Как правильно приклеить трим?
Ремонтируя крыло своего тренера, дошел до момента, когда необходимо наложить и зафиксировать цветовые полосы (трим). Мне, однако, не все детали технологии полностью ясны. Есть два осложняющих обстоятельства: во-первых, большая часть тримов лежит над “пустой” частью крыла, т.е. давить там вроде некуда. Во-вторых, один трим должен частично налегать на второй.
Тримы, о которых я говорю – это довольно большие параллелограммы, не узкие полоски.
После изучения инструкций остались непонятными по меньшей мере два момента: как, точно, предполагается окончательно фиксировать тримы – какой температурой, нужно “утюгом”, или можно феном, и какой температурой. А также, как действовать с перекрывающимися тримами? Сначала приложить оба и затем окончательно прогревать целиком, или сначала полностью завершить весь процесс с более нижним, а затем повторить все от начала до конца с верхним?
Используемый материал – TowerKote, и для основной обтяжки (белый), и для тримов (цветной).
Сначала нужно закончить с базовым слоем обтяжки, потом протереть спиртом и пока он влажный положить тримы. Это позволит избавиться от пузырьков воздуха под пленкой и правильно расположить трим. Потом ждем минут пять и аккуратно гладим утюжком начиная с температуры “шелк”. Потом окончательно гладим с более высокой температурой, но без фанатизма, а то трим скукожится 😃 Если тренер ДВС и в это место попадает масло от выхлопа, то трим обязательно отвалится если его сверху не зафиксировать прозрачным скотчем (например 3М - не боится масла).
Не дождавшись советов, попробовал вчера по не совсем верной технологии. Что-то вышло, но, с эстетической точки зрения, выглядело провалом. Какая-то фигня с пузырями. Эта пленка при нагревании, прежде, чем сжиматься, сначала растягивается, из-за чего обильно образуются волны и пузыри, которых сначала не было. Используя браконьерские методы вроде прокалывания иголкой от шприца и проглаживанием модельным утюжком на приличной температуре удалось, в основном, их извести, но в паре мест с могучим избытком пленки образовались длинные тонкие морщины, и, видимо, это уже навсегда.
Зато приклеилось, похоже, намертво. В какой-то момент решил отодрать край трима, чтобы перегладить – не тут-то было…
Да, тренер ДВС. У фабричных тримов на крыле проблем от топлива не было, но, действительно, любой дефект в обклейке по швам в конце концов приводит к все более обширному отслаиванию пленки. В частности, узкие полоски тримов по бокам фюзеляжа отстали довольно быстро и держались лишь на скотче. Кстати, часто и под него со временем проникала касторка. Видимо, не добился ее полного удаления перед покрытием. Но в других местах скотч держал заметно сильнее хорошей заводской приклейки. Может быть, это там, где его грели феном. А может, зависит от скотча, похоже, тонкий вообще прилипает намертво к чистой пленке.
В конце ремонта нужно будет приклеивать еще полосы трима, в основном ближе к передней кромке. Попробую сделать там как рекомендовано, и сравнить.
зафиксировать цветовые полосы (трим). … полосы трима
Тема полезная.
Но почему “полосы трима”? Это как масло масляное.
Есть же много понятных слов вместо странного “трима” - отделка, полоски и т.д.
Но почему “полосы трима”? Это как масло масляное.
Масло-то всегда масляное, а вот трим на нашем тренере, в основном, как раз не полосами, а сложными фигурами – или замысловатой вязью
Есть же много понятных слов вместо странного “трима” - отделка, полоски и т.д.
Так это ж персональное – кому что понятнее. Я вот до сих пор ломаю себе голову, что такое “фонарь” на самолете. Обычному человеку фонарь – это как фонарь авто, или около дома. Но по контексту, похоже, имеется в виду нечто иное. Я думаю – это то, что буржуи именуют канопи, или нет? Я как раз хотел запостить вопрос, как его попроще сварганить…
Просто я начинал свою карьеру по описаниям сборки модедй на английском, и советы черпал с англоязычных сайтов. С уверенностью скажу, что по поводу жаргона отечественный моделист далеко впереди забугорного, и при этом еще и с хорошим снобизмом – мол, это твоя проблема, новичок, наш словарь осваивать.
что такое “фонарь” на самолете
“фонарь” в авиации - это остекление кабины пилота. Моделисты “давят” фонари из ПЭТ бутылок (полиэтиленовые бутылки, например для воды, кока колы и т.д.). Нагревают феном или в духовке и натягивают на точно подогнанный болван (из дерева или гипса). Требуется определенная сноровка. В этом разделе полно описаний по этой технологии (наберите в оиске ПЭТ).
