Вопрос по автомату перекоса

L2-Max
Vladlen:

С автожиром вообще непонятно как вращается ротор набегающим потоком с таким шагом. Модель вертолёта с положительным шагом не аторотирует.

Потому что у модели вертолета профиль лопасти симметричный, который при нулевой установке не создает подъёмной силы. У автожира профиль ассиметричный и подъемная сила такого профиля может создаваться как при нулевой установке, так и при слегка отрицательной (зависит от профиля). Для того что бы ротор вошел в авторотацию достаточно, что бы вектор суммы аэродинамических сил таких как сопротивление и подъемная сила был наклонен вперед. Угол атаки при этом не обязательно должен быть отрицательным, потому что подъемная сила создаваемая ассиметричным профилем направлена не под прямым углом к хорде, а слегка наклонена вперед, что и заставляет лопасть вращаться.

Рельные вертолеты с ассиметричным профилем лопасти тоже авторотируют со слегка положительным углом атаки. Точно так же летит и планер, с небольшим положительным углом атаки, и почему то в воздухе он не останавливается.

Vladlen

Когда говорят о векторах аэродинамических сил какую часть и какой лопасти рассматривают? Надо рассматривать силы на все лопасти, а не на кусочек одной и в удобном положении 😃

Boch
L2-Max:

Оставлю это здесь. Возможно так будет понятно как работает циклика автожира.

Втулка автожира, как автомат перекоса

Ок. Отличный мультик. Давайте попробуем разобраться.
Кстати, на том же канале, лежит еще один мультик, также, дающий пищу для размышлений.

Хороший видос про винт автожира

Голова автожира представляет из себя “Винт на общем горизонтальном шарнире” (п9. гост docs.cntd.ru/document/1200009381). И шарнир этот служит для уравновешивания подъемных сил набегающей и отстающей лопастей. А то, что показано в представленном Вами мультике является паразитным эффектом, вносящем ненужные вибрации. Последнее утверждать не буду пока не наберу достаточно информации.
Жалко форум “Ассоциации экспериментальной авиации” не работает (вчера работал). Там, в автожирном разделе, представлен указанный мультик (по информации из коментов к данному видео). Интересно было бы почитать.

Нашел. Форум заработал. Читаю.
reaa.ru/threads/…/page-118

L2-Max
Vladlen:

Когда говорят о векторах аэродинамических сил какую часть и какой лопасти рассматривают?

Владлен, пусть останется лишь общее описание принципа иначе начнется как цикликой автожира.

Boch

Еще раз прересмотрел мультики в замедленом виде. Очень сильно все это напоминает компенсацию взмаха. Наступающая лопасть поднимается вверх при этом уменьшается ее угол атаки, тем самым ограничивая амплитуду взмаха.

L2-Max

В анимации хаб наклонен относительно оси вращения ротора на 7 градусов. Никакие другие силы действующие на ротор не указаны для простоты иллюстрации.

Но в устоявшемся полете, когда и ротор и хаб вращаются в одной плоскости, а пилот на циклику не воздействует, то да происходит компенсация несимметричности подъемной силы точно по тому же принципу, как и если бы пилот отклонял циклику. Только в этом случае отклоняется ротор, а не циклика, что в принципе одно и тоже, потому что плоскости вращения ротора и хаба перестают совпадать.

В динамике это выглядит так, что чем больше несимметричность подъемной силы, тем больше опрокидывающий момент на роторе и тем больше ответ по циклику с противоположной стороны ротора. Пилот при этом на циклик может не воздействовать.

L2-Max
Ded_Otmoroz:

При чем тут гироскопический момент?

Наступающая лопасть идет вверх, а отступающая вниз, конус заваливается направо.

Конус ротора при поступательном движении всегда заваливается назад вне зависимости от направления вращения. Именно в этом и есть смысл гироскопической прецессии, потому что несимметрия подъемной силы находится по бокам несущего винта, а отклик вращающегося ротора сдвинут на угол 90 градусов от точки приложения силы которая стремится его опрокинуть.

