Еще раз про серволопатки

Одессит

Подскажите, плз, в трёх- и более лопастных винтах
какой механизм играет роль серволопаток? Ведь
функции коррекции угла опережения должны
остаться, но серволопаток нигде не видно.

vovic

Серволопатки у двухлопастного винта не корректируют угол опережения. У них другие задачи.
В многолопастных винтах их задачи ничто не решает. Там их (лопаток конечно) просто нет.
А угол опережения определяется конструктивом механизма поворота лопастей и терелки автомата перекоса. На форуме этот вопрос уже обсуждался.

Одессит

Спасибо за оперативность, но нигде не могу найти
точного описания работы серволопаток, отсюда и
возникают дурацкие вопросы.По теории работы
несущего винта литературы есть много, почитал,
понял(?),но по серволопаткам объяснения типа
“улучшают устойчивость, управляемость и
реакцию на управление” ну никак не устраивают.
Может подскажете где покопать, чтобы людям не
надоедать? Заранее благодарю!

vovic

У двухлопастного винта угол атаки лопастей должен меняться в противофазе друг другу. Тяги от рычага поворота воздействуют на тарелку автомата перекоса тоже со сдвигом на 180 градусов. В результате инерционные моменты от поворота лопастей вокруг их продольной оси на тарелке складываются синфазно. Возникает большой периодический момент сильно нагружающий сервопривод перекоса тарелки.
Вращающиеся серволопатки имеют гораздо меньший момент инерции относительно продольной оси и не нагружают так сервомашинки через тарелку автомата перекоса. Сами лопатки при вращении имеют значительный гироскопический момент, на котором и гасятся пульсации от выше обозначенного момента, чем разгружаются сервомашинки. Поэтому они и называются серволопатками.
Помимо этой функции подбором отношения площади лопаток к моменту их инерции достигается настройка между стабильностью и маневренностью вертолета, как компромисс.
То, что серволопатки поворачивают фазу изменения угла атаки лопастей еще на 90 градусов, это не функция, а просто побочный эффект, который ни полезным, ни вредным не назовешь. Он просто компенсируется поворотом механизма управления тарелкой автомата перекоса.

В трехлопастном винте лопасти разнесены так, что момент перекоса на тарелке имеет в шесть раз большую частоту пульсаций и примерно во столько же раз меньшую величину их пика . Поэтому надобность в серволопатках отпадает. На пятилопастном - тем более.
У четырехлопастного пульсации лишь вчетверо меньше, и серволопатки в принципе бы пригодились, но их сложно сделать конструктивно.

Где про все это почитать? Понятия не имею. Наверное, надо не только читать, но и самому до многого доходить. :rolleys:

1 month later
igor12

Хочу сразу предупредить, Я - ЧАЙНИК в этом деле… 😊

А чем гасяться импульсы в настоящих вертолетах с двумя лопастями? (Кобра например)

vovic

Гидробустерами системы управления. 😆