Он же "Бутыль", он же "Графин", он же "Флакон"...

S_A

Итак…свершилось!
Преамбула.
Ну по-порядку. Утро ранее - 5.15. Солнце жарит в окна. Ни ветерка. Собираюсь на рыбалку. Полез в антресоль за какой-то фигней и…ОН там стоит, на меня смотрит и как бы вопрошает: “Ну чё Туполев, долго еще будешь вату катать и булки морщить? Пора!”. А ведь и правда - давно пора. Так и “ерадром” наш по пути. Хватаю самолетину и водружаю в авто поверх лодок-удочек и прочего барахла.
…и амбула.
Прибыли. Ставлю батарею, проверяю. Все штатно. Газ на полную, побежали. Бежим-бежим, скорость бешенная…уже метров 150 пробежали, ручку на себя…-“фигвам”. Небольшой подскок и “сушка” в канаве. Грустный бреду к месту крушения. Стоит в траве упершись носовой частью в единственный на обочине камень…всегда так! Осмотрел: трещина по 3-му шпангоуту,но держится нос. Ну и “рана” на крыле от сработавшей до отказа стойки шасси.
Прикинул что могло быть. 100% - слишком передняя центровка. Двигаю батарею назад примерно на 5 см (дальше в полевых условиях не получилось), заклеиваю трещину малярным скотчем…и вперед! Разбег метров 80…отрыв…ЛЕТИТ! Хреново, но летит! …с почти полностью поднятым РВ. Скорость приличная. Радиусы разворота - метров 100. Несколько кругов и на посадку. С третьего захода… Прибираю газ до минимума. Планирует нормально. Касание. Пробег метров 50-60.
Еще батарея. Снова в небо. Несколько кругов. Пробую закрылки - реакция на пикирование, надо миксовать на РВ, а уже почти некуда…Потом. Со второго раза вписываюсь на ВПП. Посадка. Только сейчас замечаю, что руки немного трясутся и спина мокрая. За два вылета скинул наверное пару кило (надо взвеситься).
…и постамбула:
Основной вывод - такие, казалось бы “нелетабельные” самолеты строить можно! …и нужно.
Теперь предстоит небольшой ремонт и перекомпоновка. Батарею думаю еще сантиметров на 5 можно смело двигать назад. Ну и можно будет окончательной отделкой заняться: звездочки-заклепочки, бортовой №37. Ну и …ракеты наверное.
P.S. Видео облета не снимал. Немного после посадки - одной рукой держал телефон, другой рулил.



www.youtube.com/watch?v=x3cv2z-4TIU&feature=youtu.…

Продолжение следует.

vlad_den
S_A:

Прикинул что могло быть. 100% - слишком передняя центровка

Интересно, получилось, что центровка, найденная на бумажном “прототипе” в посте 1 - не работает нормально на моторной модели. Видимо, дело в нагрузке на крыло?

P.S. Аэродром у Вас хорош!😉

S_A
vlad_den:

Интересно, получилось, что центровка, найденная на бумажном “прототипе” в посте 1 - не работает нормально на моторной модели. Видимо, дело в нагрузке на крыло?

Согласен…но любой “кальк” её (центровку треугольника) считает с еще большей погрешностью…причем назад, что более фатально. И дело не столько в нагрузке на крыло (были у меня и похуже варианты) а в комплексе всех взаимодействующих сил (и Ц.Т, и Ц.Д. и вектора тяги и пр.)

vlad_den:

P.S. Аэродром у Вас хорош!

…Хе-хе…Дык это “дорога на Ниссан”. Культовое место для “северян”!

Udjin

Поздравляю с облётом, Сергей!
Мне было весьма любопытно как полетит этот самолёт, тем паче, что мимо него я проезжаю каждый раз как еду на полёты.
Интересно будет посмотреть видео посадки модели после отстраивания ЦТ.

S_A
Udjin:

Поздравляю с облётом, Сергей!
Мне было весьма любопытно как полетит этот самолёт, тем паче, что мимо него я проезжаю каждый раз как еду на полёты.
Интересно будет посмотреть видео посадки модели после отстраивания ЦТ.

