Перемотка.

Arhat109

to Панкратов Сергей, Вы писали:
Кв изменится не пропорционально отношению квадратов количества витков, а пропорционально количеству витков, без квадратов.
Имхо- в этом и ошибка…
ЭДС наведенная пропорциональна виткам ( количеству их) , но не индуктивности.

Можете пояснить эту фразу, а то я как-то совсем уже не понимаю кому верить. Вроде как ЭДС пропорциональна скорости нарастания тока и индуктивности, которая в общем-то и введена в формулу противоЭДС как коэффициент пропорциональности.
Почему Вы утверждаете иное?

и ещё Вы писали:
Почему дважды то момент пересчитываете?
Если увеличили плотность намотки- увеличились пропорционально ампервитки. И момент возрастет в этой же пропорции.
С какой стати он должен возрасти еще?


При переходе с треугольника на звезду- нет.

Тоже задумался и не могу понять что не так? Да, увеличивается плотность намотки, а точнее заполнение каркаса зуба медью. Соответственно, для той же плотности тока растут ампер-витки, верно. Но, кроме этого происходит переключение с треугольника на звезду.

И, если в треугольнике 2 обмотки “тянущие”, то третья - “тормозящая”.
Там же 1 обмотка, что параллельна двум другим тянет номинальным по плотности током, вторая тянет только половинным током, а третья своим половинным током им противодействует. С учетом углов и положений обмоток, как понимаю, вот тут как раз этот самый “корень из трех” и должен вылазить дополнительно, нет?

А в звезде присутствуют только 2 тянущие обмотки, что и повышает КПД мотора. И кроме этого, ток в обоих обмотках звезды одинаков и максимален по предельной плотности тока.

Разве это не есть увеличение момента для звезды по отношению к треугольнику? Почему?

Заметьте, я рассматриваю только предельный ток по отношению к данному проводу обмотки по его плотности. Какие там потребуются напряжения для его впихивания в мотор - дело десятое.

Панкратов_Сергей
Arhat109:

Почему Вы утверждаете иное?

Потому как если судить по вашему то:

  1. Треугольник вообще б не использовали. Хотя промышленные моторы сразу выпускаются для возможности выбора включения и заявленные характеристики ( момент, обороты, кпд) от того как включишь ( треугольник или звезда) не меняются…
  2. И использовали б моторы только как с можно большим числом витков. Потому как по вашему это дает громадный прирост момента.

Вы же писали что перематывали ранее много коллекторников. Разве не убедились что Кв обратнопропорционален количеству витков, а не их квадрату?
Пы-сы: в дебри расчетов нет никакого желания лезть. Просто здравый смысл и опыт показывают что это так…

Arhat109:

Вроде как ЭДС пропорциональна скорости нарастания тока и индуктивности

А откуда вы взяли что скорость нарастания будет та-же? Она и будет ограничиваться индуктивностью.

Arhat109

То есть Вы не знаете, но догадываетесь. 😉

В коллекторниках, по крайней мере тех что перематывал, все немножко не так. И там при правильном положении коллектора тянут все три обмотки, что в звезде, что в треугольнике. Проверьте. Опять же промышленные моторы используют для разных нужд и разные по намотке: сосредоточенные, распределенные и мн. др. За какие конкретно моторы у Вас речь?

Моторы и используют с как можно большим числом витков и заполнение медью зуба стараются довести до максимально возможного, ибо тянет ток. Существует ограничение на магнитные потоки в железе якоря, они возможно влияют на заполнение для каких-то моторов, но это просто плохо спроектированные моторы. Нормальное железо профилируется как раз чтобы получить предельно допустимые насящения при предельной заполненности медью. Иначе КПД использования габаритов мотора падает неизбежно.

Да, перематывал, но kV коллекторников никогда не считал и ни в чем не убеждался. Мне нужны были моторы с большей заполненностью медью и соответственно считал магнитные потоки, ибо там далеко не ниодимы в магнитной системе. Я про типовые 130-е моторы из игрушек, ежели вчё. Не только перематывал, но ещё и железо им менял. Так якорь наращивал до 20 пластин по 0.5мм вместо 9-16 у китайцев, мотор дополнительно заворачивался в железку для снижения магнитного сопротивления корпуса и т.п. … много разных экспериментов.

