Перемотка.

Fisher#
hivolt:

Под 10 магнитов мотается так же как под 14 схем полно . Но рекомендую для начала намотать пробную ,те же витки 0,5 проводом. Схему намотки проверите а за одно и обороты.

Спасибо за ответ, Александр!
Ничуть не сомневаясь в вашей огромной практике и знаниях, попрошу пояснить расхождение типов намотки в известной таблице:
AabBCcaABbcC - для 10 магнитов
AacCBbaACcbB - для 14 магнитов

И задам еще вопрос - что может дать намотка LRK в моем случае, применительно к использованию двига в качестве шпинделя?

hivolt
Fisher#:

Спасибо за ответ, Александр!
Ничуть не сомневаясь в вашей огромной практике и знаниях, попрошу пояснить расхождение типов намотки в известной таблице:
AabBCcaABbcC - для 10 магнитов
AacCBbaACcbB - для 14 магнитов

И задам еще вопрос - что может дать намотка LRK в моем случае, применительно к использованию двига в качестве шпинделя?

LRK поменьше момент и поменьше ток холостого хода, при прочих равных. А что до разницы …
А поделитесь плиз , как Вы провода C от Б отличать будете при намотке 😃
АBC условные обозначения 1го 2го и третьего проводов. Играет роль направление обмоток и номера зубьев статора , А уж как их обзывать дело десятое.
Более того что бы не путаться я всегда мотаю АаВвСсаАвВсС , меняется только коммутация концов обмоток.

Fisher#
hivolt:

LRK поменьше момент и поменьше ток холостого хода, при прочих равных. А что до разницы …
А поделитесь плиз , как Вы провода C от Б отличать будете при намотке 😃

Не совсем понял вопрос про С и Б, но намотав правильно по схеме, думаю что далее не принципиально будет “ху из ху” - просто поменять выводы на регуле для нужного направления вращения.
Наверное Вы это имели ввиду, если речь о разнице намоток в таблице? Т.е. там просто поменяны фазы, без влияния на тип намотки?

hivolt:

АBC условные обозначения 1го 2го и третьего проводов. Играет роль направление обмоток и номера зубьев статора , А уж как их обзывать дело десятое. Более того что бы не путаться я всегда мотаю АаВвСсаАвВсС , меняется только коммутация концов обмоток.

😁 Чуток поспешил я с ответом, не зная что Вы еще набираете текст.😃

Fed73:

Вот еще вам в помощь очень удобный калькулятор. Вводите количество зубов, кол-во магнитов и метод намотки. www.bavaria-direct.co.za/scheme/calculator/

Спасибо Федор, видел этот кальк, в нем кстати для 10ти и 14ти магнитов все одинаково.
пс.
Спрошу чуток про другой калькулятор. Очень давно была страничка с калькулятором для расчета геометрии моторов. При вводе начальных параметров железа, размеров магнитов, можно было узнать зазор и точный диаметр ротора. Сейчас не могу найти это сайт. Может остался у кого в закладках?

rulik74
hivolt:

Более того что бы не путаться я всегда мотаю АаВвСсаАвВсС , меняется только коммутация концов обмоток.

А имеет ли значение направление обмотки на первом луче.

rulik74

Разбирая китайские моторы видел и так и так, но то китайцы у них физика другая. Я предполагаю что имеет. А как правильнее?

Воронов
rulik74:

имеет

Да, без разницы, в какую сторону мотать

Arhat109

Размотал 1 мотор из пришедших noname 1306-3100kV.

Оказалось, может кому интересно будет:
Диаметр статора 14мм, толщина 6.35мм, ширина зуба 1.30мм, высота зуба 2.25мм. вн. диаметр ротора 14.70мм.
Схема 9N12P
Намотка в 1 провод типа ПЭВ-0.25, обмотки: 1шт - 3 зуба по 17 витков + 1шт 3зуба по 18 витков + 1шт 17*2 и 18 витков. Длина проводов намотки отличается.
Вся намотка внавал “как получится”. Обмотки соединены треугольником, расчетное (измерять нечем, ТТХ нет) сопротивление статора = 0,215ом.

Прикидочный расчет для 17 витков на зуб дал крутящий момент около 105 гр*см.
Такой же прикидочный расчет показал, что лучшее число ампер-витков получится при перемотке проводом ПЭВ-0.18 (есть в наличии!) по 42 витка на зуб и новые параметры будут:
Звездой: R=3 ома, I=1.4A, kV=160, M=240гр*см
Треугольником: R=1 ом, I=2.1A, kV=450, M=135гр*см

Буду пробовать. Для этого мотора мне интересен треугольник…

Воронов
Arhat109:

Звездой: R=3 ома, I=1.4A, kV=160, M=240гр*см
Треугольником: R=1 ом, I=2.1A, kV=450, M=135гр*см

Что-то разница (при прочих равных, на сколько я понял), великовата у вас получилась между звездой и треугольником…

Arhat109

Да вроде бы нет. Ток в 1.5 раза потребуется больше для той же самой плотности тока, R,kV - в три раза, как и положено. Момент? Он очень приближенно считан. Я брал средний поток по ниодимовым магнитам, и зазор тут только 0.35мм вместо типовых 0.5 по известным мне коллекторникам, что пересчитывал и перематывал раньше. Мог и ошибиться с моментом.