Евгений привет! Спасибо! А где Су-15 стоит? Ни разу не попадался на глаза…

Видео обязательно будет. А пока думаю как лучше произвести ремонт с минимальными потерями для внешнего вида.

Udjin

Су-15 ТМ, с увеличенным крылом, стоит на въезде в аэродром Золотая Долина.
Поставил зам ком полка, Юрий Васильевич, еще пока полк существовал.
Смогли отстоять памятник. Разок его пытались сдать на металлолом власти местные … временщики 90-х. Отгоняли тряпками.
Если нужны узлы какие - говори. Сфотографирую.

ADF
S_A:

Согласен…но любой “кальк” её (центровку треугольника) считает с еще большей погрешностью…причем назад, что более фа…

Не соглаен насчет калькуляторов!
Для таких самолетов (развитое стреловидное или треугольное крыло, большая подфюзеляжная) - надо загонять весь планер (или хотя-бы всю проекцию при виде сверху) и считать центровку как для ЛК: будто это все одно хитропопое крыло. Находим САХ, отмеряем 25%.
Задняя центровка получится, если проигнорировать фюзеляж - поэтому фюзеляж в рассчетах должен быть обязательно! Уже лет 7 считаю ЦТ по такой методике - всегда попадает идеально и не требует настроек после облёта.
Другие программы чуть заднее показывают рекомендуемый ЦТ, но не намного: уверен, и с ним летучесть и управляемость аппарата была бы в норме.

Насчет бумажных моделей: при их типичных скоростях (при полёте через комнату) есть шанс, что центровка у них также задняя будет. Бывает, что там режим планирования - какой-то гибрид между нормальным полётом и парашютированием, грубо говоря 😃 Так или иначе - расчетам на ЭВМ я сейчас доверяю больше. Главное - правильно использовать все эти калькуляторы 😉

S_A

Согласен, с расчетами в кальках проще. Пользуюсь обычно этим wingcgcalc.bruder.com.br/en_US/ Но тут как раз вопрос а 25-ли%? У меня пара “бойцовок” летают с центровкой ок. 8-10%, иначе вываливаются из виража и срываются…

Viktor1952
Udjin:

Су-15 ТМ, с увеличенным крылом, стоит на въезде в аэродром Золотая Долина.

Проходил срочную авиамехаником там ,в далёком 72м(тогда ещё Унаши),а после в 22 ГИАП, Угловая. Тоже интересно будет взглянуть фото “Сухого”. Ну,и передайте ему (самолёту) привет 😃), а людям - спасибо, что сохранили!

nn

У меня пара “бойцовок” летают с центровкой ок. 8-10%,

а что кстати сказал “кальк” на счет ихней центровки?

S_A
nn:

а что кстати сказал “кальк” на счет ихней центровки?

Коля, а что он скажет? Забиваешь % и он тебе показывает. А вот сколько этих%? Какому-то надо 30, а кому и 10%. Хотя конечно в “классике” - ок.25%.

Udjin:

Су-15 ТМ, с увеличенным крылом, стоит на въезде в аэродром Золотая Долина.

Вот туда за много лет,к своему стыду ни разу не добрался…Жень, если сможешь выложи фотку.

А тем временем потихоньку восстанавливаю “Сушку”, да рисую заклепочки. Да надо будет новый конус обтекателя заварганить из стеклышка, а то этот уж очень страшненький.

nn

пролистал темку, а размах 640мм, то есть почти 1:14, в идеале 615мм при длине 1520 ( Сергей немного намухлевал)))), то есть мы построили самолеты в одном масштабе практически! надо их рядом поставить))

вобще я поприкидывал, масштаб довольно удобный: 25й в нем самый здоровый=1000мм, 29й=811мм, 19й=642мм, 21й=510мм, ф-4=835мм, aj-37=757мм, ф-104=477мм, j-35=672мм… выбирай)) я советую тебе теперь ф-104!

