Электрическая силовая установка – простейшие расчеты, и практическая реализация

ZlVasek

Большое спсибо! Теперь пойду спать спокойно, а то уже неделю немогу уснуть из-за этих прикидок: а какой, а подойдет-ли и т.д. Класс. Все сходится и получается.

arturik49

Я ещё не прочитал, только что увидел. Сейчас почитаю как раз искал подобную статейку. Автору дай БОГ здоровья.

Sunman

Огромнейшее спасибо!! Разобрался до конца с теорией электро-двигателей и с мотокальком!

Статья написана в нужном стиле - и не слишком просто, но и нету замудренного.
В общем, тов.Collapse, вам, как сейчас модно говорить, респект!😃😃😃

dvos

Тему в FAQ по электродвигателям,регуляторам и т.д.Однозначно.Кирилл просто молодец.

arturik49

СПАСИБИЩЕ ОГРОМНОЕ. Непоняток😵 :)больше нет. Во всяком случае для меня. Более того, расширил кругозор до невероятных для себя размеров. Короче - знание это сила.

pakhomov4

Кирилл! Весьма полезный ТРУД! Молодца!😒

Plotter

Спасибо! Очень полезная статья, и главное, вовремя!

lelik

Странно, никто калом не кидаеццо. Наверное, действительно в кассу.

Sergey77
collapse:

Теперь, как померить тягу мотоустановки.
С небольшими самолетами сложнее. С них придется демонтировать мотоустановку, и проверять ее тяговые характеристики на отдельном испытательном стенде. Проще всего воспользоваться кухонными весами с пределом измерений в 5 килограмм. На весы устанавливается 5-литровая фляга из под питьевой воды, наполненная на 3-4 литра обычной водой. К пробке фляги прикручивается крестовина обратного крепления мотора, либо моторама, с установленным мотором и винтом, и подключенным контроллером, аккумулятором и приемником, котрые каким либо образом фиксируются на канистре (удобно делать это резиновым кольцом, или даже просто скотчем). Далее показания весов обнуляются (tare), либо при отсутствии этой возможности – записываются показания веса нашего импровизированного стенда, с неработающей мотоустановкой. После дачи газа весы начнут «разгружаться», и разницей в показаниях весов будет являться текущей тягой нашей мотоустановки. Естественно, в качестве фляги с водой может использоваться любая удобная подставка, обладающая достаточной массой, чтоб ее не сорвало с весов. Единственное требование – чтоб эта подставка не затеняла воздушный винт, и высота установки воздушного винта над поверхностью установки стенда была не менее 1,5-2 диаметров винтов, чтоб не возникало воздушного «подпора». В противном случае показания будут неточными. Одновременно с измерением тяги логично провести замеры тока, напряжения на аккумуляторе, и обороты винта.

Я бы предложил перевернуть проп, чтоб он не тянул, а толкал, иначе банку с водой сдувает с весов (если приклеить к весам - то весы со стола) даже при тяге с четверть веса установки. Для изменения направления вращения винта достаточно поменять местами 2 любых провода от мотора к регулятору.

Отличная статья, жаль, что народ мануалы в принципе не читает 😉

collapse
lelik:

Странно, никто калом не кидаеццо. Наверное, действительно в кассу.

“Не читал, но одобряю” 😉
Пральная позиция, дядко 😁

Sergey77:

Я бы предложил перевернуть проп, чтоб он не тянул, а толкал,

Ну да, так может и удобнее. Главное что смысл затеи понятен. А народ дальше сам додумает, как кому удобнее. 😉

flysnake
collapse:

Теперь, как померить тягу мотоустановки…

Вообще-то измерение тяги мотоустановки несколько сложнее, чем описано (цитата взята из ответа на несколько постов выше).
Чтобы не было значительных искажений нужно:
1 Перед винтом на расстоянии 2 диаметра не было препятствий.
2 С боков (и сверху/снизу) винта на расстоянии диаметра не должно быть препятствий.
3 За винтом на расстоянии 3 диаметра не должно быть препятствий
Имеются ввиду препятствия сравнимого с винтом размера.
4 Винт не должен дуть НА ВЕСЫ!!!
Так что, обязательно нужен поворот направления (если у Вас не электронный безмен).
В принципе, если Вы сравниваете винты (лучше/хуже), то ошибка, вызванная нарушениями вышеперечисленных пунктов кажется мало влияющей. К сожалению, это не так. Изменение диаметра или шага может довольно ощутимо менять ошибку…
Еще одна серьезная причина ошибки (особенно, если тяга не велика) - жесткость проводов. Так что, после сбора установки измерения и и снятия данных с выключенным двигателем (обнуление), ничего нельзя трогать. После выключения двигателя надо посмотреть не уехал ли ноль.

Sergey77
flysnake:

Еще одна серьезная причина ошибки (особенно, если тяга не велика) - жесткость проводов.

дык провода и вся прочая электроника подвешиваются на канистре и не влияют на точность измерения.

collapse
flysnake:

Вообще-то измерение тяги мотоустановки несколько сложнее, чем описано (цитата взята из ответа на несколько постов выше).
Чтобы не было значительных искажений нужно:
1 Перед винтом на расстоянии 2 диаметра не было препятствий.
2 С боков (и сверху/снизу) винта на расстоянии диаметра не должно быть препятствий.
3 За винтом на расстоянии 3 диаметра не должно быть препятствий
Имеются ввиду препятствия сравнимого с винтом размера.
4 Винт не должен дуть НА ВЕСЫ!!!
Так что, обязательно нужен поворот направления (если у Вас не электронный безмен).

