Господа, покритикуйте свинцовый аккумулятор!
Помнится, давным давно, читал я книгу Гюнтера Миля “Что-то про источники питания для моделей” (Название точно уже не припомню). Были там описаны аккумуляторы и среди них свинцовые герметичные, их там на самолеты ставили даже, хвалили и т.п. Так вот недавно у меня возник вопрос о источнике питания для катерка, смотрел каталоги аккумуляторов в основном на Никель-Кадмиевые и Метал-Гидридные. А потом заглянул еще и на свинцовые. И… Призадумался, масса и емкость приличные (по крайнем мере масса меня точно устраивает не нужно будет в лодку балласта переть, я вообще-то самолетами занимаюсь, так что катер с самолетными весовыми характеристиками вышел, притапливать пходится весьма солидно). Да я знаю, что они критичны к разряду и могут умереть при чрезмерном разряде, но это проблему можно решить электроникой. Зато разрядные токи - ни один Никель не дает таких. Срок службы такой же, а то и больше… И еще что немаловажно цена, не в какое сравнение с никелями не идет. Я помню раньше на серебре ездил, так это были аккумуляторы! И срок службы если их не дозаряжать и заряжать ассимметричным током как у никеля.
Так вот, что то слишком все хорошо и гладко! Так не бывает, наверняка должны быть куча рифов под водой. Иначе почему же тогда моделисты их не используют?
Господа! Критикуйте этот источник питания, под названием “Свинцовый Аккумулятор”, кто как может, исходя из опыта использования, имеющихся знаний и т.д.
Заранее Всем Спасибо!
Удачи.
Основные минусы: большая масса и химсостав (и свинец и кислота не сильно полезны для здоровья и окружающей среды). Но в автомобилях второй недостаток уже давно победили, создав герметичные необслуживаемые батарейки.
Еще минус: невозможность быстрой зарядки (повышенными токами).
Основные плюсы: дикие нагрузочные характеристики, очень большой срок службы.
Думаю, что остальные мелочи, как то: “не модельное” напряжение 2 вольта на банку и т.д., не будут серьезной помехой для применения кислотно-свинцовых аккумуляторов на хоббийной судомодели.
Чуть добавлю. Главный минус - низкая удельная энергия Джкг. За бугром широко идут в судо- не гонки, а копии. А с химией вопрос уже решен, - надо брать аккумуляторы от компьютерных UPS, или систем охранной сигнализации - они герметичные, работают классно, даже китайского производства!
[quote]Димыч (15-02-2002 15:45):
Помнится,…
Зато разрядные токи - ни один Никель не дает таких. Срок службы такой же, а то и больше… И еще что немаловажно цена, не в какое сравнение с никелями не идет.
Господа! Критикуйте…
Заранее Всем Спасибо!
Эти замечания (выводы) - ошибочны!
Если сравнивать свинцовый аккумулятор, размером с автомобильный (емкостью 40-65 ач; разрядный ток 300-450а), тогда - да.
Но, если взять свинцовый, емкостью (соответственно и размерами) как и применяемые в моделизме (судо-авто гонки) силовые NiCd (1-5 ач), то он не выдаст, скорее всего, и половины разрядного тока по сравнению с ними (размер пластин уменьшится в десятки раз и, соответственно, во столько же раз возрастет внутреннее сопротивление).
Срок службы так же не идет ни в какое сравнение.
У меня NiCd (японские, кажется “Санрайс”, 1,8 ач), прошедшие на соревнованиях 10 лет назад не менее 100 циклов полного заряда и разряда почти до 0, столько же перегревов (при быстрой зарядке и разряде за 6-8 минут), работают нормально и в настоящее время.
Последний из свинцовых (Российского производства), а их прошло за годы не менее десятка, прослужил 5 лет и резко сдох (все это время он находился в идеальных режимах работы: ежедневные поездки, весной-летом-осенью двигатель заводился в 2-5 секунд, зимой (-30 градусов) - за 10-20 сек., зарядка в точности соответствовала напряжению на аккумуляторе (в год подливал не более 100 мл. дистиллированной воды), не менее 2-х раз в год осуществлялась профилактическая разрядка и зарядка на стенде. За это время все соседи поменяли по 2-4 фирменных свинцовых необслуживаемых аккумулятора.
Что касается цены, то за безопасность, удобство при хранении и, главное, в эксплуатации - необходимо платить.
