Кому лимон?

Dav

Ролики от КРОК

www.youtube.com/user/crocrobots

Мы сняли ролик про полигон, рассказ о том что мы ждем от участников к КТ4, ну и полет нашего собственного коптера в автоматическом режиме.

И для развлечения участников два ролика про отладку,

в сильный ветер:

и тест горизонтальной стабилизации, в тот же день:

afad:

Мой прогноз таков: на полигоне КРОК КT4 пройдут 7 команд, из них будет 3 Ar.Dron-a, которые выполнят задание случайно.

Сегодня на нашем полигоне первая команда продемонстрировала выполнение КТ4. На Ардроне 😃

Frr:

Не могли бы Вы выложить несколько клипов с бортовой камеры - пролет коридора, подлет и посадка на крест, не пожатых ютубом, в низком разрешении ?
(для настройки софта)

Сегодня сняли несколько подлетов к площадке с борта, но забыл флешку в офисе 😦. Завтра постараюсь выцепить…

askoog

А что за ветер дует? Вроде стены по периметру? Сквозняк от пола?
Стремно как-то если порыв ветра швырнет аппарат на стену…

Dav
askoog:

А что за ветер дует? Вроде стены по периметру? Сквозняк от пола?
Стремно как-то если порыв ветра швырнет аппарат на стену…

Ничего критичного на самом деле. Стены очень хорошо защищают от ветра, но внутрь задувает, то есть такого что “швырнет на стену” не будет, всегда будет несколько секунд чтобы посадить 😃.

Но он ощущается, и PIDы, отрегулированные на полет “с достоинством” в комнате, просто не позволяли аппарату развивать скорость для полета против ветра.

Алфизик

Летать быстрее ветра… Опасно, но очень хочется. Только придётся очень внимательно контролировать кинетическую энергию, а то ведь она от скорости растёт в квадрате. Вот, например, как выполняется кинетический старт.
Представьте, вертолёт стартовал, на регуляторе максимальное значение, ротор интенсивно раскручивается, но тяги ещё недостаточно, чтобы взлететь. Фильтр акселерометра уже начал работу, он настраивается под вибрации, но среднее значение будет 1g, поскольку вертолёт ещё не взлетел. Вот это значение нам очень нужно. Ещё у нас есть два сумматора, в один мы будем складывать значения акселерометра за вычетом земного тяготения, то есть интегрировать будем, и период получения данных у нас dt. А в другой - значение из первого сумматора, тоесть двойное интегрирование делаем.
Вертолёт оторвался от поверхности и стремительно уходит вверх, первый интегратор тоже убегает вверх, он показывает вертикальную скорость. Из этой скорости мы можем вычислить кинетическую энергию вертолёта как масса умноженная на квадрат скорости и делённая пополам. Второй интегратор следует за ним, показывая высоту. Наш вертолёт не просто так взлетел, ему задана целевая высота h, в этой точке его потенциальная энергия будет mh. Из значений интеграторов находим мгновенные значения потенциальной и кинетической энергии. В момент, когда их сумма станет равна нужной нам целевой потенциальной энергии, мы выключаем двигатель. Нет, тормозить его не будем, просто прекращаем качать в него энергию. Пропеллер по инерции продолжает вращаться, ведь он только что давал максимальную тягу. Но показания акселерометра коренным образом поменялись, он показывает отрицательное ускорение. Поэтому интегратор скорости развернулся и бежит от плюса к нулю. И вот когда он прибежит к нулю, только тогда мы переводим двигатель на режим висения. Как вы думаете, где в результате окажется вертолёт? Где надо, там и окажется. Летать быстрее ветра можно. Только вот летать быстрее, чем думать, не надо. Мы уже знаем, чем это заканчивается. Летательным исходом.