Тримминг - один из наиболее сложных моментов при постройке/ремонте/обтхажке. Я говорю о качественном тримминге, а не как получится (с пузырями их проколами итп итп)
Для не опытных - чем меньше цветов и тоньше полосы тем лучше.
Какой бывает тримминг от простого к более сложному
- Наложение с нахлёстом на стрингире/лонжероне или зашивке из бальзы
- Наложение на базовый слой
- Наложение на открытых поверхностях
Вас интересует последний - "над “пустой” частью крыла как Вы написали?
Первый способ - наиболее простой и вопросов не вызывает даже у новичков.
Я пока опишу 2ой - наиболее популярный, но не простой
- Для резки плёнки по компютерной схеме окраски заготовлаются лекала из плотного картона, либо чего то получше если есть чем резать акромя ножниц и ножа. Если это первый опыт - те не Себовская схема а квадраты, ромбы и полосы то вместо лекал НОВОЙ линейки из пластика или толстого металла должно хватить.
- Ножи - модельний нож с большим запасом лезвий. На удивление плёнка их тупит на ура. У меня на 5кг Ултимат (есть в профайле) ушло 2 набора лезвий
- Модельнуй малый утюг с регулировкой температуры (болшим для белья тут на форуме только VOXX умудрялся хорошо тянуть)
- Вот тут самое важное - плёнка. Пузыри то вам никому не хочется иголкой как тараканов давить. Наилучший результат дают два типа. Самый лучший - Орастик, Оратрим и Оралайн. Всё это одна и таже плёнка Орастик, но в зависимости от ширины, имеет разные названия. Эта плёнка имеет клеевой слой и как раз и предназначена для тримминга те наклейки по основному базовому слою плёнки. Второй вариант - Монокот. Эта плёнка при очень малом нагреве хорошо приклеевается, хотя тянется она отвратно и для базового слоя обтяжки мало пригодна. Можно наверное исползовать и другую плёнку но я, на долгом опыте, выбирайю только такую
а) Базовайи слой Ораковер
б) Трим слои Орастик, Оратрим, Оралайн и лишь ногда Монокот, коий имеет огромную палитру цветов
Продолжение будет если интересно
Требуется определенная сноровка
Спасибо за разъяснения. Похоже, как раз “фонарь” мне и нужен. В моем случае он выполнен заодно с “капотом” – тем, что закрывает переднюю часть фюзеляжа, где находится топливный бак.
В прошлом я уже пытался его “выдавить”, но результат не вдохновил – использовать можно, но от желаемой формы далеко. Деревянная форма у меня сделана, из цельного бруска дерева. В принципе, форма не самая сложная, поскольку “фонарь” как бы односторонний – нижней половины у него нет, он надевается сверху на прямоугольный фюзеляж. Проблема же возникла при попытке осадить материал на поверхность формы. Поверхность полукруглая, но основание в середине (по длине) резко изгибается, там, где капот переходит в ветровое стекло. Поэтому в этом месте поверхность имеет две кривизны противоположного знака. В результате при осадке эта часть не натянулась на поверхность, а интерполировала ее тем, что математики называют минимальной поверхностью. В общем, что-то вышло, но весь этот переход с горизонтального капота на ветровое стекло под большим углом сильно затянут по горизонтали и выглядит убого. Пока не представляю, можно ли это как-нибудь улучшить.
Для материала использовал бутылку от чего-то вроде Кока-Колы, он сильно
термоусаживается. Хотел бы сделать “фонарь” именно из него, если это возможно, поскольку он выглядит практически неразрушаемым; ничто ему нипочем, ни летом, ни зимой. А родной пластик трескался на ура при уже при небольших нештатных нагрузках на крыло, не говоря про низкие температуры.
Придется, видимо, штудировать посты про ПЭТ…
Продолжение будет если интересно
Конечно интересно. Пишите!
Даже если не переделывать то, что (не) получилось, мне еще нужно прилепить относительно длинные широкие полосы (но на поверхности над бальзой, и там только одна кривизна), и несколько длинных узких полос вдоль плоских поверхностей. И плюс еще один патч на периферии крыла, там повехность выпуклая; часть его пойдет прямо по бальзе, часть по базовой пленке.
Для неопытных - чем меньше цветов и тоньше полосы тем лучше.
Да я и не выпендриваюсь, просто хочу вернуть самолету родной вид. Он вроде как член семьи уже…
Фабрично тримы были наложены по-простому, с нахлёстом, но, в основном, не коррелировано
с лонжеронами, стрингерами и т.д.
Модельный утюг от Tower Hobbies у меня есть (он на 120В, но есть travel adapter, так что не проблема).
Да, пленка лезвия тупит заметно, но я подправляю их на бруске, вроде реально нужен острым только край лезвия. И форма тримов прямоугольная или просто скошеная, так что особых лазерных требований к точности нет.
