Что такое Kv и другие глупые вопросы.

MihaD

Ну вот.
Данный экземпляр с винтом 9х4,7 ест 10,2А при 11.8В, а с винтом 9х6 - 15А. Тяга 600 и 680г соответственно.
А вот для тяги 300г на первом винте ток 4,1А, а на втором - 4,8А.
С тяжелым винтом на полном газу без скорости греется заметно.
Теперь полетать можно.

6wings

читаю я читаю эту ветку… И решил выдать Вам эмпирические данные 😃
Моторчики 2213/20 и 2217/16 с kV=1050 (Ваш мотор занимает промежуточное положение между ними) лучше всего летают с винтами 11х47 SF и 11х38 SF. При этом, от достойной батареи 3S (например, 3s2100 20C) они способны забирать в пике 25-35 А, что, конечно, несколько превышает рекомендованные значения. Однако, при таких токах на указанных винтах они реально обеспечивают тягу 1-1.5 кг (последнее для 2217/16). Для того, чтобы они не перегревались и не перегорали в таких режимах им нужно хороше охлаждение, которого можно достичь привинчивая статор мотора (без крестовины!) к дюралюминиевой или алюминиевой мотораме, сделанной, например, из школьной металлической линейки и изогнутой буквой “П” (мотор привинчивается к верхушке этой П). Статор и моторама, при этом, должны находиться в хорошем обдуве. При таких условиях эти моторы будут жить и работать долго и счастливо.
Вот 😃

funtik26

Андрей можно капельку добавлю как владелец к22-15м винт 11*4.7 хорош чтобы медленно летать,но есть один небольшой минус, что на 15м, что на 22м он раскручивается немножко дольше чем 10*4.7 , то есть если вы после первых безнаказанных полетов решили опуститься к земле и попробовать висеть на винте, если что двигатель будет немножко дольше вытягивать самолет из проблемной ситуации, в этом плане для новичка я бы посоветовал 10*4.7. да вам придется летать давая чуток больше газу, но на 11 летайте немножко привыкнув к самолету. можете меня бить можете не бить это мое мнение и наблюдение.
а еще лучше купить и тот винт и другой и посмотреть какой больше понравится.

6wings
funtik26:

а еще лучше купить и тот винт и другой и посмотреть какой больше понравится.

вот-вот, совершенно верно 😃
Кстати, на этом конкретном моторе к22-15м я не летал, поэтому не буду оспаривать утверждение, что 11х47 для него велик. Очень может быть, что и так. Но для моторов, на которых я летаю лично и которые я упоминал выше, никакой такой особой задержки с раскручиванием никогда не замечал. Ни на Пилотажевских, ни на “синеньких” (у которы прототипом, кстати, оказался тоже Гиперион).
У самой земли сразу после снижения с небольшими оборотами на винте 11х47 эти моторы на полном газу подхватывают так, что “мама не горюй” - выходишь в “перелом” под 90 градусов на месте 😃
И в статике полный газ оба мотора с 11х47 набирают очень быстро. Особенно хорош 2217/16 при всего 10 г доп. веса.
Надо будет как-нибудь реально сравнить держа в руках два самолёта с одинаковыми винтами и разными моторами.
Кстати, от регулятора тоже много чего зависит, включая динамику.

MihaD

Всем спасибо за дискуссию.
Володимир, Вы оказались абсолютно правы. Шаг 4,7 для этого самлета маловат. Это низкоплан бальзово-пленочный с плоско-выпуклым профилем. На низких скоростях есть проблемы, зато качество неплохое. Пробовал сегодня 9х4,7 и 9х6. Со вторым - песня. Время на моторе осталось тем же - 14 минут. На полном газу в горизонте летать страшно, зато такие вертикали! На двух акках улетался. Коллеги смотрели и сказали, что если это тренер, то они - Наполеоны.
Тайминг оставил “жестким”. Летал с тормозом: аппарат планировать начал, но пока не понял,что больше нравится.
В общем, что-то начал понимать. 😃