P.S.

**"**Вроде как ЭДС пропорциональна скорости нарастания тока и индуктивности"

Ну вот, таки пропорционально индуктивности … которая пропорциональна квадрату числа витков. Тогда откуда рост kV пропорционален только самому числу витков, объясните пожалуйста! Скорость вращения мотора тормозится не только индкутивностью?!? Чем ещё?

В общем не знаю, буду измерять тщательно. Взялся за изготовление платы силовой части контроллера, как сделаю, подключу к Ардуино НАНО и буду смотреть что там получилось на самом деле.

Пока что “покрутил мотор руками” … генераторный режим:
исходный мотор, макс. значение напряжения на 2-х концах (треугольник) = 2.2мВ
перемотанный мотор оно же (звезда) = 17.6мВ.

Arhat109

Вчера запаял силовую часть драйвера, дальнейшее обсуждение переношу в соответствующую тему rcopen.com/forum/f8/topic513267

Что могу высказать по перемотке мелких моторов тонким проводом (может кому будет полезно, а может уже было):

  1. Этот статор похоже плохо центрован. На части зубьев укладывалось ровно 9 витков провода 0.2 по высоте, а на части даже 10.5 “по факту”. Поскольку тянет “ампер-виток”, то важно оставаться при своих витках, не взирая на то, что зубья чуть-чуть разные.
  2. Лучше использовать “высокопрочные” эмалевые провода ПЭВ-2, ПЭТВ…, так марка ПЭВ-2 мотается не в пример легче чем ПЭВ-1. Намотать проводом ПЭВ-1 0.18 мне так и не удалось с 4-х попыток: изоляция провода слазит в самые неподходящие моменты, хотя по наружке провод несколько тоньше и заполнение медью получается лучше.
  3. Чтобы оценить количество слоев на заданную толщину обмотки надо увеличить полученную цифирьку, поделив её на 0.87. В частности нормально в толщину зуба укладывается только 2 слоя провода 0.2, а на практике (и подели на 0.87) получаем 3 полных слоя. Количество слоев с убыванием витков аналогично можно оценить по толщине обмотки по верху зуба. Итого, на зуб намотано по 36 витков провода ПЭВ-2 0.2мм, а в реальности можно было упихать до 40 витков, что видно на фото.
  4. Приспособления. Без них - никак:
    4.1. Статор надо одеть на какую-то ось, чтобы удобнее держать в руках.
    4.2. Свободные концы обмоток, чтобы они не обламывались удобно приматывать изолентой или малярным скотчем к этой оси.
    4.3. Необходимо иметь тонкую и жесткую “протяжку”, которая будет прижимать обмотку к боковым поверхностям и пролазить между зубьями, особенно когда на соседнем уже есть обмотка. Подтягивать провод приходится после каждого 2-3 витка, иначе он сдвигается и получается “внавал” уже на третьем слое.
    4.4. можно подклеивать цианакрилатом слои по заверщению. Это несколько упрощает намотку, но в случае ошибок - сильно усложняет разборку.
    4.5. Очень удобно при намотке поддерживать пред. виток … ногтем второй руки. (пришлось отрастить даже) 😃
  5. Терпение и аккуратность + хорошая лупа. Я вот провод 0.2 без неё уже вижу “с трудом”, а 0.16 уже не вижу совсем…
Explorer

Всем привет, озадачился вопросом перемотки двигателя turnigy DST-700, разматывал не думая, но посчитал витки (было 20 двумя жилками 0,25 примерно) считал просто для прикидки. попробовал намотать по такой схеме:

Вердикт: нихрена не правильная схема, срыв синхронизации постоянный
разматывая второй движек, посмотрел в какую сторону разматываются обмотки, при переходе с одной пары зубов на другую, обмотка меняет направление!! а на данной схеме нет! тоесть в оригинале на моторе намотано CW CW CCW CCW CW CW CCW CCW ну и так далее. так по какой схеме лучше мотать =( быстро пробежав не нашел подобной правильной схемы

ВладимирМ

Намотайте по этой схеме . Работает отлично , проверено много раз .

kinshas
Explorer:

Вердикт: нихрена не правильная схема,

Не правильный вердикт, схема правильная и рабочая.

