Юстировка, какие способы применяете...

Митрич

Довольно большая часть обсуждения того или иного станка посвящается его точности.
А как вы, товарищи, настраиваете/выравниваете узлы детали? И что, на ваш взгляд, требует тщательной подгонки, а что нет…

Как напр. выставлять направляющие чтобы они лежали в одной плоскости? Какой метод? На глаз? на полу (считая его условно ровным)? или что-то более точное?..

olkogr

Читайте форум, сдесь много было способов описано.

Митрич

Читал, (причём весь…, насквозь…, и не первый год 😃 )
про выставление локальной параллельности направляющих понравился способ описанный тов. Графом.

А вот про расположение направляющих в одной плоскости (чтобы не получился Х), конкретики не припомню…

Или это не столь важно?
Чем вообще померить эту кривизну?

olkogr

Дело в том что все зависит от конкретной конструкции станка, у меня например станина полирована и плоскость там выведена, и все можно выставлять от нее. Если такого нет и у вас станок сборный из профиля например то тут тяжелее, нужно иметь или поверочную плоскость, либо если станок большой по уровню все выставлять. Главное выставить Х, далее от нее все остальное строится.

Митрич

Угу, в общем, я так понимаю основной способ действительно проверочная плоскость, грубо говоря пол…
Высокоточные уровни, кажется весьма дорогостоющее удовольствие…

Dj_smart
Митрич:

грубо говоря пол…

Я на небольшом станке использовал зеркало. Правда толщина стекла там около 8мм.

CINN
Митрич:

Угу, в общем, я так понимаю основной способ действительно проверочная плоскость, грубо говоря пол…
Высокоточные уровни, кажется весьма дорогостоющее удовольствие…

Да, ныне все контрольно-измерительные инструменты очень дороги.
Но для выставления горизонтали лучше брускового уровня ничего (из реального) нет.

fly55

А в чем суть задачи выставления по плоскости у вас станок на рельсах ? или на цилиндрических направляющих ?

если второе то вам необходимо выставить межцентровые расстояния по возможности точно - обычно это достигается технологией изготовления крепежных деталей либо установкой по кондукторам. Далее необходимо соблюсти установку ходовых винтов парарельно направляющим по каждой оси, далее пожалуй самое важное для класического станка - перпендикулярность осей - по большей части, при отсутствии люфтов, достаточной жесткости конструкции и точности приводных винтов/гаек - это и определит реальную точность станка.

а уж насколько у вас он перекошен это суть не так важно прилепите накладку жертвенную на стол пройдете фрезой и будет у вас все по “нулям”.

Если же у вас рельсы то тут все несколько сложнее. Но суть так же установить ровно рельсы относительно неких ровных деталей, установить эти детали ровно относительно друг друга с соблюдением тербуемого допуска для парной установки рельс (из каталога) и т.п. далее опять таки перпендикулярность осей.

Т.е. если оси перпендикулярны, приводные винты паралельны осям и имеют достаточную точность - то покрайней мере позиционирование станка будет достаточно точным. 😃

Митрич

ладно… будем проверять теорию практикой 😃
просто то что описывается, всё равно сводится к “на глазок”, но может этого и достаточно…

fly55

Ну не знаю если открыть каталог к примеру на втулки с линейным шарикоподшипником - там явно указано что допуск на межцентровые расстояния у валов 0.02мм Если вы собираетесь делать это на глазок то у вас не получится. Если вы установили валы с токой точностью и каретка по ним катается - то что еще вы хотите “Юстировать” ?

Для проверки перпендикулярности осей есть простой тест - необходима поверочная линейка, поверочный уголок и индикаторная головка.

Зажимаем в цангу фрезу обратной стороной - так чтобы торчал хвостовик, прижимаем к фрезе поверочную линейку фиксируем струбциной или зажимом, проезжаем по оси X макс. возможное расстояние, прижимаем с другого конца линейку к фрезе, фиксируем. прижимаем к линейке поверочный угольник, зажимаем в цангу индикаторную головку, упираем в угольник, гоним станок по оси Y и смотрим - насколько наши прямоугольники прямоугольные 😃)

соответственно выправляем станок (кувалдой например 😃

Ось зет проверяется еще проще - на предварительно прикрученный к столу и отфрезерованый по плоскости кусок дюраля или фанеры устанавливем поверочный угольник, сначала по оси X, в цангу - индикаторную головку опускаем ось Z, прижимаем индикатор к угольнику и едем вверх - видим насколько наша вертикальная подача - вертикальна 😃, далее повторяем установив угольник по оси Y. Потом еще можно под 45 к осям поставить для успокоения души.

Далее калибруем винты - используем электронную линейку у кого она есть или набор концевых мер длины и индикатор.

Устанавливаем упор на стол, кладем в упор плитку концевую к примеру 100мм, упираем в плитку индикатор, обнуляем его, поднимаем фрезу, проезжаем 100мм так чтобы индикатор уперся в упор и смотрим сколько мы реально проехали делим, высчитываем шаг винта, вводим кол-во шагов на мм то что оно будет дробное и с большим кол-вом знаков после запятой - ничего старшного так и пишем.

С линейкой проще выравниваем ее по оси - катаем станок и видим все наглядно и сразу.

Так же полезно проверить и люфты в гайках - тоже раземеется индикатором а не на глаз 😃

После всех этих процедур станок будет работать в соответствии с измереными погрешностями.

Причем независимо от того - насколько у него перекошены направляющие относительно горизонта.