P.S.Последний раз покупал NiCd аккумуляторы более 10 лет назад. Все модельки, радио, ауидио техника в доме и на работе, сигнализация - питаются только от них. За это время они уже многократно окупились (если посчитать сколько нужно было бы потратить на батарейках).
Евгений! Некорректно сравнивать импортные NiCd с российскими свинцовыми по надежности.Вы сравните отечественные NiCd с нашими свинцовыми, и увидете, что хрен редьки не слаще. Ну ведь “Жигули” с “Фольксвагеном” по надежности не сравнивают!
Главный минус - низкая удельная энергия Джкг.
По оценкам того же Г.Миля, удельная энергоемкость свинцовых аккумуляторов всего в 1.45 раза ниже, чем у никель-кадмиевых.
Так что, с учетом того, что свинцовые батареи маленьких емкостей (меньше, чем 3-4 А/час) практически не встречаются, основным их недостатком, все же, является именно большая масса. У меня есть две свинцовые 12 вольтовые батарейки - 9 А/час и 4 А/час. Первая весит 1450 г, вторая - 730 г.
Кто-нибудь может сказать, сколько будут весить аналогичные по электрическим параметрам никелевые батареи? Если они вообще существуют с такими емкостями…
www.gpbatteries.com.hk
Смотрите -критикуйте!
Я применяю тип sub-c 300sch на токах 25-30а.
Пока не смог убить.
По поводу 4500 mA/h и выше там же.
Ну почему же не бывает малых емкостей у свинцовых?
Вот №4503 по каталогу robbe 6В 3 А-ч 610гр. А NiMH там же №Р4805 - 7.2В 3 А-ч - 374 гр. Удельная емкость лучше вдвое.
У меня есть свинцовый гелевый 12в 1.3АЧ, купил в чип-дипе, он у меня для питания электро-насоса топливного, для заправки моделей
Так что есть и на маленькие емкости
Кстати в описаниях смотрел, 12в 7АЧ может длительно отдавать до 100А, их и в мотоциклы ставят на стартеры, это все про гелевые свинцовые
Подтвержу. буржуи ставят такие (видел в основном от ИБП) в судомодели-копии. У них энергопотребление невелико, зарада хватает надолго.
Аккумулятор на примерно 9-12 а\час не напрягаясь тянет полуторометровую модель крейсера с копийной скоростью, причем основная его функция в модели - не сколько как источника энергии, а скорее балласта 😃
Ну это полный бред!!!
NiCd уделает любой свинец по разрядному току и внутреннему сопротивлению.
Свинец хорош, там где к массе больших претензий нет. А с точки зрения аккумов от UPS так они тоже не супер, лучше брать свинцовые OPTIMA.
Они супер и разряда в нуль не боятся!
Артур
Ну это полный бред!!!
NiCd уделает любой свинец по разрядному току и внутреннему сопротивлению.
дабы не быть голословным - аргументируйте.
хотя бы цифрами по внутреннему сопротивлению тех и других.
а то на бред смахивает.
свинцовые аккумуляторы с отдачей в 400А видел, а кадмий нет.
Ну это полный бред!!!
NiCd уделает любой свинец по разрядному току и внутреннему сопротивлению.
Свинец хорош, там где к массе больших претензий нет. А с точки зрения аккумов от UPS так они тоже не супер, лучше брать свинцовые OPTIMA.
Они супер и разряда в нуль не боятся!Артур
Это подмена понятий, мне кажется. Сравниваются не Свинцовый с Никелевым, а акуу для больших токов и акку для большой емкости.
Надо сравнивать акку, предназначенные для одной цели. Найти ХОДОВОЙ свинцовый с маленькой емкостью (2-3а/ч) наверное сложно и поэтому и сравнивать не стоит. Можно сравнивать только слаботочные варианты. и еще надо во внимание конструкцию принимать - миниатюрные (до D) Ni имеют сильно развитую рабочую поверхность, а у Pb такого, вроде, не делают. Отсюда и разница в параметре ток/вес/емкость, не дающая возможности нормально их сравнить. А вообще сам свинец - тяжелый, а литий - легкий. 😃 А по токоотдаче - я думаю одинаковы примерно все типы: 10С и 20-30С критический кратковременный.
…А по токоотдаче - я думаю одинаковы примерно все типы: 10С и 20-30С критический кратковременный.
Я бы так не утверждал… На многие свинцовые АКБ производителями нормируются даже 5-минутные разряды, правда по емкости при этом сильный проигрыш, но всетаки нормируются. Значит это соверщенно штатный режим.
