Кольцевые насадки

Иван_Стаценко

День добрый. Я тоже хочу опытом поделиться:

  1. мне немного не нравится пропорция “Диаметр - 35 мм. Длина - около 30 мм.” - поворот такой насадки будет цеплять винт и не даст сделать полноценный шаг винта. Размеры не в книге ищите, а на своём чертеже.
  2. если есть вариант выточить на станке - лучше выточить.
  3. все разметки сразу сделать в барабане станка - имею в виду отверстия в насадке под вал и нижнюю опору в киль (не знаю как называется); на барабане должна быть разметка по градусам - 180 отмерить не сложно; иногда в кольцевую насадку впаивается перо руля.
  4. если условно насадку ориентировать по 2м окружностям (а у неё их 2 - носовая и кормовая), то предлагаю точить насадку из кругляка таким образом, чтобы насадка была обращена к барабану кормовой окружностью. Так удобнее выточить внутренний конус (“возиться, или сделать внутренюю часть равномерной по диаметру” - не ленись, будет несложно и для винта лучше).
  5. после того как выточишь внутренний конус и обработаешь наружный (в обратном порядке - деталь растянешь внутренним резцом, изменишь размер и её поведёт) окантуешь носовую окружность, разметишь под вал, аккуратно обрежь острым! отрезным резцом, затем нежно зажми насадку в барабан носовой окружностью и окантуй кормовую окружность.
  6. окантовывать окружности рекомендую вручную. Я такие вещи делал либо натфилем, либо делал ручные резцы из поломанных полотен ножовки по металлу - очень удобно (по типу гончарного круга получается)
  7. отверстия под вал лучше сверлить еще в станке до обрезания, если станок крутой. А если как у меня, то просверлить небольшим сверлом, а потом соостно расточить круглым натфилем до нужного размера. Не забудь предусмотреть замок какой-нибудь - чтобы у вала было меньше шансов провернуться в насадке. И соостность валов (опорного и основного) не будет лишней.
    Фото не очень хорошее, но разобрать можно.
    Надеюсь помог. Если что где-то непонятно написал - поясню (нужно - нарисую). Если где не прав - исправьте. Если есть возможность - выложи чертёж того, что строишь - уже интересно.
    Насадка очень выручает на кормовом ходу при одном винте.
    С уважением, Иван!

Cellospb

Спасибо, Иван! Классная модель.

Я хочу построить вот такой буксир

Проект Р-103А “Рейдовый”.
Он имеет две насадки, правда, неподвижные. Поэтому и думаю - клеить или точить.

З.Ы. Эти рисунки я уже видел.

Иван_Стаценко

Привет. Чертежа, как понимаю, хорошего нет. Обидно.
Смотри сам. Я люблю точёные детал - точныё в смысле. Тебе решать,чего овчинка стоит.
Как Ваши поют: “…в прошлый раз Вы помните - всё приходит с опытом…”
В твоём случае на ход сильно насадки не повлияют, но винт защитят. Главное сделать 2 руля - напротив каждой струи, иначе один между двух струй мало эффективен. А винты должны в разные стороны вращаться - думаю ты в курсе.
Удачи.

Cellospb

Да, руля будет 2. Насчет винтов я в курсе.

Temnikov

Да… тема однако…
Три дня кувыркаюсь с этими насадками (диаметр 60мм), ладно б одна штука стерпел бы а то - 8!
Мои сочувствия всем кто на это подписался 😦

Иван_Стаценко:

Для наглядности

Рад, что пригодился мой труд. 😃

Soling
Cellospb:

Спасибо! Это то, что я хотел услышать. Будем точить!

З.Ы. Хотелось бы еще услышать мнение по поводу профиля насадки на модели.
Стоит возиться, или сделать внутренюю часть равномерной по диаметру? Это сильно повлияет на управляемость/ход модели? ( в т.ч. на заднем ходу?)

Профилированные насадки применяют в тех случаях когда обороты двигателя слишком высоки. Тогда упор винта мал и нужно чем то его подпереть.
За счет уменьшения сечения отверстия насадки увеличивается скорость потока, а стало быть винт работает в более благоприятном режиме. Профиль к тому же сам начинает тянуть. Не профилированные кольца ставят для уменьшения перетекания через края лопастей и просто для защиты винта. Они, как правило поворотные. Но, поворачиваются вместе с винтом. Типа активных рулей.
На модели их есть смысл ставить только если они есть на прототипе. И профилировать не обязательно. Выигрыша они дадут меньше, чем редуктор.
На скоростных лодках их вообще не надо ставить. Эффект от них полностью пропадает на скорости. Так как потери от лобовго сопротивления получаются больше выигрыша.

Алексей-С

Защитить винт насадкой можно, но невсегда и не от всего.