6wings

летать высоко и быстро может каждый. А вот попробуйте медленно и низко. Особенно с вашими 9" винтами 😃

ADF

6wings, что прицепился: у каждого свои задачи в полетах, и стили пилотирования разные 😉

Вот я долгое время рвал задницу, скупая почти все винты х*4,7 - денно и ношно мерещилась дикая таговооруженность и прочие извраты, поразившие современное модельное сообщество. И чо? В итоге опять поставил проверенный временем апс-ник 9х6 (2213…) и радуюсь жизни! 😃 Надо - топнул, не надо - летишь в треть газа. Зато фигуры, из классического пилотажа, получаются более ровные и размашистые когда надо 😎

6wings

а я большие винты за другое люблю - за лучший обдув рулей. Когда летаешь 3Д и скорости небольшие - в этом вся соль.
Но если надо - тоже до упора и погнал. Дури там хватает. Но гонять редко требуется, да и не так интересно это.
Кстати, летая уже больше полугода на биплане (последнее время даже на двух), пришел к выводу, что правильно сделаные бипы рулятся практически как УВТ. Хвост ничего не затеняет, весь поток идет на него прямо между крыльев и если хвост сделан правильно, то он отклоняет практически весь поток - это просто сказка. Постоянно летаю на закритических углах и, при этом, чувствую себя очень комфортно. Вообще, если покрепче ухватить такой самолёт рукой, газануть и начать шевелить рулями, то его реально вырывает из рук - при больших расходах хвост просто забрасывает в разные стороны. Показывал коллегам - удивляются 😃 И рулится при этом всё офигительно. Самолёт плавает и неторопливо переворачивается в небе как большая рыбина в воде - красиво.
С маленьким винтом такого ни в жисть не получишь.

funtik26

6wings ну думаю дело в опыте, это как в компьютерных играх- когда только начинаешь играть то и дело опаздываешь или выстрелить, или прыгнуть, или в поворот войти. поиграв пару недель уже знаешь когда нужно нажать нужную кнопку. так же и при висении- почему сложно научиться? потому что нужно замечать малейшее отклонение , и парировать его в самом начале, чуть замешкался, приходится отклонять рули на большие градусы, в итоге самолет начинает раскачивать. так же и с моторами, нужно во время успеть дать газу, и на винте большего диаметра идет маленькое, но запаздывание. ничего страшного, но неприятно.
по поводу обдува рулей винтом большего диаметра абсолютно согласен, да и статика и них поболее, намного легче поймать нужный режим для какой то фигуры

ADF
6wings:

… если покрепче ухватить такой самолёт рукой, газануть и начать шевелить рулями, то его реально вырывает из рук - при больших расходах хвост просто забрасывает в разные стороны.

Ты удивишся - но любой фанфлай ведет себя точно также 😉 Мои монопланы также из рук выворачиваются, когда дав газку начинаешь хвостом махать. По крену, кстати, тоже управляется при этом 😉

Но если надо - тоже до упора и погнал. Дури там хватает.

Дури то хватает: но с более шаговистым винтом максимальная скорость, хоть обосрись, все равно выше выходит 😉

6wings
ADF:

Ты удивишся - но любой фанфлай ведет себя точно также 😉 Мои монопланы также из рук выворачиваются, когда дав газку начинаешь хвостом махать. По крену, кстати, тоже управляется при этом 😉

я не удивлюсь, т.к. летал на фанах. Разница в силе, с которой выворачиваются монопланы и бипланы. По крену у бипов тоже усилие приличное. Но вообще, есть мысль сделать 3Д бип у которого РВ будет на 2-х машинках в режиме элевонов. Будет еще эффективнее.

