Колесный пароход (ходовая часть)

MadKryl

Собираюсь строить колесный пароход, возникла проблема с редуктором. Делать на один мотор или на два (по одному на каждое колесо)? может у кого есть схемы редукторов? Пробовал червячную пару - слишком быстро крутит. И вообще, если кто строил поделитесь - как себя модель (длина примерно 1 м) будет себя чувствовать на воде? Вроде как плоскодонка, насколько чувствитльна будет к волнам?

Сергей=

Если вы поставите два мотора, и два регулятора, то, замикшировав каналы, можно будет управлять без руля - увеличением/уменьшением мощности каждого из моторов. Если же будут руль и только один регулятор - проще делать один мотор. Редуктор не сложно сделать самому даже мне - достаточно найти подходящие шестерни.

MadKryl

Думаю, что схема с двумя моторами для управления нереальна… Слишком большая длина корпуса, этож все таки не танк 😃

=ASM
MadKryl:

Слишком большая длина корпуса, этож все таки не танк 😃

Сами писали - плоскодонка, так что боковое сопротивление невелико. Если колеса будут стояь по бортам, ближе к середине корпуса - вполне возможно, что пустив их враздрай пароход получится развернуть. Впрочем, не попробовав, утверждать с определенностью не готов.
Редукторы под два мотора, каждый из которых работает на свой вал, бывают в продаже в лавке “Хобби из Японии” в Москве (www.hobbyjapan.ru), причем передаточное число этих редукторов может варьироваться при сборке. Моторчики там правда хиленькие, но вдвоем не слишком тяжелый пароход потянут - ведь и прототип, поди, не слишком быстро бегал 😃

MadKryl

Возможно… Сейчас делаю пилотный вариант без РУ, там и опробую схему разворота с включением колес в раздрай. Так сказать проба пера. Интересно было бы послушать того, кто уже строил подобную модель.

Петрович

Раз привозили на областные соревнования, Св.Николай на котором Ленин в ссылку плыл, в СССР довольно известный пароход… Был в классе прямоходов, ходит отвратно, медленно и сильное влияние ветра на траекторию… Больше не привозили… Откуда не помню, спроси у VVV

MadKryl

Ну к скорости-то как раз претензий нет. Такая штука принципиально не может идти быстро. Ну а влияние ветра тоже понятно, невысокая скорость + надстройки. Т.е. на единицу длины уходит бОльшее время и соответственно отклонение больше. А с РУ кто-нибудь строил? И какой масштаб будет более плавательный?

GOLF_stream

из масштабов мне больше нравится 1:1 😃
Насчёт ходкости - очень сильно влияние волнения. Сами понимаете - если одно колесо погружено в волну, а другое оголено - как раз тот самый танк и получится.
Если интересует постройка именно КОЛЁСНОГО парохода, то не всё ли равно? 😃 Важно, чтобы он был действительно КОЛЁСНЫЙ. Ещё лучше если он будет действительно ПАРОХОД - т.е. с паровой машиной. Глядишь, и редуктор не понадобится 😃 Про паровую машину здесь много было написано.
Кстати, можно ещё заморочиться с конструкцией самих колёс. На “продвинутых” пароходах применялись колёса с поворачивающимися лопастями.

Петрович
MadKryl:

Ну к скорости-то как раз претензий нет. Такая штука принципиально не может идти быстро. Ну а влияние ветра тоже понятно, невысокая скорость + надстройки. Т.е. на единицу длины уходит бОльшее время и соответственно отклонение больше. А с РУ кто-нибудь строил? И какой масштаб будет более плавательный?

В МК хоть иногда заглядываете?
№10/93г Богемия в РУ варианте, выкладывал тут:
www.sam-sebe-sudomodel.narod.ru/…/1993-10.rar
№12/2004г Бурлак ЕН тут:
www.sam-sebe-sudomodel.narod.ru/…/2004-12.rar
А как вам такой?
№9/89г Колумб

Psw

Учитывая полное отсутствие у меня судомодельного опыта не могу даже примерно прикинуть вес посудины по её описанию:

MadKryl:

Пробовал червячную пару - слишком быстро крутит. И вообще, если кто строил поделитесь - как себя модель (длина примерно 1 м) будет себя чувствовать на воде?