Мда… А на самолет все это смонтировано с такими же условиями? 😁

По поводу диаметров. Вы разумный человек, представляете какую мотоустановку можно катать на 5-литровой бутылке? Там винт может быть 8-9-10, ну 11" максимум. Высоту бутылки с горлышком представляете? Плюс моторама и сам мотор. Искажения, получаемые из за обдува бутылки, соизмеримы с погрешностью среднего амперметра или китайских весов, и уж всяко ниже, чем при обдуве какопта какой нить Экстры…
По поводу цифр - 2 диаметра, 3 диаметра - откуда они? 4 диаметра - насколько процентов лучше чем при 3 диаметрах? А если 1,5 диаметра - что тогда? 😁 Эти цифры получены Вами личным опытным путем, или где то на форуме проскользнуло? Просто все это напоминает сферического коня в вакууме, где гемморой от выполнения условий выше, чем необходимая точность результата…
Да, может быть подпор. Сколько? 2-3-5% ? На разных акках одного типа и номинала будет плясать точно такая же разница из за неизбежно разного напряжения.

flysnake
collapse:

Мда… А на самолет все это смонтировано с такими же условиями?
По поводу диаметров. Вы разумный человек, представляете какую мотоустановку можно катать на 5-литровой бутылке? Там винт может быть 8-9-10, ну 11" максимум. Высоту бутылки с горлышком представляете? Плюс моторама и сам мотор. Искажения, получаемые из за обдува бутылки, соизмеримы с погрешностью среднего амперметра или китайских весов, и уж всяко ниже, чем при обдуве какопта какой нить Экстры…
По поводу цифр - 2 диаметра, .

Может быть насчет количества диаметров сбоку и спереди я и преувеличил. Но серьезный эффект от стенки на расстоянии 0.5 диаметра я видел…
Обдув бутылки на весах. Проверяется за 10мин. Монтируете мотораму НАД горлыщком бутылки (на кронштейне; не каксаясь бутылки.) Запустите движок и сравните силу, полученную от обдува бутылки и тягу, измеренную на этой же бутылке (по Вашей схеме).
О установке на самолет. Я делаю только модели планеров… Вы сталкивались с “проблемами тупоносых самолетов”? На форумах о них довольно много пишут.
P.S. У меня сейчас как раз стоит 5-ти литровая бутылка (с водой). Могу померить тягу “на бутылке” (тягу без бутылки я знаю (недавно измерял). Что же качается “китайских тестеров” (у меня два обычных цифровых по 100-140р). То я недавно их проверял (на измерении постоянного напряжения) - ошибка меньше 0.5%.

collapse
flysnake:

О установке на самолет. Я делаю только модели планеров… Вы сталкивались с “проблемами тупоносых самолетов”?

Все самолеты - тупоносые, на фоне планеров 😃.

flysnake:

Могу померить тягу “на бутылке” (тягу без бутылки я знаю (недавно измерял).

Замерьте. Действительно интересно.

Sergey77
flysnake:

Что же качается “китайских тестеров” (у меня два обычных цифровых по 100-140р). То я недавно их проверял (на измерении постоянного напряжения) - ошибка меньше 0.5%

понял. вычеркиваем. теоретег.

flysnake
collapse:

Все самолеты - тупоносые, на фоне планеров 😃.
Замерьте. Действительно интересно.

Имел ввиду ЛА и И16.
Замерил. Занижение на 15%-20%. Двигатель D1811-2000, винт 5*3, бутылка - “Шишкин лес”.

Sergey77:

понял. вычеркиваем. теоретег.

Это ВЫ -теоретег; а я, в области электрических измерений, ПРАКТИК со стажем 35лет…

collapse
flysnake:

винт 5*3,

Вы, видимо, издеваетесь… У нас импеллеры - и то больше диаметром.
Могу на аналогичном уровне абсурдности противопоставить Mejzlik 22х12 -

  • занижение будет 0,001% 😁
    Вы статью считали с самого начала, или только кусок про замеры? Там была явная адресация типу самолетов, с вытекающими размерми винтов… 5х3 можно рассматривать как кулер для мощного регулятора…

Имел ввиду ЛА и И16.

Опять же - читаем статью сначала.

flysnake

Чтобы не было вопросов по тестерам.
Маленький я калибровал (то есть измерял насколько он врет) по просьбе МихаД этой осенью. На шкале 20В. Калибровал по точкам 0,1.2…15 В (16 точек). Три замера в каждой точке. Вольтметр, относительно которого проверялся, имеет класс лучше 0.01% (могу завтра марку сказать; вольтметр на работе).
Результат. Максимальное отклонение не привысило 0.5% от измеренной величины. Среднее вранье - завышает на 0.4% относительно измеренной величины.
Второй тестер врет относительно “калиброванного” в сторону занижения не больше, чем на 0.6%. На шкалах 2В и 20В. Естественно надо еще (если быть дотошным) учесть “плюс-минус одну единицу младшего разряда”. Остальными шкалами я почти не пользовался и их не проверял и не сравнивал.
Оба тестера куплены на Митинском радиорынке; маленький куплен пару лет назад за 120 или 140р.
Я не утверждаю что ВСЕ китайские тестеры так хороши. Но тестер МихаД; если не ошибаюсь, сравнивался с моим маленьким в трех точках (просто Акк 3S и его балансирные контакты), оказался точнее моего (то есть “врал” относительно моего в минус приблизительно на те же 0.4%)