135гр*см - меня вполне устроит (даже чуть меньше), и рабочая скорость в районе 40 об/сек - тоже… перемотаю, проверю.

42 витка - расчет укладки “виток к витку” с 95% заполнением … уже интересно, впихаю столько или как. Для исходного мотора расчетное 21 виток вместо 17-18 в реале “внавал”, что дает типовые 80% заполнения… отсюда и повышение параметров после перемотки.

Ну и ещё, смущает его плотность тока в 67 а/мм^2 … имхо “многовато”…

Воронов

Меня смущает kV. При равных входных параметрах, разница в kV между звездой и треугольником (если я правильно помню) должна быть порядка 1,73.

Панкратов_Сергей
Arhat109:

R,kV - в три раза, как и положено.

Если R в трое, то Кв в корень из 3, в 1.73.
Или от обратного- Количество витков изменили в 1.73, сечение провода- то же в 1.73, сопротивление- в трое.

Arhat109
Воронов:

Меня смущает kV. При равных входных параметрах, разница в kV между звездой и треугольником (если я правильно помню) должна быть порядка 1,73.

Не знаю сколько там должно быть, поступал тупо: брал количество витков на зуб этим проводом + калькулятор Coil32 и смотрел какая индуктивность катушки на таком каркасе, после чего пропорционально считал новое kV согласно схеме соединений… произведение старого kV на исх. индуктивность должно оставаться константным, как понима это одна из конструктивных констант заданного железа…

Arhat109

Какой однако мелкий статор! Под лупой, за 40мин. Сумел намотать пробный зуб в 42 витка … зубочистка ломается, чем-то ещё подлезть нереально … жуть.
Похоже 4 мотора я буду перематывать “медленно и пичальна”. 😦

В общем, на практике средняя длина витка оказалась 17.5мм.

hivolt

Вы наверное сильно удивитесь но когда домотаете и подключите звездой, а потом треугольником . То обороты будут отличатся 1.73 раза 😉
Удачи в разработках 😃

Arhat109

Эти моторы в звезде мне не нужны. Если в треугольнике kV получится близкое к расчетному 400-500, этого будет достаточно. Предельный ток в 2А меня тоже устраивает, как больший крутящий момент. Всё остальное - “в топку”. 😃

P.S.
Читал про то что при переключении обмотки с треугольника на звезду kV изменяется в корень из 3 раз. Но так и осталось непонятным “почему” так…

Сопротивление якоря звездой - это 2 работающие обмотки последовательно и третья болтается в воздухе - имеем Rо+Rо = 2Rо - удвоенное сопротивление 1 обмотки. При последовательном соединении индуктивности тоже складываются Lo+Lo = 2Lo.

Соединение звездой - 2 последовательно + 1 параллельно им, в итоге имеем (2/3)Ro и также (2/3)Lo.

Отношение звезды к треугольнику даст: 2Lo / (2/3)Lo = 3. Откуда корень? Из-за того, что катушки на одном статоре и имеют взаимовлияние? Как оно превращается в “корень” и почему именно в него? Вот это так и осталось непонятным… растолкуете? (можно в личку)

P.P.S

Корень возможен только в одном случае - полного взаимовлияния обмоток друг на друга. То есть статор - это не “набор зубьев” и обмоток, а единая катушка со своей индуктивностью.

В таком разе, мои оценки неверны и при перемотке иным проводом или на иное число витков надо исходить из того, что индуктивность катушки пропорциональная квадрату числа витков.

Соответственно, переходим с 17.5 на 42 витка, имеем соотношение витков в 17,5/42=0,417. При том же треугольнике получим новое kV = 3100 * 0.417^2 = 538. А звезда тогда даст kV=310.
устроит…

8 days later
Arhat109

Пришли моторы DIS-1806-2300kV и A2212-1000kV, блин, всё аккуратно намотано, пришли в упаковках … даже жалко перематывать …

По перемотке мотора 1306: пока ещё “в процессе”. 4-й заход. Предыдущий оказался неудачен: в самый последний момент намотки последнего зуба … отломился вывод от начала первой обмотки. Но, в целом, удается впихнуть 44 витка провода ПЭВ-1 0.18мм (нар. 0.22мм) на зуб.

13 days later
Arhat109

Всех с Новыи Годом!

В общем порисовал расположение обмоток статора и зубьев ротора и пришел к выводу, что единственно верное соединение - Звезда. В Треугольнике по-любому есть обмотка и магниты, которые работают против остальных и тормозят мотор, что снижает КПД в целом.

Соответственно, пересчитал и перемотал мотор 1306 на провод ПЭВ-2 0.2мм по 36 витков на обмотку под соединение звездой.
У меня получается kV=423, предельный по сохранению плотности ток 1.7А и расчетный момент из условия Bзазора = 0.67тл, Ммах=247гр*см. против 108гр*см исходного мотора.