Ермак
Soling:

Профилированные насадки применяют в тех случаях когда обороты двигателя слишком высоки. Тогда упор винта мал и нужно чем то его подпереть.
За счет уменьшения сечения отверстия насадки увеличивается скорость потока, а стало быть винт работает в более благоприятном режиме. Профиль к тому же сам начинает тянуть. Не профилированные кольца ставят для уменьшения перетекания через края лопастей и просто для защиты винта. Они, как правило поворотные. Но, поворачиваются вместе с винтом. Типа активных рулей.
На модели их есть смысл ставить только если они есть на прототипе. И профилировать не обязательно. Выигрыша они дадут меньше, чем редуктор.
На скоростных лодках их вообще не надо ставить. Эффект от них полностью пропадает на скорости. Так как потери от лобовго сопротивления получаются больше выигрыша.

Если быть точным, то кольцевые насадки применяются для увеличения упора винта (обороты двигателя - отдельный вопрос). При этом насадки могут быть трех видов:

  • неповоротная насадка на неповоротном винте
  • поворотная насадка с поворотным винтом, а попросту винто-рулевая колонка. В этом случае помимо упора значительно увеличивается управляемость
  • поворотная насадка на неповоротном винте. Буксиры с таким типом насадок строили в Кронштадте. Управляемость при этом хуже, чем с винторулевой колонкой, но лучше, чем с обычным рулем.
    Поэтому и основная область применения насадок - на буксирах, рыболовных судах, снабженцах и спасателях.
Soling
Ермак:

Если быть точным, то кольцевые насадки применяются для увеличения упора винта (обороты двигателя - отдельный вопрос).

Обороты, скорость лодки и упор винта наксмерть связаны меж собой. Это совсем не отдельный вопрос.
Например на яхтах такие насадки применяли из за того, что подвесные моторы слишком высоко оборотны для скоростей яхт. В итоге потеря упора винта, а значит значительная часть горючки улетает впустую. На более высоких скоростях такие моторы вполне нормально себя ведут. По скольку на них и рассчитывались изначально.

Ермак
Soling:

подвесные моторы слишком высоко оборотны для скоростей яхт. В итоге потеря упора винта, а значит значительная часть горючки улетает впустую. На более высоких скоростях такие моторы вполне нормально себя ведут. По скольку на них и рассчитывались изначально.

Абсолютно правильно! Поэтому при проектировании обороты двигателя подбирают в зависимости от требуемой скорости движения, водоизмещения судна и диаметра винта. Движение яхты под подвесным мотором- не расчетный случай (в основном для маневрирования при отходе, швартовке и т.д.). Вобщем насадки применяют тогда, когда винт судна часто и длительно вынужден работать в т.н. швартовном режиме, т.е. когда скорость набегающего потока меньше, чем должна быть при данных оборотах вала по сравнению с расчетной. И типична эта ситуация для судов, о которых я писал выше, хотя конечно, и яхта с подвесным в эту схему укладывается.

Cellospb

Вот что у меня получилось.
Фотал телефоном, так что качество не айс…

GOLF_stream

вроде неплохо 😃 теперь к этому надо пароход приделать 😃

Cellospb

пасиб! 😃

з.ы. обязательно приделаем 😃

Cellospb

Собственно как и советовали.

Сверлим и растачиваем по внутреннему диаметру. У кого станок шибко большой - лучше сверлить бОльшим диаметром - меньше точить придется. (У меня самый маленький от JET - BD-3 - точить пришлось безумно долго, макс. диаметр сверла 8, хотя больше 4 на нем не следует).

Далее торцуем деталь. Разумеется, срезаемая часть не такая большая, это для наглядности.

Далее поворачиваем суппорт (у меня поворотный суппорт) на 10 градусов (у меня так получилось, может при других размерах будут другие углы, хотя не думаю) и протачиваем конус. После этого
разворачиваем суппорт на 4 градуса и точим другой конус. Когда будет готово, можно предварительно отполировать наждачкой.

После поворачиваем суппорт на ~4.5 градуса (но уже в другую сторону) и обрабатываем внешний конус. Уже что-то вырисовывается.

Когда вся внешняя поверхность будет обработана, скругляем кромку надфилями - снаружи - плоским, изнутри - круглым. Затем полируем.

Ну, если вы дошли до этого этапа, то вы счастливый обладатель практически готовой насадки,
и небольшой горки отходов, в которой можно спрятаться в случае чего 😃 . Отрезаем насадку.

Далее, делаем оправку из дерева, насаживаем деталь, и скругляем другой торец. Если очень хочется, то можно еще полирнуть. На этом все.

ВСЕМ спасибо за советы!

GOLF_stream

не лень же было картинки рисовать 😃 замечательный отчёт!

Cellospb
Temnikov:

У меня проще получилось. 😉
Правда сделал мастер-модель и отлил нужное количество.

Из чего лил?

Temnikov
Cellospb:

Из чего лил?

,

Лил из полиэфирки, с помощью шприца, в форму из строительного силикона.