Алфизик

Сам себя поправлю. Совсем отключать энергию от двигателя на летящем вертолёте нельзя. Представьте висящий на месте вертолёт. Его потенциальная энергия не меняется, кинетическая тоже. Однако он расходует энергию. Этот расход состоит из двух частей, я назову их “налог на висение” и “налог на устойчивость и управляемость”. Если первую часть энергопотока можно спокойно на некоторое время отключать, то вот вторую нельзя отключать ни в коем случае!!! Угроза аварии носителя!!! Проверено, мины есть. Я кстати, обнаружил, что такое “неуловимо погнулось” в наших вертолётах. Зубья в передаче от двигателя к ротору. Если навести механический лупоглаз(объектив от старого фотоувеличителя), то картина предстаёт во всей красе. Кинетическая энергия - она такая, она не могла бесследно исчезнуть.

ssilk

Лихо это Вы закрутили…) Надеюсь Вы имели ввиду модель вертолета? Да еще и соосник к тому же… ) Потому что в настоящих (да и не только) ротор раскручивается на земле, до рабочих оборотов, а тяга регулируется изменяемым шагом… Вплоть до отрицательной…

Алфизик
ssilk:

Лихо это Вы закрутили…)

Продукция “Лаборатории безумного учёного”, выбывшей в КТ3 команды.

ssilk:

Надеюсь Вы имели ввиду модель вертолета? Да еще и соосник к тому же… )

Да, речь действительно идёт о 30-граммовом микровертолёте. Мы в конкурсе новички, обставить тех, кто давно летательными аппаратами занимается, у нас всё равно бы не получилось. Поэтому мы решили сильно не тратиться, а бросили клич, что собираем полурабочие/нерабочие летающие игрушки. Скоро у нас этих вертолётиков собралось целое помойное ведро. С ними и начали опыты. Увлекательнейшее занятие, я вам скажу. Этот конкурс - вообще такой “спортзал для мозгов”, прям драйв и адреналин.
Ну так вот, я продолжу размышления о вертикальном маневрировании. Я вот о посадке думаю. Вот висит вертолёт, потенциальная энергия =mh. Надо у него эту энергию отнять. К двигателям поток энергии идёт на нужды висения вертолёта. А если из этого энергопотока вычесть лишнее? Тупо по электросчётчику, в ватт-часах, джоулях или милливатт-секундах, как вам будет удобно. Вертолёт ведь спустится, никуда не денется. У нас такая картина происходила, когда переводили двигатель с оборотов висения в свободном пространстве на обороты висения на подушке. Разница небольшая, спуск медленный. А нужно быстрее. У нас гонки или не гонки?
Причём эту лишнюю энергию можно вычесть в произвольном порядке, вертолёт в силу наличия у его массы всё равно это воздействие проинтегрирует. Интересно получается, правда? По акселерометру летали, по гироскопу летали, по электросчётчику ещё ни разу не летали!

slvn
Алфизик:

Вот висит вертолёт, потенциальная энергия =mh. Надо у него эту энергию отнять.

mgh. Хотя и не в ней дело. Дело больше в ускорениях. И не только при вертикальном перемещении, а в горизонтальном тоже. В техкарте, кстати, вопрос про скорость как-то некорректно звучит. Хотя, для тихолетов может быть. Если хотите оочень быстро приземлиться, включаете отрицательный шаг. А при приземлении положительный, чтобы не разбиться соответственно. Только физику всю нужно четко просчитать и заранее. Иных вариантов быть не может. Вертолетов с флайбаром и детскими лопастями не касается, естественно. Я вот тоже когда-то соорудил аппарат с флайбаром, но это такая гадость оказалась. А что я хотел, собственно, от механической системы с дикой инерцией. А при быстром приземлении с ним аппарат уходил в дикий “унитаз”. Тем не менее, была интересная машинка, в первую очередь тем, что получился соосник без редукторов на б/к движках. Думаю идею как-то воплотить все ж.

Алфизик:

У нас гонки или не гонки?