ADF

Тут дело в том, что к хвосту, как ни крути, поток от винта частично расходится конусом. В идеале бы винт - в кольцо засунуть, да еще и спрямляющие поток лопатки за ним поставить 😃

С другой стороны - управляемость очень запросто варьируется площадью и расходами рулей, если вдруг нехватает. А уж биплан или моноплан - дело вкуса 😃

O_Lenin
ADF:

Дури то хватает: но с более шаговистым винтом максимальная скорость, хоть обосрись, все равно выше выходит 😉

Кто бы спорил, но на байпе самый кайф - колбасицца 😁, притом в ограниченном пространстве, а для этого обдув важнее.

6wings
ADF:

Тут дело в том, что к хвосту, как ни крути, поток от винта частично расходится конусом.

вот-вот. Причем, у моноплана-фана с традиционно толстым профилем этот конус еще шире из-за его толстого крыла.

А уж биплан или моноплан - дело вкуса 😃

монопланы разные бывают. Если это, например, Эдж, то я не то, что не против, а только “за” 😃 Мне чертовски нравится на нем летать!
Кстати, при проектировании Эджа были предприняты, в т.ч., как раз специальные усилия для уменьшения затенения хвоста крылом. В итоге при его статической и динамической неустойчивости и великолепном обдуве хвоста он может летать почти как муха (так, во всяком случае, мне объяснял Лэйзи когда я его расспрашивал о том, почему именно Эдж так офигительно летает и чем же он так отличается от других самолётов).

O_Lenin:

Кто бы спорил, но на байпе самый кайф - колбасицца 😁, притом в ограниченном пространстве, а для этого обдув важнее.

+1
Я уже как-то рассказывал о том, как летал на своей собаке над асфальтировнной стоянкой около авторвиса размером примерно 20х30 м, окруженной высокими домами и деревьями. Причем, не только колбалсился, но и штатно взлетал/садился от ноги/к ноге с очень трудными и кривыми посадочными глиссадами. Вылетал, между прочим, несколько батареек - сплошные висения, харриеры, виражи, бочки и петли на закритических углах в любых положениях… Мужики, которые меня уговорили полетать пока ремонтируется машина, просто заторчали 😃

collapse
Володимир:

Я перешел на полеты с ХХ у электричек - это позволяет дать газу без минимальной паузы на раздумие регулятора, и мне торможение уже не важно…

Регулятор стоит изначально настроить с тормозом, а режим ХХ сделать с троттл-каттом на какой либо тумблер.
Тогда при неожиданной отсечке у Вас будет возможность тормознуть винт, щелкнув выключателем, и дотянуть до полосы с гораздо большими шансами, чем с тормозящим вращающимся пропеллером… Да и просто, выключатель мотора - вещь полезная.
Если пульт позволяет, на тот же тумблер можно повесить микшер “Газ-Газ” в полном минусе, который не даст случайно запуститься мотору при любом положении ручки газа (скажем - кто-то задел ручку газа вашего пульта, и самолет самостоятельно взлетел перед Вашим изумленым взглядом 😉)

Володимир
collapse:

Регулятор стоит изначально настроить с тормозом, а режим ХХ сделать с троттл-каттом на какой либо тумблер.
Тогда при неожиданной отсечке у Вас будет возможность тормознуть винт, щелкнув выключателем, и дотянуть до полосы с гораздо большими шансами, чем с тормозящим вращающимся пропеллером… Да и просто, выключатель мотора - вещь полезная.
Если пульт позволяет, на тот же тумблер можно повесить микшер “Газ-Газ” в полном минусе, который не даст случайно запуститься мотору при любом положении ручки газа (скажем - кто-то задел ручку газа вашего пульта, и самолет самостоятельно взлетел перед Вашим изумленым взглядом 😉)

Глушилка/микс заведена на тублер - так что щелкнуть я могу!!! Правда ДХ6 не имеет глушилки-тумблера, поэтому это шасси и дав полный газ винт все же начинает крутиться…

А про внезапную отсечку - скрестив ЛиПо индикатор из Ефлая и пьезопищалку со встроеным генератором на 12 вольт я получаю писк с неба когда пора не просто сажать - а осталось на один разворот (жрал бы мотор поменьше - было бы подольше) пенолета Maxi Unique
Про тормоз надо поиграться, пока стоит плавное снижение мощности - типа чтобы под прерывистый писк (совсем сел АКБ) дотянуть блинчиком до полосы.