Explorer:

обмотка меняет направление!! а на данной схеме нет!

Посмотрите получше.

ВладимирМ
kinshas:

Не правильный вердикт, схема правильная и рабочая.

Игорь , та схема которую я привёл , она из Вашего дневника . А какая из них лучше ?

Explorer
kinshas:

Посмотрите получше.

еще раз посмотрел на ту картинку, что я привел, на переходе с одной пары зубов на другую, направление намотки не меняется. замыкал все выводы обмоток по этой схеме, не чувствовал какого либо сопротивления.
на схеме приведенной ниже переход идет не на противоположный зуб, попробую намотать.

Explorer

мотаю сегодня по вашей схеме, и до меня дошло, что прошлый раз намотанные обмотки имели по два “начала”… чудесным образом крутилось но грелось как собака! ваша схема проста тем, что видно где начало обмотки и там же рядом конец другой обмотки. схема полюсов получилась CW CW CCW CCW (чередуется через два).

kinshas
ВладимирМ:

А какая из них лучше ?

Обе хорошо работают, первая удобней по намотке, вторая выводом проводов.

ВладимирМ

Мне схема на белом фоне удобна тем , что намотка идёт по порядку - первый , потом второй ; седьмой , потом восьмой . А в схеме на синем фоне надо возвращаться - второй , потом возврат на первый ; потом по порядку седьмой восьмой , потом через зуб на десятый и возврат на девятый . Больше шансов запутаться . Но это мне так . И я после каждого зуба прозваниваю замыкание на корпус , чтоб потом не пришлось всё разматывать .

rulik74

Для быстрого определения КЗ мотаю провод под напряжением со светодиодом в цепи. Когда загорается диод, отматываю назад, нахожу повреждение изоляции провода и железа, цапон-лаком изолирую и продолжаю дальше мотать. После сборки мотора, его работу проверяю «намокрую».

Arhat109

Странно, я один вижу что обе схемы несколько различаются полярностями зубьев, и соответственно, развертка магнитов ротора, которые “чередуются по очереди N-S-N-…” приведет к разной работе и разной схеме переключения обмоток и будет по-разному работать в треугольнике и звезде?

kinshas

Я мотаю по такой схеме, она немного отличается от схемы сверху на синем фоне.

Arhat109:

будет по-разному работать в треугольнике и звезде?

Возможно, ниразу не соединял звездой.

Arhat109

Посмотрел развертку магнитов и катушек статора - не плохая схема для треугольника, но все равно, есть положения, когда одна из обмоток действует против двух других.
Звезда таким свойством не обладает, соответственно КПД - выше. Процентов на 7-10. 😃
P.S.
И требуемые токи в 1.5 раза меньше, что упрощает контроллер слегка.

Explorer

работает и в треугольнике и в звезде

п.с. а что скажите на счет:

???

Arhat109

А что тут скажешь без количества магнитов на роторе и их расположения и размеров? 😃
Предыдущую схему я посмотрел в развертке в предположении 12N14P т.с. “типовой” вариант.

Звезда всегда предпочтительнее по КПД и потребным токам чем треугольник, а больше ничего не скажу… смотреть надо, но лениво. 😃

Arhat109

Ну вот, кое что измерил этот перемотанный noname-1306 3100.

Новое kV = 404, ток ХХ менее 0.16А вместе с контроллером. По идее, контроллер должен отжирать около 80мА. eCalc для подобных цифирек утверждает что КПД должно быть в районе 70-75% …

В общем, его кручение на ШИМ=90%, удержание в одном положении и т.п. на 2S (8v) и ограничителе тока в контроллере до 2А … мотор не греет совсем. Упирается знатно, но пока не замерял на сколько.