Я вот тоже думал, что гонки, но уже понял, что ошибался. Хотя бы по тому, что показывает сам Крок. Угол тангажа ограничили уж слишком сильно. Градуса в 3, наверное. Какая там горизонтальная составляющая… Да и с ветром простым аппарату было не справится. Это основная причина того, что не удалось приземлиться на площадку во втором видео, имхо:

Dav:

И для развлечения участников два ролика про отладку,

Увеличьте максимальный тангажа градусов до 8-10 хотя бы. А то так совсем все грустно. Нет возможности сманеврировать никакой. У вас с такими винтами вполне должен быть запас по тяговооруженности. Я понимаю, что весит он около 2,7 кг, и страшновато. Но если “по рабоче-крестьянски”, откинув тонкости и побочные эффекты, то тяга винтов для горизонтального полета коптера с тангажем альфа будет примерно равна mg / cos (альфа) . Т.е. для малого угла не так и много.

Алфизик:

Этот конкурс - вообще такой “спортзал для мозгов”

С этим абсолютно согласен. Меня он как-то сдвинул с мертвой точки в плане электроники. А по леталкам вообще получил большой заряд для творчества, а то коптер уже в углу валялся давно и никакого интереса у меня уже не вызывал. Только чего-то под конец драйв у меня кончился, скорее, движок просто закипел от избытка адреналина в топливе:)
Да и лето все ж. Хочется уж когда-то отдохнуть. В июле отпуск, хотел как раз его потратить на конкурс целиком. А теперь смотрю немного иначе на это дело, и хорошо что вылетел. Теперь месяц семье уделю, а не вертолетам. Да и на вертолеты, возможно, посмотрю несколько иначе, со свежей головой. Летом удобно полетать, протестить в поле, но сами конкурсы, на мой взгляд, летом проводить не очень хорошо. Лучше ближе к концу осени. Летом человеческий организм больше на отдых как-то настроен. А энергии и сил нужно много на подготовку к подобным мероприятиям. Особенно, если ты все делаешь в одиночку. Командам, думаю, тоже не сладко от такой подготовки летом. Кто-то в отпуск хочет, многие же летом хотят, у кого-то семья, дети, нужно их на море, ну и т.п. Это я выражаю свое мнение, может оно и не совсем правильно. Но, думаю, что стоит обсудить оптимальное время проведения будущих конкурсов.

askoog

Думаю что у крока квадр сильно перегружен, нет запаса по тяге (моторы почти на максимуме). У меня был изначально квадр на нуке, очень тяжело летал. Теперь гекса на нуке, в ветер ее конечно носит, но деваться некуда. Для квартиры гекса слишком здоровая, остается только на улице тестировать. Ветер эт +1 к уровню адреналина.
Спортзал не только для мозгов, но и для рук. У меня все оборудование (вместе с вертолетом) в чемодан умещается, в сумме там 12 кг (верт, груз, аппа, роутер, планшет, старт.площадка, чумадан)… каждый день прокачиваюсь… если конечно футболлеры на аэродроме не бегают …

nvi93
Dav:

Ролики от КРОК

Мы сняли ролик про полигон, рассказ о том что мы ждем от участников к КТ4, ну и полет нашего собственного коптера в автоматическом режиме.

Может ли отличатся ориентация “крестов” (в виде “+” со стороны полёта), от представленной в презентации? А именно, линии крестов параллельны стенам полигона, или возможен поворот?
Что мы можем увидеть, “+” или “Х” или что-то третье, если будем двигаться по центру вдоль длинной стороны?

В новостях показали последствия грозы в Москве. Как полигон, не пострадал?

askoog:

Думаю что у крока квадр сильно перегружен, нет запаса по тяге (моторы почти на максимуме)…

Мне тоже так показалось, т.к. пилот держит ручку газа приблизительно 3/4 от максимума, а возможно ещё центр масс не удачный, из-за лидара.

Лёшич
nvi93:

Сообщение от askoog
Думаю что у крока квадр сильно перегружен, нет запаса по тяге (моторы почти на максимуме)…
Мне тоже так показалось, т.к. пилот держит ручку газа приблизительно 3/4 от максимума, а возможно ещё центр масс не удачный, из-за лидара.

