Двухмоторное...толстопузое..
Да бы придать некую степень уверенности провёл небольшое “научное”, точнее практическое исследование всяких-разных выкосов…Соорудил вот такое “произведение инженерной мысли” как на фото (пришлось “попросить” дочь из её комнаты, т.к. подходящий светильник был только там). Методом установки шайбочек под лапки крепления моторов добился отсутствия при работающих моторах каких-либо тенденций к развороту и вертикальным деградациям. Для чистоты эксперимента задействовал только крыло, что бы не было влияния массы фюзеляжа, киля и пр. Добился! Облёт (об этом в следующем сообщении) показал правильность такой методики. В итоге получилось - оба мотора вниз примерно на 2-3 градуса, левый почти всё равно что ровно, что 2-3 градуса вправо, правый - всё те же 2-3 вправо. Уже всё выставив что-то меня дёрнуло попробовать поставить другие винты - 6*9 SF, “лопаты” в общем. Итог - всё надо было делать по новой. Реактивный момент от них гораздо больше. Так что, по моим скромным наблюдениям выкос- достаточно индивидуальное дело. На абсолютную истину не претендую, но данный факт имеет место быть.
На АН-12, АН-26 выкос вниз по памяти 2-3 град. Позвонил коллеге крыло установлено 4град. а мотор -4 получается двиг паралелен оси с-та. Это АН-12.
Облёт.
День “М”, время “Ч”. Погода как на заказ: -5С, ветерок примерно 5 м/с (правда порывами больше). Безоблачно. Видимость млн./млн…Виду благоприятной погоды и выходного дня и народ немного подтянулся на полетушки.
Тщательная предполётная проверка. Всё ОК. Выруливаю на предварительный. “Славик, чёт я очкую!”. “Да ты не очкуй - я сто раз так делал!”. Примерно такой диалог веду сам с собой. Всё! Бояться поздно - только вперёд! Педаль в пол!..не пробежав и 3-х метров корабль в воздухе. Даже не ожидал! Тяги - за глаза. Крен вправо. Несколько щелчков триммера - нормуль! Чуток вверх прёт - триммеруем…(позже разобрался - на левом движке немного надо было выкос вниз увеличит). На полном газе - как истребитель. Не вяжется с имиджем! Полгаза - самое то! Солидно, неспешно, немного валко. Никаких сюрпризов. Всё адекватно и предсказуемо. Больше переживал. Вроде приноровился. 1/3 газа - полёт нормальный с о-очень незначительным снижением. Загоняю повыше. Закрылки 20%. Небольшое движение хвостом и опять стабильно со сбросом скорости (при разборе полётов понял почему - микс выхода закрылков и отклонения вниз Р.В. замиксовал с разными скоростями). Ещё пара проходов. А какой звук! Толстый фюз как барабан резонирует, а моторы свистят в унисон. Прям АИ-20… Идём на посадку. Небольшой боковой. Чуть кривоватая глиссада (ещё не приноровился). Чутка “завесил”, но всё равно достаточно мягко. На пробеге при попытке развернуть нос против ветра немного чиркнул крылом полосу. Аккуратнее надо - колея узкая и разнос передней стойки и основных маленький! Но всё равно - доволен.
Второй вылет. Страха уже нет. 2/3 газа. На полосе - как влитой. Даю разбег метров в 10. Немного штурвал, пардон джойстик на себя. В воздухе. Прочно и непокобелимо. Повыше. Закрылки 40%. Сброс скорости без сваливания. Нормуль! Открываю рампу. Маленькое пикирование. На дистанции примерно в 100 метров потеря высоты около 5 метров. Приемлемо. Опять повыше. Вырубаю моторы. Нормально так планирует. Не хуже китайских RTF-ных мотопланеров, а может и получше. Полный газ - никакого разнотяга. Коробочка. Снижение. Торец полосы. Просто немного прибираю газ. Остальное он сам…плавненько так…
Выводы. Понравилось. Доволен проделанной работой. Зря переживал за вес: грамм 200-250 хомячков-парашютистов (ребята на поле “идею” подкинули) на борт возьмём легко!