SAZ118

Всем доброго времени суток. Перемотал мотор 2212 Kv930 для рыбацкого кораблика. Увеличил кол-во витков с 13 до 20 проводом 0,315 в одну жилу. Соединил т. наз. двойной звездой. Для напряжения питания 11,1 (3S) ожидаются такие параметры:
Kv 350 ?
R 0,283 Ом факт
Ток хх 0,2 А ?
Номинальный ток 2,8 А
Скорость вращения хх 3860 об/мин
Скорость вращения ном. 3600 об/мин
КПД 86,2
Потребляемая мощность 31,1 Вт
Мех мощность 26,0 Вт
Момент 0,069 Нм

Arhat109

На али везде пишут А2212-15Т 930kV а у Вас только 13 витков … а как был намотан? В 3 жилы и треугольником или звездой?

Далее можете прикинуть самостоятельно:
930 * (13/20)*(13/20) = новое kV для той же самой схемы соединения. Переход с треугольника на звезду *(1/1,732), обратно со звезды на треугольник *1,732. Переход со звезды на “двойную звезду” по идее должен дать рост kV в 4 раза и рост потребных токов в 2…

Судя по малому kV исходного мотора при небольшом количестве витков, можно предположить что он был уже звездой. Тогда новое kV = 930 * (13/20) * (13/20) * 4 = 1571.
Если он был в треугольнике, то 1571 * (1/1,732) = 907.

но … не ручаюсь. Пусть кто пограмотнее подскажет.

SAZ118

Намотан был треугольником в 4 жилы проводом 0,25. Подсчитывал так: Переключение на звезду дает уменьшение KV до 537. Увеличение числа витков должно дать по формуле KVнов=Nст х KVст/Nнов = 13 х 537/20 = 349. При включение звездой получается слишком большое сопротивление обмоток и не позволяет получить необходимый момент на валу, поэтому включил двойной звездой. Вот теперь надо включить мотор и посмотреть какой KV получится с двойной звездой. Что-то гложут сомнения, получу ли
нужный KV и все остальное.

Arhat109

Посмотрите мои измерения по перемотке мотора 1306. Там как и по теории kV изменяется согласно квадрату витков, а не линейно.
По теории, как понял, на kV влияет только индуктивность обмоток (при прочих равных), причем “обощенная” из-за высокого взаимовлияния обмоток на едином железе статора. То есть чем больше индуктивность - тем быстрее нарастает противоЭДС и соответственно “выгоняет” ток из провода. Обороты ХХ обр. пропорциональны чисто индуктивности, которая сама растет от квадрата витков, а не от их числа.
Соответственно, почему квадрат соотношения числа витков при перемотке - понять могу, а вот прямое деление - нет.

Ну и переход со звезды на двойную звезду: вместо 4-х зубов, соединенных последовательно, получите последовательно-параллельное соединение зубьев. То есть омическое сопротивление упадет в 4 раза, и без взаимоиндукции также должна бы упасть индуктивность, но вот тут … уже не знаю. Возможно упадет только вдвое: как-бы была одна длинная катушка (4 зуба) а стало в 2 раза короче, потому как провод стал “двойным”… в общем, фиг знает … проверьте.
Если только вдвое, то двойной звездой получите 453 по моей версии… 😃

Эксперимент по запуску моего перемотанного мотора однозначно показал квадратичную зависимость от соотношения витков. См. выше.

msl_272

Бредятину здесь не надо нести, про свои эксперименты индуктивности и т.п. Форум люди читают. Им этого точно не надо.
Изучайте теорию, делайте выводы. Если не понятно, спрашивайте знающих людей.

Любой мотор имеет магнитную константу. Вычислить ее просто:
К = kV * N. N - число витков, kV - оборотов на вольт.
Этот коэффициент, определяется сечением железа, магнитным зазором и параметрами магнитов. Он будет строго постоянен для любого конкретного двигателя.
Т.о. если мы имеем мотор с kV=1450 при 6 витках, то К = 1450*6= 8700. Отсюда легко вычислить нужный kV по виткам.
если мы намотаем например 7 витков , то получим kV = K/N = 8700/7 = 1243 об/вольт.
Зависимость чисто ЛИНЕЙНАЯ!