Попробовал впихнуть новые данные в онлайн калькулятор eCalc.ch torque mode (последний в списке) и … ничего не понял.
Если предположить что холостой ток около 1/20 от максимального, то он показывает КПД около 75.2% и максимальный крутящий момент в 0.045нм, что вдвое превышает мою оценку … и ещё, может я в нем что-то не так задал? Где там указать габарит железа статора ф14мм, длинной 6мм?

Кто-то может помочь и сказать какой крутящий момент получится в итоге?

Панкратов_Сергей

Ваша метода расчета не совсем понятна и вряд ли кто то будет искать в ней ошибки.
Что вам мешает считать просто по подобию?
Параметры исходного мотора известны, если даже не известны- то можно измерить.
Ну а далее все просто: соотношение витков, соотношение сопротивления обмоток- и получаем параметры перемотанного мотора.
К чему лезть в индукции, в индуктивности и прочие параметры?

Arhat109

Оно примерно так и считалось.
Исходный мотор: noname 1306 диаметр статора 14мм толщина 6мм, зуб ширина 1.3мм между зубьями снизу тоже 1.3мм высота зуба 2.25мм, всего 9 зубьев, намотка проводом 0.25 по меди всего 17.5 витков на зуб (часть зубьев по 17 витков, а часть по 18, в среднем 17.5). Схема намотки ABCABCABC, соединено треугольником. Это замеры. Расчетное сопротивление мотора треугольником 0.215 ом.
Декларировано kv=3100, макс. ток 4А (плотность тока 54 а/мм^2), мощность типа до 30вт для похожего BX1306-3100. Схема мотора 9N12P. Куплено по этой ссылке: ru.aliexpress.com/item/…/32810469700.html
Моя оценка макс. момента для 4А дала 108гр*см.

Перемотан на провод 0.2мм по меди, 36 витков на зуб, расчетное сопротивление звездой 2.14 ома, реальное сопротивление обмотки с подводящими хвостами 2х12см на выход около 1.3 ома (замер по факту).

Пересчет kV: 3100 * (17.5^2)/(36^2) = 732 для треугольника и в корень из 3 меньше для звезды = 423.
Момент: 17.5 витка на 2.67А (ток обмотки 2/3 от полного) давало 46,7 ампер-витков на обмотку. Теперь имеем 36 витков по 1.7А = 61,4 ампер-витка при той же плотности тока (тот же нагрев). Кроме этого момент должен вырасти из-за переключения в звезду на корень из 3, итого:
61,4/46,7*1,732 = 2,77 раза * 108 = 246 гр*см.

Как это проверить в eCalc так и не сообразил…

P.S. В общем-то можно было и по 40витков намотать, место чуть-чуть осталось, но мне чтобы в звезде kV было больше 400, а желательно 450…

Панкратов_Сергей
Arhat109:

Момент: 17.5 витка на 2.67А (ток обмотки 2/3 от полного) давало 46,7 ампер-витков на обмотку. Теперь имеем 36 витков по 1.7А = 61,4 ампер-витка при той же плотности тока (тот же нагрев). Кроме этого момент должен вырасти из-за переключения в звезду на корень из 3, итого:

Почему дважды то момент пересчитываете?
Если увеличили плотность намотки- увеличились пропорционально ампервитки. И момент возрастет в этой же пропорции.
С какой стати он должен возрасти еще?

Arhat109:

Как это проверить в eCalc так и не сообразил…

Он не позволяет вводить свои данные, только уже существующие в таблицах. Вроде так…

Arhat109:

Пересчет kV: 3100 * (17.5^2)/(36^2) = 732 для треугольника и в корень из 3 меньше для звезды = 423.

Кв изменится не пропорционально отношению квадратов количества витков, а пропорционально количеству витков, без квадратов.
Имхо- в этом и ошибка…
ЭДС наведенная пропорциональна виткам ( количеству их) , но не индуктивности.

Arhat109

Момент, кмк, увеличивается из-за большего числа ампер-виктов, а также из-за перехода с треугольника на звезду. Нет?

По kV … тогда получится 3100 * 17.5 / 36 / 1,732 = 870 … это очень много для того применения, куда планировал.

Вот что получилось:

Панкратов_Сергей
Arhat109:

Момент, кмк, увеличивается из-за большего числа ампер-виктов, а также из-за перехода с треугольника на звезду. Нет?

От ампер*витков- да.
При переходе с треугольника на звезду- нет.
Точнее момент при том же токе возрастет- но не в этом же суть…
Ток то максимальный станет меньше.
Во сколько раз станет витков больше ( в корень из трех) - во столько раз и ток станет максимальный меньше.
Итоговые ампервитки останутся теми же. Момент останется тем же…

Arhat109

Не знаю … запутался совсем уже. Собрал мотор, замкнул все концы промеж собой и попробовал покрутить рукой. Мотор сопротивляется заметно сильнее чем исходный (их ещё 3шт есть). Заметно сильнее по ощущениям, это должно быть раза в 2 в цифрах.

А что посоветуете? Мне надо получить из него как можно больший крутящий момент при kv 400…500 не более.