MihaD

“Регулятор стоит изначально настроить с тормозом, а режим ХХ сделать с троттл-каттом на какой либо тумблер.”

А можно подробнее?. Пробовал с тормозом и без, хочется и то, и другое. Это какое-то положение газульки, или регулятор должен иметь такую спецфункцию?

Володимир
MihaD:

“Регулятор стоит изначально настроить с тормозом, а режим ХХ сделать с троттл-каттом на какой либо тумблер.”

А можно подробнее?. Пробовал с тормозом и без, хочется и то, и другое. Это какое-то положение газульки, или регулятор должен иметь такую спецфункцию?

-Тормоз - функция регулятора.

  • Стандартно при включении приемника - регулятор “просит” минимальный газ и от него танцует. Если нажать кнопку глушилки, или щелкнуть настроеным тумблером - то регулятор запомнит это положение как выключено, тогда триммером газа можно подобрать положение, чтобы винт вращался - а-ля ХолостойХод. Двигаешь газ - винт раскручиваеться - убираешь газ до минимума - винт на ХХ, жмешь глушилку - стоп мотор.
    Некоторые регуляторы можно настроить принудительно на точки стопа и полного газа - тогда включив борт самолета мы не сможем газовать - пока не нажмем/щелкнем глушилкой на передатчике (регулятор будет ждать заданного минимума).

Красиво, безопасно и дополнительный полетный режим - планировать с застопореным винтом или с вращающимся набегающим.

MihaD

Ок, въехал.
Кокпит позволяет. надо пробовать. Интересно, насколько хуже самолет тормозится винтом в режиме малого газа по сравнению с режимом “стоп, тормоз выключен”?
И еще вопрос:
Если посадка на плохую площадку с вероятным капотированием, можно ли не заморачиваться со стопом? При остановке винта регулятор перестанет крутить мотор? А то на выдерживании отвлекаться не хочется:)

collapse
MihaD:

Ок, въехал.
Кокпит позволяет. надо пробовать. Интересно, насколько хуже самолет тормозится винтом в режиме малого газа по сравнению с режимом “стоп, тормоз выключен”?
И еще вопрос:
Если посадка на плохую площадку с вероятным капотированием, можно ли не заморачиваться со стопом? При остановке винта регулятор перестанет крутить мотор? А то на выдерживании отвлекаться не хочется:)

Тормоз нужен в трех случаях:

  • планеру - чтоб винт не мешал “планировать” 😉
  • самолету - на случай посадки без шасси, или как Вы написали, при возможных казусах на посадке, чтоб не сломать винт (странно, но факт - при ударе застопоренным винтом об землю винт в 90% случаев просто проворачивается в сторону, а при вращающемся от набегающего потока - в 90% случаев ломается)
  • самолету - на случай аварийной посадки после отсечки акков, чтоб как и планеру, не мешал планировать…

В принципе, если Вы допускаете капотирование и для Вас это не конец света, то можно не морочиться и просто включить тормоз без всяких миксов и ХХ… Это потребуется, когда начнуться полеты на высоте пол-метра, висение в траве и полеты между кустами… Т.е. когда Ваша реакция и время принятия решений будут быстрее, чем реакция мотора на дачу газа 😁
До того, как Вы до этого “докатитесь”, можно не заморачиваться - кроме лишних мыслей (как вы и говорите про выдерживание) - толку никакого не будет 😉

На малом газу самолет почти не тормозиться… Вернее тормозиться с большой скорости до средней, а потом уже совсем слабо.
Но тут есть нюансы, зависящие от оборотов и винта. У меня нпример, на бензиновом самолете пришлось делать три уровня работы при “газе в ноль”:

  • обороты хх около 2000 - с этих оборотов мотор уверенно и быстро раскручиватеся до полного газа, но как минус - самолет невозможно посадить 😉 - этих оборотов с винтом 18" достаточно для очень длинного горизонтального полета без снижения… Режим включен на разбеге и в самом полете.
  • обороты хх около 1400 - можно спокойно сесть, но с этих оборотов мотор раскручивается меделнно и неохотно, и в некоторых режимах может вообще заглохнуть. Я его включаю только при посадке, уже встав на глиссаду.
  • обороты хх - ноль (выключение зажигания). Ну, это когда нужно остановить мотор. Используется только после того как самолет уже сел, либо в каких-то аварийных (тьфу-тьфу) ситуациях, когда самолет просто опасен для окружающих (хотя падающие 5 кг опасны и без мотора 😁 )…

Такая же аналогия есть и с электричками, например регулятор Стамина-12 не умеет быстро стартовать, поэтому я ему включаю ХХ, при которых самолет уже едет по полосе, и даже способен горизонтально лететь с небольшим снижением… В этом случае все эти миксы нужны, т.к. самолет может сам куданить уехать, да и посадка с такими оборотами получается с очень длинным пролетом… На выдерживании просто глушу мотор… А вот регутор АСЕ 40 мгновенно раскручивает мотор с самых минимальных оборотов, и даже на самых низких ХХ самолет и садиться спокойно, и на земле стоит, не двигаясь… Мотор выключается единственный раз, после подруливания к месту паркрвки 😉

MihaD

Спасибо за развернутый ответ.
Я - планерист-самоучка без интерцепторов 😃 , надо учиться садиться с двигателем. Регулятор медленный, с тормозом не угадываю точку посадки. В общем, учиться и учиться. Самолетик маленький, но не висит. Хорошей полосы рядом нет. А совсем рядом и места мало. Без тормоза можно очень крутую глиссаду закладывать, но летать непривычно.

6wings

на своем Кокпите я сдублировал кнопку cut-off тумблером, но использую его только для того, чтобы гарантированно отключать двигатель на земле когда самолёт уже сел. Во всех остальных случаях мне достаточно ручки газа, тем более, что садиться стараюсь только на харриере без пробега - по траве всё равно на небольших колёсах особо не покатаешься. Висение и пр. летаю без режима ХХ - мне время раскрутки винта почему-то не мешает, наверное, приспособился 😃 Причем, к разным регуляторам, включая пресловутую Стамину-12.

collapse
6wings:

Висение и пр. летаю без режима ХХ - мне время раскрутки винта почему-то не мешает, наверное, приспособился 😃 Причем, к разным регуляторам, включая пресловутую Стамину-12.

На легких самолетика - в принципе да, не сильно влияет… Хотя стамина меня достает немного… Но скажем, на 2,5 -килограммовой электричке тупящий мотор - это страшно, особенно когда что-то происходит низко от земли 😉

8 days later
MihaD

Скачал частотомер к звуковухе. Померил обороты в статике. При заявленных 924 об/вольт при 12 вольтах на батарее без нагрузки крутит 9100 об/мин винты 9х3,7 , 9х4,7 , 8,5х4,7. А 9х6 - только 750 оборотов. С этим винтом лучше всего летает.
То есть до какого-то предела газ определяет обороты однозначно, только ток от нагрузки меняется. А потом - завал. Или напряжение так падает? И, возвращаясь к первому посту, где это напряжение мерить?

9 days later
MihaD

Настроил на Кокпите микшер для отключения двигателя. Не с первого раза. Какие-то пляски с бубном: если триммер на 4 щелчка вперед от нейтрали и микшер -125%, то как надо. Если триммер по-другому, то либо только газ сбавляет, либо на среднем газу стоит, в крайних крутится. Расходы и нейтраль на “машинке” не трогал. Логики не понимаю. 😦