и соответственно примерный допустимый вес её мотора с редуктором.
Однако, быть может всё-таки автомобильный двигатель с червячным редуктором от щёток лобового стекла будет и достаточно мощен и не слишком быстр и не слишком тяжёл ? Особенно если к нему регулятор оборотов добавить ? На авто разборке такие моторчики достаточно доступны за дёшево.
Либо - если двигатель нужен поменьше - серва вполне может подойти. Удалить у неё электронику и ограничитель поворота вала достаточно не сложно.
Сложнее правда присоединить её к гребному валу колесного парохода.

MadKryl:

Ну к скорости-то как раз претензий нет. Такая штука принципиально не может идти быстро.

И здесь не совсем согласен - кто-то кажется в МК или ЮТ в 90 е годы писал про концептуально новый движитель для посудин - как раз колёсного типа. Только лопатки не радиальные. В качестве прототипа использовалось рабочее колесо от центробежного нагнетателя советской электро руко сушки. Автор её в патрон дрели зажимал и в бочке с водой включал насколько я помню. Появлялась и подъёмная сила и сила тяги. Стартовый момент правда весьма велик. Ну то есть колёсное судно с парочкой таких тянущих колёсиков должно/может бегать по воде достаточно быстро - диаметр колеса большой, кавитации нет и тд. Правда, это уже совсем не копия. Ну и с волнами/рябью тоже проблемы - подвеску наверное придётся делать.

vvv=

Раз привозили на областные соревнования, Св.Николай на котором Ленин в ссылку плыл, в СССР довольно известный пароход… Был в классе прямоходов, ходит отвратно, медленно и сильное влияние ветра на траекторию… Больше не привозили… Откуда не помню, спроси у VVV

Видел два колёсных прямохода ЕН-600 и ЕН-1250.Скорость никакая,значит
в РУ копии надо делать раздрай колес.Меньше метра делать не стоит,
может не хватить водоизмещения.Редуктор может так визжать и громыхать,
что плеска плиц не услышать.Сам склоняюсь к мнению GOLF_stream.
Если пароход,то с паровой машиной и не обязательно копию.

MadKryl
vvv=:

Видел два колёсных прямохода ЕН-600 и ЕН-1250.Скорость никакая,значит
в РУ копии надо делать раздрай колес.Меньше метра делать не стоит,
может не хватить водоизмещения.Редуктор может так визжать и громыхать,
что плеска плиц не услышать.Сам склоняюсь к мнению GOLF_stream.
Если пароход,то с паровой машиной и не обязательно копию.

Насчет визга редуктора не согласен. В детстве у меня был джип на проводах с отличным редуктором. По скорости вращения и крутящему моменту весьма подходил для колесного парохода… И шумел не сильно (шестерни тихонько урчали). А вариант с одним колесом на корме весьма привлекательный… Было бы любопытно такую штуку запустить. С размерами стало все ясно - никак не меньше метра. Петровичу огромное спасибо за чертежи… Попробую про “Колумб” нарыть что-нибудь.

С прототипом вроде определился “Колумб”. С колесом на корме. И по обводам он пошире будет, т.е. при той же длине, он имеет бОльшее водоизмещение. Правда чертежей маловато. Если есть у кого информация по данному пароходу поделитесь пожалуйста. Какие можете предложить варианты передачи вращения с редуктора на колесо. На прототипе были кривошипы с тягами… Насколько такой вариант работоспособен на модели?

Петрович

С чертежами нон проблем, выложу вечером…
Посмотри на форуме уже подымалась тема колесного парохода и чертежи выкладывались…
Была задумка по скриншотам (кадрам) с фильма Волга-Волга сделать чертежи того колесника…

dron=

Т.К параход идет медленно, руль направления не находится в струе от винта - управление только рулем будет не очень эффективно. Или руль очень здоровый понадобится.
На настоящих судах раздрай был, причем и на тех что с колесом сзади.