Vladlen

Вопрос почему ротор вращается создавая подъёмную силу остался неразжёванным. Даже в учебном видео на модели шаг отрицательный 😃

зачем нужно поступательное движение? куда будет вращаться ротор, точнее толкаться набегающим потоком, при отсутствии горизонтальной составляющей скорости?
Тайм код не работает. смотреть с 8.18

Boch
L2-Max:

В анимации хаб наклонен относительно оси вращения ротора на 7 градусов. Никакие другие силы действующие на ротор не указаны для простоты иллюстрации.

Понял, в чем ошибка в анимации. Ось вращения ротора взята не та. В мультике ротор вращается вокруг оси красного цвета (см. на прилагаемой картинке), а, на на самом деле, ось вращения ротора зеленого цвета. Отсюда и появившиеся волнообразные движения.

L2-Max
Vladlen:

Вопрос почему ротор вращается создавая подъёмную силу остался неразжёванным.

В учебном видео выше шаг не просто отрицательный, а мега отрицательный. При таком угле установки реальный вертолет будет снижаться с огромной скоростью и кинетической энергии ротора попросту нехватит выполнить так называемый подрыв. Я так же не разглядел профиль лопасти на видео, скорее всего его там нет для простоты конструкции, а углы установлены так для наглядности.

Владлен, у вас же в дневнике есть ссылка на статью где все это разжёвано в деталях.

Вот тут. www.faa.gov/regulations_policies/…/hfh_ch02.pdf

Vladlen:

зачем нужно поступательное движение?

Исходя из своего личного опыта выполнив 1000+ успешных авторотаций на семисотках могу сказать следующее. Для успешной посадки вертолета (не каждого) на авторотации поступательная скорость не обязательна, но в таком случае снижаться приходится очень быстро поддерживая высокие обороты ротора, что бы энергии хватило выполнить подрыв у земли. Причем при гашении вертикальной скорости ротор останавливается очень быстро, времени на коррекции по циклике остается очень мало. Без подготовки велика вероятность разбить модель.

Если же я ротирую с поступательной скоростью, то удерживаю обороты минимально возможными, чем увеличиваю аэродинамическое качество аппарата. Точно сказать немогу, но когда то на раскадровке я насчитал что то около 600-700 об/мин. При таком режиме, перед посадкой, вертикальная скорость гасится увеличением угла атаки к потоку, а ротор при этом раскручивается еще больше. Подрыв выполняется очень плавно оставляя достаточно времени на выполнение коррекции по циклику.

То есть, во втором варианте часть кинетической энергии запасается не в роторе, а во всем ЛА, что разумно, потому что ротор бесконечно накапливать энергию не может. Его или разорвет к чертям или он попросту перестанет это делать из-за возникшего огромного сопротивления.

Vladlen:

куда будет вращаться ротор, точнее толкаться набегающим потоком, при отсутствии горизонтальной составляющей скорости?

Очевидно же что туда же 😃

Boch:

Понял, в чем ошибка в анимации. Ось вращения ротора взята не та. В мультике ротор вращается вокруг оси красного цвета (см. на прилагаемой картинке), а, на на самом деле, ось вращения ротора зеленого цвета. Отсюда и появившиеся волнообразные движения.

Вы опять ошибаетесь. То что вы указали зеленой линией это ось вращения хаба, а не ротора. В анимации все верно указано.

При наклоне хаба ротор продолжает вращаться в той плоскости в которой вращался. Наклоняется хаб, чем изменяет циклический шаг ротора, а уже потом ротор начинает следовать за хабом пока не займет заданное положение. Как только и ротор и хаб будут вращаться в одной плоскости циклика исчезает.

Vladlen

Я вижу только наступающую лопасть и только в положении перпендикулярном балке. При этом вертикаль и направление единственой постоянно действующей силы - силы тяжести не указано. Где как минимум вторая лопасть? или все остальные.

