Вопрос к знатокам вертолетной теории (90гр АП)

Van_Der_Graaf

Всем привет!
Искал в разных талмудах (Милл и т.д.), да не нашел, и сам не могу понять – почему на двухсервовых 90-градусных тарелках (соосных или классических ФП) рог, отвечающий за элероны, направлен под 45 градусов влево от продольной оси верта, а не точно вбок, а рог тангажа, соответственно, не вперед, а под 45 вправо? Может кто-нибудь разжевать, из-за чего так получается, или носом ткнуть туда, где это расписано?..

Вопрос не совсем досужий, ответ на него может, во-первых, помочь мне разобраться, почему у меня на мСР “полетная” продольная ось не совпадает с реальной (вместо “вперед” летит “вперед-вправо” и так же с остальными циклическими командами по кругу), а во-вторых, я тут задумываюсь об управляемых верхних роторах на соосниках, но без полного понимания связи теории с практикой, сами понимаете… Заранее спасибо!

Van_Der_Graaf

спасибо, почитал:
На высоких оборотах несущего винта гироскопическая прецессия изменяет движение вертолёта при изменении циклического шага так, что тангажный момент вызывает крен вертолёта, а момент крена вызывает изменение тангажа вертолёта. Для компенсации этого воздействия оси управления внешней тарелкой смещают вплоть до 90°.

Только вот ясности сильно не прибавилось, увы. От чего зависит угол, на который смещаются оси?

incomer

Вы в статье википедии все ссылки проштулировали?

Van_Der_Graaf

По ссылкам там ничего содержательного, кроме краткого общего описания прецессии, нет.

Рыл вечером форум, нашел:

  1. еще пару отсылок на то, что из-за прецессии вектор смещается на 90 (в тех источниках не ДО 90, и именно НА 90)
  2. объяснение, что на соосниках фиксированный верхний ротор вносит компенсирующий момент и поэтому разворачивают тарелку на 45, а не на 90
  3. рецепты борьбы с полетами боком в виде регулировки натяга крепления лопастей и способа установки тяг от серв к АП

То есть, похоже, что особых знаний в этом вопросе ни у кого и нет, во всех темах, где поднимался этот вопрос (почему так сделано и как побороть полеты боком), шквала ответов не наблюдалось, максимум, всплывало волшебное объяснение “потому что прецессия”, и на этом всё. Ну ладно, спасибо и на том!

Searcher

Гм, направление “вектора прецесии” измениться не может по определению 😃
Измениться может только результирующий вектор - т.е. сумма (векторная) прецесии и направления движения. Имхо где тут и ответ, зачем смещают угол приложения услия от сервы 😃
(это как бы упрощение, в полной теории +еще кучка факторов)
если я правильно помню курс о гироскопах 😃
Примечание:

  • направление отклонения оси вращения (прецесия) 90 градусов к прилагаемому усилию и 90 градусов к оси вращения.