На самом деле, все не так страшно. В реальности коптер висит при 50% газа, 3/4 выставилено исключительно для запаса по управлению газом. Логика взаимодействия такова, что максимальный газ, который контроллер выдаст на моторы, сверху ограничен значением, получаемым с пульта РУ. Т.е. независимо от того, какое управление придёт с вычислителя, коптер в вверх “на все деньги” не уйдёт, а всегда по максимальному значению будет ограничен “большим братом” в лице РУ на те самые 3/4

Алфизик
Лёшич:

… коптер в вверх “на все деньги” не уйдёт, …

Для ДВС-ов есть выражение “на всю мазуту”. Это я так, к слову.

Dav
Лёшич:

На самом деле, все не так страшно.

привет!

Уважаемые участники, рад вам представить еще одного представителя команды КРОК, вы могли видеть Алексея на наших последних роликах в роли тест-пилота.

nvi93:

Может ли отличатся ориентация “крестов” (в виде “+” со стороны полёта), от представленной в презентации? А именно, линии крестов параллельны стенам полигона, или возможен поворот?
Что мы можем увидеть, “+” или “Х” или что-то третье, если будем двигаться по центру вдоль длинной стороны?

Все что угодно. Ориентация креста никак не нормирована.

nvi93:

Как полигон, не пострадал?

Да вроде нет, спасибо 😃

slvn
askoog:

Для квартиры гекса слишком здоровая

Да и квадр для квартиры не подарок. У меня квадр с лучами всего 50см. Но и его страшновато запускать в домашних условиях. В былые времена сделал девайс под названием “турбокрышкаунитаза”😉 Реальная крышка унитаза с винтом сверху, чтобы по воде и льду гонять:) Так эта штуковина как-то проехалась около двери балконной и АПЦэшным винтом ее пропорола насквозь. До сих пор эта пробоина напоминает мне о технике безопасности. Тогда я понял, что квадры в домашних условиях отменяются, или только на пластмассовых убогих винтах, которые в случае чего разлетятся на куски. Да и то, когда уверен, что вся электроника не подведет. А эксперименты в автомате уж точно очень опасны.

bir

Коллеги, а поделитесь, если не жалко, информацией…

А как вы NUC питаете? Или он свои 19 вольт только по паспорту хочет, но и от 12 работает? Я что-то уперся в одноядерный atom, не хватает (USB уперлось в пропускную способность, блин, а там только один контроллер, да и обработка xtion+оптика очень проц хочет)… У КРОКа в техкарте вижу, что 4S1P, но там 19 вольт ±10% nuc-овских трудно достать простым способом…

В ответ готов рассказать свои приколы на тестовых полетах, и вообще спалить общую идею (уже можно 😃

– Команда: Икар-Москва, большой гекс (3+ кг), AeroQuad, OpenCV, PCL и т.п. 😃

askoog

Nuc работает от 19 до примерно 11в (проверялось),
Батарея 4S дает от (4*4.2=16.8 до 4*3=12в).
Другими словами, если на батарее не будет просадок ниже 11в,
то NUC будет работать. Это в теории, но я на практике не проверял
вертолет с 4S, т.к. у меня борт от 3S питается.
Плохая батарея 4S запросто может и ниже 11в дать, если скажем по 2.5 на банку,
то будет 10в. Это может быть кратковременная просадка,
но нуку это уже не поможет, он вырубится.
Мой нук питаю через вот такую штучку
www.dimensionengineering.com/products/anyvolt3
от 3S.
Она конечно тяжеловата (радиатор большой), но всю зиму летал на ней,
и сейчас летаю, нареканий нет.
Напряжение на энивольте3 выставлено 12в.
Ну так получилось, что раньше был не нук,
а другая атомная плата, которая хотела 12в.
Но выставлять другую напругу так и не стал.
Т.е. нук у меня очень стабильно работает от стабилизированных 12В
Пару раз батарея садилась очень сильно, до 7в… это 3 банки то,
но энивольт3 все равно работал и нук был жив, что позволило
аккуратно выключил windows.
В общем, если бы летал на 4S, то питал бы нук напрямую от батареи.
Но сейчас уже поздно экспериментировать с питанием, да и неохота чего-то 😃

bir
askoog:

Nuc работает от 19 до примерно 11в (проверялось)

Вот спасибо за информацию 😃 Днем расскажу обещанное. Для начала будет - про взлет гексы с ускорением 5g, полный газ 4-х моторов, остальные в холостом ходе 😃

Александр_Т

Для тех, кто не прошел контрольную точку №3, но тем не менее хочет участвовать в этом замечательном действии, одна московская команда предлагает сотрудничество. Особо интересует вопрос распознавания крестов, включая аппаратную часть. Но и по остальным вопросам помощь будет не лишняя. Пишите сюда av435070@comtv.ru Всем успехов! Александр.

Dav
askoog:

Мой нук питаю через вот такую штучку

Мы примерно так же, по ссылке описано - rcopen.com/blogs/120916/16447

Хотя от 4S можно и напрямую.

bir

Как обещал, для начала рассказываю, палясь…

  1. AeroQuad. Прост, как валенок. С датчиков снимать данные умеет, стабилизация - на pid-ах. Есть 2 режима: rate (нам не интересен, это стабилизация только по гиро), и attitude - там 2 pid-а, сначала аналогично rate по гироскопу, потом еще по акселерометру. По управлению - в случае rate с пульта стиками задаешь, насколько быстро менять положение, а attitude - к какому положению прийти. Ну это должно быть всем понятно…

  2. Внешнее управление AeroQuad: прошивка допиливается так, чтобы, если нужная ручка пульта (Aux2) в нужном положении - борт реагирует на команды с serial-а. Команды - в точности как с пульта в режиме attitude, кроме частных случаев для прямого управления газом (взлет-посадка).

  3. PX4Flow. Своеобразная штука. Внутри - говнокод детектед 😃, в удивительном количестве. Самая большая проблема - это синхронизировать импульсы сонаров, чтобы они друг другу не мешали (у меня нижний на px4flow, и еще 4 по кругу). Веселая задача, уже много вариантов попробовал, один px4flow замучал, хорошо, что запасной был.

Теперь про обещанные приколы…

Перестарались с газом на взлете. Борт ушел “в небеса”, метрах на 10 успели перекинуть в ручной режим, но газ добавить не успели. Упали на крышу гаража. Минус 2 луча, минус страховочное шасси. Моторы целы, лучи поменяли.

Начал разбираться… По телеметрии - на полном газе были 1, 2. 4, 5 моторы. 3, 6 - на холостом. Странно, да? Четное количество багов 😃

* Баг первый - полетный контроллер ждал от вычислителя команды по тангажу/крену в диапазоне [-500, 500], а вычислитель выдал нейтраль не 0, а 1500. Борт сильно захотел направо вниз…

* Забавный race-condition в удержании курса привел к тому, что борт так же сильно захотел влево вверх.

Как эти все размышления суммировались на выдаче к моторам - можно угадать 😃

Алфизик
Александр_Т:

Особо интересует вопрос распознавания крестов, включая аппаратную часть.

Оно вам точно надо? Забейте на них. (Старинная русская пословица про забивание хххх: Конец - делу венец.) Мы вот вовсе собирались летать не по крестам, а по статистике наименее цветных точек в кадре, причём только тех, которые ниже линии горизонта. Для этого проца сотового телефона (ARM7) с VGA-камерой достаточно. Полуоси эллипса элементарно вычисляются, из них - удалённость и высота. Только вот придётся учить дроналёт летать “по памяти”, потому что при частичном выходе эллипса за кадр сами понимаете, что будет. Ещё минус, что в какой-нть солнечный зайчик может улететь. Но при матовых поверхностях нормально будет. “Мне кажется, что это совершенно точно”.

PS: не надо меня слушать, только немножко прислушайтесь. Я не гуру, я ещё пока полугурок.