Vertyxan

Извенити за тупой вопрос, получается для движения вертолета вперёд переднюю часть тарелки нужно опустить вниз и как бы зад вертолета начнет загребать вперёд ?

Vladlen
Vertyxan:

Извенити за тупой вопрос, получается для движения вертолета вперёд переднюю часть тарелки нужно опустить вниз и как бы зад вертолета начнет загребать вперёд ?

На самом деле надо вертолёт наклонить вперёд, и у ротора появится составляющая силы направленная вперёд, а наклон тарелки приводит к появлению вращающего момента и вращению фезюляжа, ну а куда наклоняется тарелка зависит от конструкции и количества лопастей.

L2-Max

Что ж. Я заморочился и сделал физическую модель ротора автожира на базе флайбарной головы от 600ки. Тарелка перекоса намертво заблокирована из-за чего флайбар не может качаться на своей оси, а только вдоль. Точно так как у автожира.

Я специально утяжелил ротор, что бы процесс перекладки происходил медленно и не пришлось замедлять видео. В качестве лопастей использовались серволопатки с этого же флайбара. Площадь лопаток конечно же очень мала, но этого было достаточно, что бы циклика работала.

Здесь управление цикликой без лопастей.

Здесь с лопастями. Обратите внимание на звук издаваемый лопастями при перекладке. Поток воздуха при перекладке влево-вправо попеременно дует, то спереди, то сзади. Позже могу и это продемонстрировать.

Еще будут сомнения в том что у автожира положение ротора задается изменением циклического шага или освещение добавить?

Причем я не отрицаю, что без лопастей ротор со временем все же займет заданную хабом позицию из-за сил трения в шарнире, но это происходит очень медленно около 10-15 секунд на данной модели. А теперь представьте мы наклоняем хаб реального автожира где центробежная сила на роторе измеряется тоннами. Без циклики, наклонив хаб в обед, возможно к ужину ротор займет заданную позицию (утрирую).

Vladlen:

Где как минимум вторая лопасть?

В той же статье на следующей странице. Вот.

В пояснении сказано, что все три региона при поступательном движении сдвигаются наружу вдоль размаха лопасти по всей отступающей части диска.

Autorotative force in forward flight is produced in exactly the
same manner as when the helicopter is descending vertically
in still air. However, because forward speed changes the
inflow of air up through the rotor disk, all three regions move
outboard along the blade span on the retreating side of the
disk where AOA is larger.

L2-Max

Наклон ротора автожира на 90 градусов циклическим изменением шага - 9 сек.

Тоже самое, но без лопастей, то есть трением в шарнирах - 37 сек.

Надеюсь не нужно объяснять, что если трение в шарнирах будет равно нулю, то наклон хаба на положение ротора влиять не будет никак. Исключение - такой угол наклона хаба когда ротор начинает ударятся об ограничители, но этот случай я здесь не рассматриваю.

Boch
L2-Max:

Еще будут сомнения в том что у автожира положение ротора задается изменением циклического шага или освещение добавить?

disk where AOA is larger.[/I]

Сомнений больше нет. Спасибо, что помогли разобраться.
Кроме того, нашел подтверждение в литературе.

L2-Max

Можно вас попросить ссылку на источник. Потому как когда я искал подтверждение своим размышлениям, то ничего толкового кроме обрывков зарубежных патентов и случайных упоминаний принципа на форумах я не нашел.

Ded_Otmoroz
L2-Max:

Конус ротора при поступательном движении всегда заваливается назад вне зависимости от направления вращения

Ну да, ты прав, назад завал.

Vladlen

Не знаю как эти картинки могут объяснить раскрутку ротора при разбеге автожира. Когда набегающий на протвоположные лопасти поток воздуха имеет противоположное направление. На чертежах поток воздуха представлен только навстречу вращению лопасти. Нет нормального сложения векторов сил, всё как-то на пальцах и без конкретики 😃