С уважением.
P.S. Правда найти эти данные, к сожалению, очччень проблематично.
дабы не быть голословным - аргументируйте.
хотя бы цифрами по внутреннему сопротивлению тех и других.а то на бред смахивает.
свинцовые аккумуляторы с отдачей в 400А видел, а кадмий нет.
Как уже подметили, необходимо сравнивать батареи равных по емкости/размеру…
Если сравнивать с NiCd схожей емкостью, то будет видно, что и как.
Если сравнивать же UPS-ные или автомобильные, при разрядах токами 10С и выше происходит не малый выброс газов из батарей, что для щелочных практически не наблюдается.
Если же где-нибудь докопаться до телефонной подстанции, то можно найти солидные 95 а/ч щелочные аккумуляторы, и не хотелось бы мерять их ток К.З.
Также пластины у свинцовых аккумов не совсем расчитаны на токоотдачи в 10 и более С. Пластины разрушаются, и емкость падает…
Для свинца 5 минутный разряд, дают не как правило, а как исключение.
А 400А я вам запросто дам с 4 спаренных элементов RC2400 и не однократно. А вот со свинцом такое не пройдет.
Артур
P.S. вн. сопротивление щелочных аккумов можно посмотреть на сайте SANYO,
а со свинцом сложнее, но можно потрясти производителя. Я исходил из просадки напряжения под нагрузкой, даже автомобильные аккумы проседают значительно, не говоря уже о малых братьях.
GP NiCD 4,5Ач - разряд током 3С - за 20 минут
YUASA NP (свинцовый гелевый) от 4 до 65 АЧ - разряд током 3С - за 7 минут
Но если сравнить по цене, то 10 банок GP (12Вольт) стоит ~ 2100 руб
А вот свинцовый 4,5 Ач, 12В - стоит всего 310 руб.
обратите внимание, что при минус 20 градусов ток 3С свинцовый аккумулятор вообще не отдаёт!
Напомню - это аккумуляторы для охранки и упсов и требовать от них работы на холоде - нельзя.
Перейдём к автомобильным
Здесь есть тесты журнала За рулём
Объём - около 1,5 Мб
Вкратце - разряд автомобильного аккумулятора 55Ач током 25 ампер происходит примерно за 100 минут - при 20 градусах цельсия
т.е. отдача - примерно 75% при токе 0,5С
Разряд при минус 18 градусов током 450А - примерно 2,5 минуты, т.е батарея отдаёт примерно 35% ёмкости.
А на счёт щелочных, стоящих на телефонных станциях, погрузчиках и т.п обольщаться не стоит - они все слаботочные (относительно стартёрных свинцовых, разумеется).
Вот здесь, например, можно почитать
…Для свинца 5 минутный разряд, дают не как правило, а как исключение.
Извините, но я занимаюсь как раз обеспечением поддерживающего питания коммуникационного оборудования и могу утверждать, что 5-, 10-, 30-минутные и т.д. режимы разряда для свинцовых гелиевых батарей нормируются производителем, с которым мы работаем, как штатный режим разряда (режимы даются для проверки работоспособности батареи). Только есть при этом несколько условий - разряд идет не ниже 9.6V при контроле температуры батареи и сразу после разряда обязательная постановка на заряд. Со снимаемой емкостью при этом конечно же полная и большая жжжж…, она уменьшается даже не в разы… 😕
На счет тока КЗ тоже неплохо получается, правда он сильно зависит от емкости (точнее от площади пластин), но счет идет на тысячи ампер (поэтому и сгорают напильники и ключи, положенные на клеммы АКБ).
С отгазовкой производители проблемы потихоньку решают.
ЗЫ Со стартерными жидкостными будет немного побольше и получше, с сухими - наоборот.
С уважением
…
А между строк вопрос, что же лучше то? Исходя из параметров, размеров, массы, стоимости…
Извеняейте, конечно, но ни всегда есть возможность зарядить сразу же…
Да и опыт, маленький тоже имеется. Работал с UPS-ками и пережил отключение света в штатах не прерывая процесса в лабе в течение 3-х дней, батареи выдержали (свинец 95А 9 штук). Но ресурс у них улетел и система зарядки при появлении сети, вылетела моментально.
Ну и теперь обратно к RC есть ли возможность поставить свинец на модель, да есть и ставят, но дальше детской тихоходки ни-ни.