Если найдете подходящие конические шестерни-вопрос с передачей упроститься (касаемо варианта с колесом на корме)

MadKryl

Ээээ… А каким образом можно использовать раздрай на одном колесе за кормой??? Оно вроде целое было. Насчет руля - он довольно большой плоскости и находится перед колесом. На моей модели будет одно колесо за кормой, уж больно интересная схема… Да и на воде наверняка будет смотреться прикольно.

Привод на колесо на корме пока хочется сделать как у прототипа - т.е. тяги и кривошипы.

Петрович, если чертежи из МК, то у меня они уже есть. Могу выложить ссылку на почти все чертежи из МК. mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/
Я решил строить не копию, а обобщенную модель парохода того времени. Но если есть информация конкретно по “Колумбу”, то буду признателен.

Петрович

Петрович, если чертежи из МК, то у меня они уже есть. Могу выложить ссылку на почти все чертежи из МК. mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/
Я решил строить не копию, а обобщенную модель парохода того времени. Но если есть информация конкретно по “Колумбу”, то буду признателен.

Других нет…
Вроде бы были сканы выкроек бумажной модели аналогичной по конструкции, толи Марк Твен, толи Королева Миссисипи…

Т.К параход идет медленно, руль направления не находится в струе от винта - управление только рулем будет не очень эффективно. Или руль очень здоровый понадобится.

Правилами разрешено увеличивать площадь руля направления в 2 раза!

MadKryl

Вроде бы как все вопросы прояснил. 😁 Определился с выбором прототипа, остальные вопросы по поводу изготовления можно будет решать в рабочем порядке. Но если у кого есть еще какие-нибудь мысли по поводу колесного парохода с кормовым расположением колеса - буду рад выслушать и принять к сведению. Спасибо всем, кто откликнулся. Сегодня сажусь за чертежи… Как только получится что-нибдь интересное обязательно выложу фотки!

Петрович

Еще вариант, ф.Ревелл делает пластиковую модель колесного парохода в М1:160… Можно купить и переделать…
Звезда делает парусно-колесный Сириус, но у него правдоподобность под большим сомнением + мачты надо делать полегче, например из бальзы, а то будет ложится на борт…

GOLF_stream

как определить водоизмещение (оно же масса)
если есть прототип и известно его водоизмещение, то эту цыфру надо разделить на цыфру маштаба, возведённую в степень 3. Собственно, это чистая геометрия.
Про автомобильные двигатели. Напряжение бортовой сети большинства автомобилей 12В. У некоторых все 24В. На модели достаточно 6В. Хотя, если модель БОЛЬШАЯ, то 12В лишними не будут 😃 Вот только регуляторы хода на такое напряжение редкие и дорогие.

MadKryl

Насчет пластиковых моделей сильно сомневаюсь… Придется укладываться в то что предлагает набор, а пластик довольно тяжелый… Так что тут, думаю, без шансов. Насчет массы аппаратуры, зашел вчера в магазин, примерно взвесил - получается чуть меньше кило. Так что для метровой модели это не проблема. Присмотрел пока 540-й мотор автомобильный. Надо будет под него редуктор посчитать.

И все таки как лучше сделать привод на колесо? Шатунами с кривошипами или шестерней? С шестернями проще, а скривошипом интереснее.

Теперь про корпус. Хочу сделать из цельного бруска пенопласта хорошего, потом обшить бальзовым шпоном - прототип был обшит деревом. Соответственно пройтись морилкой и отлакировать… Как вам такой вариант?

GOLF_stream

написал большой ответ, а инет проглючил. Повторять лень 😃
В моём блоге написано как делать болванку - так же делайте корпус. Пеноплат не нужен нафиг. Бальза? Если денег не жалко, можно и бальзу, но сосна тоже сгодится 😃
Пропитать пропиткой и покрыть лаком - обязательно. Изнутри тоже.

Или просто выклеить корпус из стеклоткани.