S_A
nn:

пролистал темку, а размах 640мм, то есть почти 1:14, в идеале 615мм при длине 1520 ( Сергей немного намухлевал

Ваша Честь, нет мне прощения! Но по существу дела могу сказать в свое оправдание следующее:

  • размеры, указанные в посте №3 были предварительными и исходили исключительно из увеличенных разверток бумажной модели.
    … Но учитывая обострившуюся на тот момент сложную международную обстановку и возможное вредительство (в виде недостоверных выкроек) со стороны западных спецслужб, а возможно и самого Госдепа было принято решение по возможности привести параметры модели в соответствие с прототипом.
    Ввиду того что многие детали были уже сделаны, то привести размеры АБСОЛЮТНО точно не представилось возможным.
    Таким образом получили в конечном итоге длину с ПВД - 1340мм, размах - 604мм. , т.е. отклонения от размеров составили менее 10% (значение допустимое для моделий-полукопий).

Тем временем самолет отремонтирован, нанесена большая часть расшивки, заклепочек, лючков. Проведена перекомпоновка батарейного отсека и возможна регулировка Ц.Т. в достаточных пределах. Комфортный Ц.Т. буду подбирать уже в процессе полетов.


nn:

я советую тебе теперь ф-104!

…не, спасибо. Он мне не интересен в принципе, да и их по миру до фига есть…а мой пока один-единственный (вроде).

nn

а не, 25й в 14-ом не самый большой, су 27 больше метра, и ф-14 с разложеным крылом.

SSergo

Очень красивая модель получилась!
Сергей, скажите пожалуйста, какой краской красили? На водной основе?

S_A

Краски обычные акриловые в баллонах из автомагазина, самые дешевые (KuDo 1025 -алюминий) . Красил в несколько проходов, без фанатизма.

Сделаны заготовки ракет. Ну типа Р-98. Правда стабилизаторы пришлось укоротить.

…теперь ждем погоды. Что-то в Питере какой-то природный катаклизЬм…

Alex_Rain
S_A:

…теперь ждем погоды. Что-то в Питере какой-то природный катаклизЬм…

Серега привет!
Так… это … того. Давай на малую Родину. Ждем ! 😉

PS Мож в дневнике оформишь все “постройки” ? А то зело трудно следить ща за тобой 😃

S_A

😃

Alex_Rain:

Серега привет!
Так… это … того. Давай на малую Родину. Ждем !

Привет! Рад видеть!
…дык малая Родина-то тут…Хотя с удовольствием рвану на ДВ…по местам боевой и не очень славы. Вас очень не хватает!

Alex_Rain:

PS Мож в дневнике оформишь все “постройки” ? А то зело трудно следить ща за тобой

Дык там одни “пчеловоды” тусят, боюсь заклюют.😦

Vot_moe

Сань правильно сказал про “оформить постройки” Серег привет, скучаем, а что делать)))

15 days later
S_A

Обещанное видео. Отдельное спасибо Николаю (-nn-) оператору и режиссеру. Просьба убрать детей от экрана в момент просмотра - присутствует площадная брань, вызванная рядом раздражающих факторов!

Итак, центровка сдвинута была назад на пару сантиметров. И нифига не понял…Отрыв такой же тяжелый. Самолет ведет себя более нервно и по крену и по тангажу. И все равно тянет вниз. При сбросе газа начинает резко сыпаться. Вроде все соосно, угол атаки крыла в наличии…Может быть еще назад сдвигать, тупить экспоненту?
Ко всему хуже стал тянуть. На первых вылетах лючок для АКБ не закрывал - тянуло лучше. Неужели и сейчас воздуха не хватает? Или он неправильно распределяется перед входным каналом. Надо будет заняться этим вопросом.
…ну и посадочка ва-аще. И сам лопухнулся и не ожидал, что так провалится при сбросе газа. Позор да и только! Удивляюсь как только конструкция выдержала. Придется ко всему еще и РН организовать. На нашей “полосе” практически постоянные боковые ветра.

EVIL

Если самолет летит тяжело, цт надо не назад, а вперед двигать. Для чего: увеличится скорость, а следствие и устойчивость, улучшится реакция на рули, отодвинется граница срыва. Естественно, стаб надо будет переставлять в минус, бывает в хороший минус. Равнять данный самоль на тренер по углам бессмыссленно, если продолжать заниматься такими моделями (сверхзвуковыми в малых размерах), об аксиомах настройки тренеров и пилотажек можно наглухо забыть. Это все-таки небольшая модель и летает она не со сверхзвуковой скоростью, как прототип.