Он же "Бутыль", он же "Графин", он же "Флакон"...
…он же конечно Су-15. Точнее Су-15 ТМ. Посимпатичнее он…
Мысль построил сие чудо витала давно. Но как-то было время охладел к импеллерам. Но мысль возникала снова и снова. Да и на профильной ветке началось повальное увлечение советской классикой. Опасения вызывали геометрические размеры - размах в два раза меньше длины. Пошарил в нэте нэте на предмет “летания” схожих моделей (F-104, F-5). Да ничего…летают (в зачет не беру модели где искажена геометрия). Прикинул площадь крыла. Да тна не маленькая - 36.6м2! Опять руки потянулись.
Выбор был сделан в пользу использования бумажных разверток. Нашел развертки от “Хобби модел”. Распечатал. Склеил на предмет сходимости деталей. Вроде нормуль…
Не удержался. Немного балласта…бросок… и модель летит! Да и классно летит! Центровку практически “угадал” сразу. Помечена розовым маркером:
Сделал один элемент, увеличив масштаб в 2 раза - заднюю часть на предмет установки импа.
…немного тесновато. Решено все масштабировать в 2.1 раза. Сам масштаб получлся какой-то несуразный - около 15. Да и фиг с ним. Подтянул разветки к чертежам, дабы не исказить пропорции. Сошлось.
Посчитал площадь крыла. Прикинул. Чтоб уложиться в “комфотную” нагрузку (щк.40-45 г/дм2) надо выйти на вес в районе 1000г. Думаю вполне реально.
Фюзеляж будет полумонокок. Стрингеры (линейки - куда ж без них!). Шпангоуты - давно мной облюбованный “Фомакс” (вспененный ПВХ) со слоем “потолочки для объема”.
Долго думал что ставить: два импа 55мм или один 64мм. Прикинул. Решено - один 64мм и имитация двух сопел на выходе (без “штанов”). Импеллер выбрал “Black Tornado” 4800 kV, аналогичны тому какой стоял у меня на Т-45 “Hawk” от “Global fly”. Заказал. Пришел. Померял тягу примерно, на не раскачанной батарее". Пойдет.
Сетап следющий - имп 64мм. Рег 50А. Машинки 8гр. (одна -РВ, две - элероны/флаппероны). Уборка шасси - думаю. Отделка - минимальная. Скорее всего грунтовка аквалаком и покраска “под аллюминий”.
Продолжение следует…
Ну вот. Теперь я точно не буду делать Су15 в импеллерном исполнении. Его сделаете Вы, Сергей:).
Много лет назад у меня получился неплохой пушер Су15. Длина его была 1,5м.
Кстати, габариты вашего каковы?
Я так понял ,что одна машинка на РВ подразумевает прокладку оси оперения сквозь бьющую из импеллера струю?
С удовольствием прослежу за ходом проекта. Опять же для себя что-то новое узнаю.
По поводу соединения половинок стабилизатора. Да, планирую ось провести через канал импа. Будут соединяться 3мм проволокой. Вчера провел эксперимент на эту тему: загнал в канал эту самую проволоку, замерил тягу с ней и без. Потери получились в районе 20 гр. Думаю не критично. Сам узел навески стабилизатора будет выглядеть примерно так:
Карбоновая трубочка вращается в трубочке большего диаметра, и внутри проложена проволока.
Сами втулки половинок вот такие
Нарезал шпангоуты. В шпангоуте №10, где будет стоять импеллер, организовал место под РМ стабилизатора.
А заодно сделаны направляющие из текстолита для крепления киля.
Весь набор:
Пресобрал “на сухую”. Вот что получается:
…взвесил конструкцию - 80гр.
Несколько смущает применение цельноповоротного стаба. Раньше не доводилось использовать…Думаю надо будет зажать расходы и экспоненту.
По размерам. Длина ок. 1260, размах 640. Все будет собираться из 3мм серой подложки под ламинат. Ну и как всегда шкуринг/напилинг/шпаклевка/покраска.
так-так-так)))
Дабы узреть каким образом будет крепится передний ретракт и как будет убираться шасси, наскоро собрал имитацию носовой части модели.
Проблемка теперь в самом 20г. поворотном ретракте. Разобрал, посмотрел, прикинул…и понял - не жилец он на такой модели. Буду что-то думать. Сделаю закладные и оформлю место под уборку шасси, но на первое время поставлю фиксированный вариант.
Вторая проблема с отделкой. На “черновике” попробовал как и планировал просто грунтовку аквалаком и покраску “под аллюминий”. Не понравилось. Как не шлифуй-грунтуй остаются видны все огрехи и проступают полосы от обратной стороны подложки под ламинат. Обтяжка калькой на аквалаке при таком продольно-поперечном наборе тоже не вариант. Дело не только в весе. При высыхании появится эффект “худой собаки”…Пока в раздумьях.
Эксперименты продолжаются. Обтянул “пробные элементы” калькой на аквалаке. Покрасил. Как и думал здорово потянуло обшивку. На фото хорошо видно (специально нарисовал пару полос "обшивки для наглядности). Но…наверное остановлюсь на таком варианте. Только придется решить вопросы с жесткостью путем дополнительного продольного набора.
“Задок” при наличии лишнего стрингера, не потянуло.
Фюзеляж усилен и практически готов к обшивке, но перед этим надо подогнать съемную нижнюю часть фюза с крылом и узлы крепления, иначе после обшивки это будет очень проблематично. Что бы все подогнать по месту пришлось сделать очередной макет - крыла теперь.Блин, ни для одной модели я не делал столько “черновиков”. Заодно распрощался окончательно с мыслями на счет уборки шасси. Ни один ретракт в такую конфигурацию не лезет. Увеличение толщины профиля невозможно - сразу искажаются пропорции.