А вот пленка у меня только TowerKote… Температура для нее, похоже, высокая не нужна. Тянуться – сколько-то тянется, не берусь сказать, хорошо ли или мало. По-моему, не очень прочная, но не знаю.
Небольшие куски родной пленки я даже recycled. Сильно разбавлял Момент толуолом, покрывал обе соединяемые поверхности, и она хорошо садится, даже греть не нужно (если по плоской поверхности), и вроде приглаживается нормально интенсивным массированием. Даже не знаю, нужно ли теперь в тех местах прогревать пленку, и до какой температуры. Но одна проблема проявилась: с клеевой стороны краска порой растворялясь и норовила смыться. Более того, прои отмывании родного клея и прочей дряни со старой пленки почему-то в отдельныз случаях краска начинала смываться даже от бензина, хотя нормально бензин ее не трогал.
Продолжение будет если интересно
Ну же?!
Тем временем я приклеил на крыло две полосы трима (ширина 5см, длина около 50см), выглядит нормально, но вот большое НО… Не уверен, что трим реально приклеился. Я не грел его особенно, поскольку при повышении температуры сразу появляются пузыри, и уйдут они после этого, или нет, неизвестно. (Пока пробовал греть эти полосы только модельным утюгом). Вот и не знаю, что теперь делать. Так-то они сидят на базовом слое, но, боюсь, под потоком воздуха и от топлива отстанут и улетят…
Еще вопрос к специалистам – что известно про самоклеющуюся пленку из хозмагов? Ввиду отсутствия у меня черной модельной пленки, следуя чьему-то совету, попробовал ее. Выглядит ничего, на твердые три с плюсом. Но вопрос – а как на нее действует выхлоп от двигателя? Она вообще стойкая к этому, ну, и к бензину тоже, или нет? И как ее клеющий слой насчет этого? Я могу попробовать ее покрыть прозрачным скотчем, но это не лучший вариант – по краям скотча со временем образуются полосы грязи с маслом. Да и скотч недостаточной ширины, ровно по ширине трима, так что либо будут открыты края, либо нужно делать пару полос внахлест…
Как об альтернативе, подумывал о тонкой черной полиэтиленовой пленке (вроде той, что в больших мешках для мусора). Она, вроде, разумно тонкая. Кто-нибудь пробовал ее использовать? На Момент, я думаю, она сядет (в крайнем случае, можно попробовать на эпоксидку), но вот не растворяет ли ее топливо или бензин?
Черное мне нужно только на совершенно плоскую поверхность, там под базовым слоем фанера.
Раябята извинитe, был занят - да вообшем-то и забыл что пообещал 😦
Пока вот видео посмотрите. У всех вообщем то разные методы. Надо побольше инфы. Сумировать всё в одну кучу (в файл), а потом выбрать что как раз по душе, плёнке да и по деньгам конечно. Завтра допишу.
Николай, ваш случай - по открытым поверхностям - выкройки плёнки надо на стекле сращивать, я так делал, капитально сращивать, чтоб не разъехались при натяге, а потом на каркас уже наносить. От стекла она отклеивается неплохо. Есть правда и другие методы (как в фильме), но у меня не получилось.
Про ваш трим - я не знаю вашу плёнку - надо смотрть температуру приклейки. Из хозмагов наверное винил, или как его в Росси почему то зовут Оракл, хотя к Орaклу он отношения не имеет никакого. Винила даолжно быть чем меньше - тем лучше. В прротивном случае при усадке бальзы от сухости зимой пузыри/морщины неизбежны и их надо будет убирать, а винил поплавёт при даже малом нагреве. Из винила делают только небольшие логотипы
например 3М - не боится масла
Какой скотч 3М не боится масла? Можно название его или номер?
Ребята,могу ещё поделиться советом из личного опыта.Речь пойдёт о выкраивании букв и простых символов типа звёзд и т.д. Как показывает практика,вырезать не проблема…самое сложное в процессе-отодрать защитную плёнку от готовой буквы,или символа.Вот,что я делаю в таком случае.
Обычно в состав чертежа вношу символы и надписи в натуральный размер в свободном поле чертежа.Данный кусок чертежа отрезаю и спрыскиваю репозиционным клеем 3М.Дав клею слегка проветриться (60 сек.)наклеиваю лист плёнки сверху.Как правило плёнки имеют достаточный запас просвечиваемости и линии текстов на чертеже хорошо видны сквозь неё.Теперь спокойно и методично режем скальпелем по линейке и лекалам(если надо) стараясь прорезать только плёночный слой.Если лезвие хорошее,то работа не представляет ни какого труда.Прорезанные буквы легко отделяются от защитной плёнки,которая остаётся приклеенной к листу чертежа.
Приваривание к основному покрытию начинается с очень низкой температуры,в несколько проходов с постепенным подъемом температуры.