Конечно весь комплекс испытаний ещё не проделан…Впереди ещё эксперименты, в т.ч. и с импеллерами, всякими миксами и т.д. Но главное - БУДЕМ СТРОИТЬ! Большой! Уже почти знаю что…вернее кого…
Ежели получится всё - выложу видео первого вылета. А пока несколько фоток.
P.S. извиняюсь за много букв.
З.Ы. Угол установки крыла ок.3%
Проздравляю! 😃
З.Ы. Угол установки крыла ок.3%
Это наверное от волнения - проценты 😃
Или и вправду проценты???
У вас при даче газа оба двигателя одновременно заводятся?
У нас вот далеко не одновременно заводились, но разнотяга тоже не было.
Точно! Только не от волнения, а наверное от пива (позволил себе)…гы-гы…не процентов конечно, а градусов. Движки запускаются и останавливаются одновременно. Если не одновременно, то дело в регуляторах. Нужны одинаковые конечно, и возможно разница из-за неправильной калибровки или настроек программы.
Сергей, поздравляю! Отличный репортаж!
Если движки заводятся не одновременно и если регуляторы поддаются программированию, то можно попробовать выставить одинаковый минимум и максимум газа с пульта. Кстати, это рекомендуется делать при первом включении регуляторов по инструкции. Я периодически это делаю: помогает.
Прошу пардону, видео слабенькое, но что есть…
Первый взлёт
первая посадка
Поздравлям!
Сергей, ваще красавчик, в натуре “Двухмоторное…толстопузое…”
И летает так легко, грамм 300 для копийности можно добавить:) (помню, лаборатория, всё такое…)
Удачных эксперементов!!!
пс. аш завидно, мой Пайпер-Ацтек замёрз похоже до конца марта, мебли никакой в хате нет:(
Дык ещё грамм 200 парашютистов с лёгкой бронетехникой добавится. А коль импеллеры втулю, то надо будет ещё одну батарею на борт - прожорливые заразы…
Эх, стихия в очередной раз разрушила все планы на выходные. Всю полосу замело по колено…Ну очень хотелось организовать массовые выброску парашютного десанта. Ничего, подождём! А пока решил немного “огламурить” толстячка в любимом мною лаконичном звёздно -заклёпочном стиле. Ну и понял что чего-то не хватает. Ну конечно! “Бороды”! …а то как в такую погоду без РЛС летать?
Вот капоты двигателей пока не готовы. Взор обращён в сторону молочной продукции в пластиковой расфасовке.
Вот теперь вид человеческий 😁
один в один АН-10 😃
Краткий отчётец о последних событиях. Погоды в наших краях, несмотря на прошедший снегопад начали налаживаться. Хоть и с ветрами но днём стрелка термометра начала заползать в плюсовую зону. Зачесалось. Надо ведь воздушное десантирование организовать наконец. Изготовил на пробу несколько парашютов на скорую руку из салфеток и целлофановых пакетиков. Изгаляться над хомячками не стал…жалко…да и тяжёлые заразы!
Ну и что бы парашютисты со страху не разбежались по салону соорудил вот такой кузовок (крепится к рампе на липучках). При открытой рампе он своим углом наклона придаёт импульс к покиданию борта.
Для парашютистов нужно лавочки сделать 😃
Да, корзинка несерьёзно! Я делал так: резинка от трусов 😁 одним концом крепится к борту, на другом конце колечко d=2-3мм. Запорное устройство согнуто из проволоки ввиде двух колечек, в которые входит штырь. Сажаются парашютисты на лавку, притягиваются резинкой, тумблером щелк, штырь вошел в колечки и всё. Десантирование в обратном порядке: тумблером щелк, резинка отскакивает, десант в воздухе. Серва нужна самая слабая, у меня стоит 3.7г
Да, корзинка несерьёзно! Я делал так: резинка от трусов одним концом крепится к борту, на другом конце колечко d=2-3мм. Запорное устройство согнуто из проволоки ввиде двух колечек, в которые входит штырь. Сажаются парашютисты на лавку, притягиваются резинкой, тумблером щелк, штырь вошел в колечки и всё. Десантирование в обратном порядке: тумблером щелк, резинка отскакивает, десант в воздухе. Серва нужна самая слабая, у меня стоит 3.7г
Ну эт сложновато получается. Итак уже начинаю в тумблерах путаться…
Ну в общем вчера организовал-таки выброс парашютного десанта. Погода позволила…Как говорят кажется в Одессе: есть две новости - хорошая и плохая. Начну с хорошей.
