Электродвигатели ДПМ и ДПР
Вопрос к знатокам. В чем различие электродвигателей ДПМ от ДПР.
Также интересует их особенность (преимущества/недостатки) от например стандартных модельных электродвигателей.
Недостаток лишь один знаю - слабые. По-моему только на копии судомоделей ставят их.
В чем различие электродвигателей ДПМ от ДПР.
ДПМ- двигатель с классической компоновкой: стальной ротор, в пазах которого уложены обмотки. Тяжелый, низкомоментный.
ДПР- двигтнль с полым ротором (ротор- залитая компаундом плоская обмотка).
Легче, чем ДПМ (железа меньше), более высокомоментный, по сравнению с ДПМ - обмотки находятся на бОльшем плече.
Недостатки (по сравнению с современными) : тяжелые, дорогие, магниты из самарий-кобальтового сплава- раз в несколько слабее нынешних неодимовых, следовательно, КПД- гораздо хуже.
Из личного опыта: много лет использую ДПРы 72 в качестве ручной мини- дрели.
Болезнь у них-отламывание вала возле корпуса, там где по всем правилам инженерной мысли, в самом нагруженном месте вала- сделана кольцевая проточка 😦
магниты из самарий-кобальтового сплава- раз в несколько слабее нынешних неодимовых, следовательно, КПД- гораздо хуже.
Сегодня на ощупь попробывал тягу разных моторов, в том чесле и ДПМ-20-Н1. По ощущению ДПМ вроде не проигрывает по тяге остальным. Также немного преоткрыв его, увидел, что ротор состоит не из 3 лепестков (как у стандартных) а около 10. Вообще двигатель сделан очень качественно и имеет не простую конструкцию.
На валу имеется шпонка которая вставлена в прорезь. Данную шпонку можно как то вынуть, или она серьезно запрессована?
Данную шпонку можно как то вынуть
Запросто- бокорезами аккуратненько поддеть с двух сторон. Она имеет вид полукруга, просто вставленного в прорезь.
сделан очень качественно
Никто и не говорил, что они плохо сделаны: там и коллекторы позолоченные и подшипники- с тремя точками. В космос же всё это летало.
Просто разработкам этим- больше 40 лет, тогда неодимовых магнитов просто не было.
И все таки по поводу неодимовых магнитов…
Вы думаете, что к примеру в коллекторных моторах от Graupner серии speed стоят неодимовые магниты? Всегда казалось, что неодимовые магниты используют только в бесколлекторных моторах и то только в дорогих моделях.
Также интересно, на какие характеристики электродвигателя влияет количество лепестков ротора.
Вы думаете, что к примеру в коллекторных моторах от Graupner
Я про это- совсем не думаю: на Турниги летаю.
И цена-от 10 до 16 $, вполне устраивает 😃
количество лепестков ротора.
На пусковой момент и плавность хода (если такой параметр- имеет место?)
Активно пользую ДПМ-30Н, момент конечно слабый у него, если изготовить какой либо понижающий редуктор, то лучше сверлить будет. А вообще дремель поуниверсальней будет
на Турниги летаю.
По всей видимости речь идет о бесколлекторном двигателе. Пока ни разу не держал и не разбирал подобные движки, но судя по тому какую они мощь выдают, там на самом деле неодимовые магниты. А вот коллекторные движки от Graupner серии speed разбирал и сделал вывод, что там стандартные магниты. Скорее всего неодимовые магниты не целесообразно применять в коллекторных двигателях так как при высоких оборотах просто выйдет из строя коллектор и щетки. Повышенная мощь в модельных коллекторных двигателях относительно ДПМ наверно обусловлена малым количеством витков и большим сечение медной проволоки.
На пусковой момент и плавность хода (если такой параметр- имеет место?)
Такой параметр пригодится в различных редукторах и может найти свое применение в моделях тягачей и т. п. Также может быть полезен в моделях кораблей. При наматывании водорослей на винт, двигатель будет пытаться провернуть его а не заклинит и вся энергия попросту уйдет в нагрев обмотки.
Активно пользую ДПМ-30Н, момент конечно слабый у него
Всё относительно. Дримель имеет мощность раз в 8-10 больше и там тоже многолепестковый ротор.
У меня нет дримеля, но я приспособился с Graupner. Режет на высоких оборотах вполне сносно, но при сверлении если сверло заклинело то пока не вынешь из дырки, шансов нет. Так что момент тут тоже не очень.
“Каждому овощу - свой фрукт”, каждый электромотор имеет свое назначение. ДПМ и ДПР в том числе. Количество ламелей коллектора определяет Kv мотора (чем больше ламелей тем меньше Kv), как число полюсов у бесколлекторника. И КПД этих моторов, вполне сравнима с другими подобными моторами, Эти двигатели предназначены для систем автоматики, где важны такие параметры, как момент страгивания, низкие обороты (точность позиционирования), малая инерционность при торможении и реверсе, ресурс. По этим параметрам, эти двигатели наиболее оптимально подходят для моделей тихоходных кораблей, где нет им альтернативы, кроме моторов с редукторами.
ДПМ и ДПР в том числе.
где нет им альтернативы,
К сожалению- их и самих уже нет: на Митино только БУ попадаются, а если новый, то стОит как шашка Ворошилова 😦
Митино только БУ попадаются, а если новый, то стОит как шашка Ворошилова
Митинский рынок вообще обмелел как то, а альтернативы нет.
К сожалению- их и самих уже нет: на Митино только БУ попадаются,(
Он и Б/У, еще прослужит.
Фото ротора ДПМ-20
Добротно сделано. Военная приемка!
Удельная мощьность у них была на уровне своего века…не силовые это моторы! Назначение - приводы приборов и автоматики. Их особенность - высокий ресурс, малые помехи для радио (коллекторные!), высокая надёжность.
При тех-же параметрах надёжности, более мощьные моторы исполнялись с вариантом 2-х пар щёток…-крутящий момент на порядок выше…
более мощьные моторы исполнялись с вариантом 2-х пар щёток…-крутящий момент на порядок выше…
Какая у них маркировка?
Под рукой у меня маленький, 28 мм - ВЛ075П3. Больше - 40 мм стоит у меня на микродрели - при 40в сверлит 4мм сверлом 4мм уголок стальной… Маркировку не помню…-не под рукой…😃
Обычные обмотки коллектора, на якоре, только 2 пары щёток (параллельно!)…Т.е. 2 мотора в одном!
ВЛ075П3
К сожалению Яндекс ничего не выдал на эту тему. Если есть возможность, можно фотку данного двигателя и чуть больше информации чтоб можно было за что то зацепиться и в нете накопать.
вот что есть, мотор ещё не вскрывался, т.ч. внутренности не показываю, но там, ничего необычного - две параллельные пары (под 90 гр.) щёток -графит…
Выводы отдельно, но подсоединён был в параллель…(в родной аппаратере…)
Это, ракетно-космические серии на закате СССР…
К стати! ДПР - обычные роторы, с якорем не-полым…только исполнение корпуса (статора) было другое… ДПМ-круглые, серебристые, ДПР- чёрные овальные (срезанные сегменты).
А с полым ротором были моторы с индексом ДИ, но они были на 27в-400Гц…😦
Чувствуется, раньше у наших ученых инженерная мысль не дремала.
Ну как сказать, что “Отец-гавно…” !? Просто, слабо нас учили!! Ракета соит в шахте 22 года(!!!) - отец, который её придумал и отец, который её построил, уже давно в могилке лежат… А ОНА, летает! И супостаты ЕЁ до сих пор боятся,! и долго ещё могут под её защитой меняться президенты на премьеров и обратно!😃