Да и само крыло еще то…сплошное аэродинамическое недоразумение. Утомился пока подобрал сечения лонжеронов, да бы придать крылу хоть какое-то подобие профиля. …еще этот характерный излом…В общем “профиль” будет симметричный, с углом установки где-то 2 градуса. Профиль в кавычках не спроста: больше напоминает толстое крыло плосколета с плавно скругленным носком и острым хвостиком. Забавно такое крыло в руках вертеть. Маленькое какое-то…а ведь должно нести всю эту тушу.
Работа идет, но гораздо медленнее , чем предполагал. Параллельные проекты вообще приостановлены.
С интересом слежу за Вашей работой, Сергей! В своё время довелось служить механиком на Су-9, Су-15.Столько лет прошло , а всё в памяти.Кстати ,по Су-15,крыло в зоне “наплыва” имеет своеобразный, вогнуто-выпуклый профиль с сильной отрицательной круткой. Запомнилось превосходное качество новых машин, полученных из Новосибирска.Это сейчас мелкие огрехи ,потёртости,возникающие в процессе сборки можно скрыть под слоем грунта и краски. Тогда же был голый ,плакированный дюраль, покрытый слоем прозрачного лака, но под ним -всё идеально! В общем, желаю Вам успеха в работе над этим замечательным, но забытым перехватчиком!
в зоне “наплыва” имеет своеобразный, вогнуто-выпуклый профиль с сильной отрицательной круткой.
…эт точно, аж - 7 градусов. В принципе можно что-то подобное имитировать, немного опустив переднюю кромку наплыва и сделав там плоско-выпуклый профиль. А сам переход спрячется аэродинамическим гребнем. Хуже не будет, вот только надо это как-то красиво сделать…Кстати, так и не нашел ни где сам профиль крыла прототипа.
я ба ему везде сделал плоско-выпученый…
Мона и плоско-выпученный. Но…нашел “родной”. Теперь в раздумьях…
эх не обойтись без плосколета с толкающим винтом)))
Всех с Новым Годом и Рождеством! …ох уж эти праздники…
Несмотря на заминку,работа вяло , но продолжается.
Все-таки решил делать крыло с профилем, близким к оригиналу - двояко-выпуклым. Сам набор крыла в основе продольный. Самый тяжелый по весу элемент - связка 2 и 3-го лонжеронов, между которыми будут устанавливаться шасси и соответственно самые большие ударные нагрузки. Присутствует небольшая крутка закоцовок - ок. 2 градусов. Заодно сделаны закладные под сервы элеронов. Была мысль делать привод от одной сервы помощнее, но решил ставить две в режиме флапперонов. В большей степени не для использования по прямому назначению (закрылки на пенолетах в большинстве случаев зло. ИМХО.), а для изменения профиля крыла. Пока такая конструкция крыла для меня темный лес и как оно (крыло) поведет себя не знаю.
Смотрю на то что получается…крылышки ма-ахонькие…а вес уже 160г.
Крыло и нижняя часть фюзеляжа между 8-м и 10-м шпангоутами будут одним съемным элементом и крепятся к центроплану на 4 самореза.
Ну и между делом сделал болванку для выклейки носового обтекателя. Немного помаялся, придавая оживальную форму и характерный скос вниз. Остается ее еще на раз отшпаклевать, отполировать и покрыть аквалаком.
Дело потихоньку продвигается. Зашит фюзеляж. Подогнаны стыки центроплана. Больше всего “геморроя” доставил сектор №7, там где воздухозаборники переходят в гаргрот. Натурально пришлось раскатывать заготовку скалкой…Необходимо еще хорошенько подогнать консоли, зашпаклевать небольшие щели (как ни старался, кой-где все равно имеются нестыковки 1-2мм), видим , вышкурить, оклеить и покрасить. Ну и браться за оперение.
Вес на данный момент ок.220гр.
Долго ломал голову как сделать привод стаба. …и что бы был обязательно съемным, и не “играл”, и с возможностью регулировки. В итоге из уголька и соединительной электроколодки сооружена вот такая конструкция.
Вместо одного из фиксирующих болтиков впоследствии будет ввернут кабанчик. Как полагается - прям по оси.
Сделаны половинки стаба. Остается Зашкурить, подогнать по местам и обтянуть.
Сергей приветствую.Я так понимаю у тебя две половинки стабилизатора угольной трубочкой скреплены.Там где кабанчик будет стоять понятно что жесткости хватит.Вторая половинка не будет скручиваться.
надеюсь под винтик сделана плоская площадочка…а то ненадежно, а если перетянуть-карбон треснет…
Вторая половинка не будет скручиваться.
Хороший вопрос…Думаю соединением угольком погорячился. Наверное придется заменить на сталь.
надеюсь под винтик сделана плоская площадочка…а то ненадежно, а если перетянуть-карбон треснет…
…под винтики даже засверлено, да бы болтики упирались непосредственно в ось…
Оперяемся дальше.
Обтекатель контейнера тормозного парашюта пока не приклеен. Киль целиком будет съемным. Как впрочем и стабилизатор, и консоли крыла с центропланом, и носовой обтекатель. Люблю “лего”.
Пора заняться и “остеклением”.
Сделана заготовка матрицы кабины. Лучше конечно сразу делать болван под формовку из дерева, но…нужного бревна нет, в гараже холодно (там вся столярка). В общем проще получится: пенопласт- стекло+смола- гипс. Ну и Вакуумный ящичек.