Выброс десанта прошёл успешно. Парашюты и система выброски показали свою жизнеспособность. Уложенные в кузовок практически внавалку парашюты покидали борт как по команде с интервалом 1.5-2 метра. Достаточно интересное зрелище. Из минусов - парашюты плоховато в небе читаются. Дочь снимала на камеру мобильного - их даже и не видно. Надо будет купола делать поярче. Либо выброску производить на малой высоте перед самым носом…Остался доволен. Взял с собой запас батарей и решил налетаться вдоволь. Вот тут и поджидала засада…
Плохая новость. Уронил самолёт. Что-то залетался. И так и сяк выкобенивался…Что-то ни таймер не включил, ни “пищалки”. Лечу. Чую тяга падает. Ага, надо срочно на посадку! Коробочка. 4-й разворот. Высота метров 12-15. Левый крен. Начинает происходить нечто из ряда вон. Самолёт из левого крена делает правый поворот, становится на хвост и срывается. Епть! Успеваю только вырубить моторы и дать РВ от себя. Виток штопора, опускает нос. РВ чуть на себя. Дальше не вижу - высокая сухая трава. Только фонтанчик снега вдали и что-то белое полетело…Пиндыр, приехали! Иду в поле собирать дрова. Сам думаю, а что такое случилось? Подхожу к “месту трагедии”…Вот это да! Зарюхавшись в сухостой стоит на своих шасси, упёршись мордой в сугроб слежавшегося снега. На кустах болтается верхняя крышка фюзеляжа (она на магнитах). Из повреждений - выбита передняя стойка и немного сморщен нос. Ничего страшного. Начинаю разбор полётов тут же на аэродроме. Всё включаю…работает. Моторы крутят. И тут…один (правый) встаёт, а левый с эдак весело крутит. Вот оно чего! Регули по разному отключаются. Наука на будущее. Контроль времени и разряда! Дисциплина полётов! Я-то наивный полагал что потренируюсь в посадке на одном моторе. Думаю это маловероятно…
Из общения с двухмоторниками вывел для себя основное правило: при отказе одного мотора сразу же выключать второй и планировать
Так я и сделал. Но надо иметь ввиду что ситуёвина развивалась молниеносно. Тут соображать времени не было, как-то автоматически. И думаю гироскоп на РН не помог бы, потому что скорость резко упало до нуля. А вот подумать над тем что бы регуляторы отсекались одновременно подумать стоит. Только как это сделать не представляю пока.
Всегда нравились “толстопузые” транспортники… и.т.д.
Начитавшись по вашей теме, решил тоже попробовать воспроизвести подобное толстопузое, но несколько иное… гидру двухмоторную.
Делал без чертежей, просто применил классические пропорции и отработанные технологии по изготовлению фюзеляжей из потолочки, а крылья взял заготовки из под пенорезки(пробные). В итоге получился весьма нормально летающий двухмоторный аппарат с коэф-ом тяги 0,8, но летает при этом отлично. Вес с акб 3 банки 4400 мА(для нормальной центровки) получился 1235 г, зато долго, сегодня был в воздухе почти 30 мин.
Первый облёт…
Нагрузочка на крыло конечно великовата, но как эксперементальная модель пойдёт/полетит.
От микширования моторов отказался, тк модель излишне дёрганная получилась при тестах.
Поздравляю! Ну теперь думаю надо с воды пробовать, коли гидра задумывалась…Будем ждать видео гидроиспытаний.