам обоим,Сергеи, за помощь:)
Между делом сменил в третий раз киль. Нарезал пластин по 3 мм(примерно)толщиной из обрезков EPP,склеил меж собой. Сообразил искомый атрибут вертикального оперения с хорошим потенциалом живучести.Хрен с ним-с внешним видом…
Ну чо, мужики, пора бы красить. Пойду поищу информацию о том, как ржавчину сделать краской. О! Еще не забыть бы крюк для запуска с катапульты в фюз вживить…
А сам киль как-то планируется усилить во избежании флаттера?
Вообще,Сергей,тешу себя мыслью, что не дойдет до флаттера. Вытянутый вдоль фюзеляжа киль выступает над ним едва на 15 см. Скорости большие не предполагаются и вряд ли эта плоскость затрепыхается. Хотя мелкие вибрации будут иметь место и скушают немножко скорости полета. В общем:максимум какое там усиление будет-то, что получится после обтяжки скотчем. Но это все потом, а пока я в ожидании очередных выходных,когда попробую в деле аэрограф.
Итак, уважаемые коллеги. Впереди-этап испытаний. Собственно:ради чего вся авантюра и затевалась.
Покрасил самолет примерно как хотел.Грязноватого цвета окрас на усыпанном шероховатостями корпусе как бы говорит о том, что самолет не для парада. Имитация следов от попаданий снарядов призвана подчеркнуть интенсивность боевой эксплуатации изделия.
Хищный зубастый контур красной линией идет вдоль бортов и добавляет некоторой агрессивности характеру самолета.
Все это дело обтянуто скотчем. Итоговой вес 1110 гр. О как. Отматывая назад,вспоминаю: что добавляло вес? Труба канала воздухозаборника,подвеска, машинки на управление стреловидностью крыла,кинематика и силовые элементы поворотных узлов… Короче “лишние” грамм 200 и более, как неотъемлемая часть проекта, тоже отправятся в небеса. Кстати о них. Взлет будет с катапульты. В носовую часть самолет вклеен крюк. По обе стороны киля вырезаны щели,что бы забираемый на охлаждение регулятора воздух стравливался. Киль,кстати,то же "пострадал"от попадания. Так… Осталось проверить настройки. Ну и беспокоит меня центровка, парни… В общем с меня-кино,мужики!
С интересом и надеждой жду испытаний. Особливо интересно поведение модели при изменении стреловидности. Наверное какие-то миксы придется добавить на РВ? Удачного облета, тезка!