На модели танков ставят…
Дети в школах на соревнаваниях по роботооехнике ставят их в своих роботах, а на крутых опять никель для ходовых двигателей.
Свинец в космос не запускают почему-то, но на подлодки ставят 😃
Кстати, есть технологические ограничения в изготовлении сухих щелочных элементов, размера SubC, размером например 12-ти вольтовой автомобитльной батареи. Да и стоимость выйдет за пределы необходимого и необходимости большой нет, кондеры позволяют делать это эффективнее.
На яхтах же используют OPTIMA Blue Top на полноразмерных офф-роуд авто OPTIMA Yellow Top (кстати изумительно использовать как источник питания в поле) ну и конечно другие по-карману…
Итого, давайте конструктивнее, я не враг свинца, сжег не одну майку, а простой пользователь. Выбирающий из обилия продуктов, то что нужно под конкретную задачу, а не лучшую батарейку в мире!
Артур
Вообще, СК аккумы (ну, типа UPSных) ОЧЕНЬ похожи на литий-полимерные, только напряжение на банку другое. Тот же большой разрядный ток, то же линейное падение напряжения… единственно, удельный вес больше. Так что можно смело их ставить туда где вес не критичен. К примеру, 3.3 АЧ 6В аккум стоит 150р, а аналогичный (скажем, 7.2х3.0) полимерник - порядка 2500р. Есть небольшая разница, не так ли? 😉
… Работал с UPS-ками и пережил отключение света в штатах не прерывая процесса в лабе в течение 3-х дней, батареи выдержали (свинец 95А 9 штук). Но ресурс у них улетел и система зарядки при появлении сети, вылетела моментально.
Все правильно, так и должно было быть, скорее всего… Система зарядки не была приспособлена под такую емкость и такие зарядные токи. А акки сдохли из-за сильной просадки при разряде (ниже критического напряжения) - это процесс необратимый, к сожалению.
По поводу применения. Свинцовые кислотники, жидкие или гелиевые, целесообразно применять только там, где фактор веса не стоит на первом месте - весовые характеристики у свинца, можно сказать, никакие. 😦 Если вес критичен, то только полимерки (альтернативы я не вижу). А вот если есть запас по весу… Тогда и в самолет можно засунуть, только такую модель придется на трейлере возить на полеты 😛
Для ползающе-ездящих вполне может подойти, для плавающих еще лучше (если их еще и пониже расположить). А в остальном - это же прощлый век, что вы еще от них хотите.
С уважением
ЗЫ На некоторых атомобилях сейчас уже собираются тоже полимерки применять.
Все правильно, так и должно было быть, скорее всего… Система зарядки не была приспособлена под такую емкость и такие зарядные токи. А акки сдохли из-за сильной просадки при разряде (ниже критического напряжения) - это процесс необратимый, к сожалению.
По поводу применения. Свинцовые кислотники, жидкие или гелиевые, целесообразно применять только там, где фактор веса не стоит на первом месте - весовые характеристики у свинца, можно сказать, никакие. 😦 Если вес критичен, то только полимерки (альтернативы я не вижу). А вот если есть запас по весу… Тогда и в самолет можно засунуть, только такую модель придется на трейлере возить на полеты 😛
Для ползающе-ездящих вполне может подойти, для плавающих еще лучше (если их еще и пониже расположить). А в остальном - это же прощлый век, что вы еще от них хотите.С уважением
ЗЫ На некоторых атомобилях сейчас уже собираются тоже полимерки применять.
Коротко и в тему!
Я пропустил где или как, вроде свинец с никелем сравнивали. Про литий вроде речи не было, хотя про серебро в начале было…
Да есть у свинца очень хорошое свойство, не уверен как относиться к литиевым, но по напряжению элемента или плотности электролита можно определить оставшуюся емкость батареи. А также можно оценить активную площадь пластин, по измерению времени стабилизации вольт-добавки при зарядке/разрядке (12.7В на 13.8В, это для примера, при разных температурах/плотностях значения меняются, но суть остается). Думаю механизм понятен, чем меньше время тем меньше емкость, зависит от типа батареи также.
Артур
P.S.
А зарядник был правильный, просто сеть включали рывками/скачками 😃, вылетел не зарядник, а блок-питания зарядника. Почему до сих пор не ясно, и вскрытие не очень то помогло, диодный мост и кондер вылетели. (Ограничение по-току на входе и на заряднике было, да и предохранители целы 😃
Ну это уже от темы…