подготовка к лазерной резке

1Dimon1

Здравствуйте.
вопрос в следующем. Готовлю чертежи небольшого станочка чпу из фанеры. Решил детали сделать при помощи лазерноймрезки и вот встал вопрос. Есть соосныемотверстия в деталях и вот как лучше их отобразить на чртежах- доверить лазеру вырезать их, или сделать их чуток меньшемв диаметре. Отверстия для посадки направляющих и линейных подшипников. Что посоветуете и если был то поделитесь им, пожалуйста.

foxfly
1Dimon1:

или сделать их чуток меньшемв диаметре.

То, что вы задаете на чертеже в качестве размера,- это средняя линия, по которой будет идти центр луча.
Естественно, реальный размер отверстия будет больше, чем виртуальный, за счет выгорания материала.
Кроме того, отверстие будет еще и слегка конусным с расширением в сторону линзы лазера, причем чем толще фанера, тем больше конус.
Самое лучшее- прожечь все типы отверстий на отдельном куске фанеры, задав несколько разных коррекций размеров: на 0,1 мм меньше, на 0,15…
И потом, засунув туда валы, подшипники и т.д. определить, какой размер лучше подходит и его поставить на файле для резки.

1Dimon1

Спасибо, но такой вариант не очень подходит, буду сдавать в организацию…

foxfly
1Dimon1:

буду сдавать в организацию…

Ну, тогда ставьте меньше на 0,15 (фанера надо думать будет толстая?)
Расшкурить всегда можно.

1Dimon1

Толщина планируется 6 и 8 мм. Толщину реза мне сказали около 0,3 мм. Просили указать допуски… Вот какие выбирать - не совсем понятно.

а проблемы с соосностью отвестий возникнуть могут или они исключены априори?

foxfly
1Dimon1:

около 0,3 мм.

Но на мой взгляд- многовато. Я самолеты из 3 мм резал, припуск давал 0,1- все отлично входило. Хотя, конечно я бы сначала попробовал: и от сорта фанеры зависит и от настройки лазера.

1Dimon1:

а проблемы с соосностью отверстий возникнуть могут

С формой- могут.
Обычно перед резкой сами лазерщики проверяют, нету ли “яйца” при резке круга.

SpeeDriver

Если операторы опытные и не станут забивать, то все будет ок, указать нужно тот размер который нужен в итоге ну и допуски, и в зависимости от материала и линзы программист сам сделает припуск. Я так понимаю, что направляющие должны входить в отверстия с натягом, для фанеры я бы сделал припуск 0.2-0.3 мм., т.е. если направляющая диаметром 15 мм., то отверстие нужно 14.7-14.8 мм. Так что от тебя там нужен только конечный размер, все остальное будет зависеть от операторов и программиста.

Guber

Опытные операторы оперируют с НОМИНАЛЬНЫМ контуром. Смещение, зависящее от толщины реза знают только они, и только они правильно его зададут. Так что не забивайте себе голову - отдавайте номинальный контур. А еще если хотите совсем хорошо, не забудьте сделать чертежи, на которых укажите важные для Вас размеры и допуски. Ну и для приличия хотя бы габаритные размеры деталей.

foxfly
SpeeDriver:

то отверстие нужно 14.7-14.8 мм. Так что от тебя там нужен только конечный размер, все остальное будет зависеть от операторов и программиста.

Я настрогал на лазере больше 100 моделей самолетов (около 10000 деталей) и могу смело сказать: если у них не стоять над душой, они такого нарежут- никакой помойки не хватит. А любое допущение в размерах- они используют максимально в ненужную сторону.
Припуск 0,3 мм в отверстии диаметром 15 означает, что никакого совмещения центров отверстий- не будет и близко.
Из под лазера должна выходить деталь с отклонением от номинала не более 0,1 мм а лучше- 0,05.
Иначе никакого смысла нет вообще в цифровых технологиях: свинчивай детали попарно и сверли на обычном станке.

Guber

… Ну да, я наверное про нормальных операторов говорил. А это видно рекламщики. Хотя, накосячить по нормальной картинке - это надо постараться.
К сожалению, культура производства, как и культура вообще, в стране упала совсем и навсегда. Отсюда такие изготовители. ищите тех, кто еще остался старой закалки.

foxfly
Guber:

Хотя, накосячить по нормальной картинке - это надо постараться.

Совсем не надо:)
Достаточно неправильно сфокусировать или- дать мощность больше, чем надо.
Вот вам и конусная дырка с обугленными краями.
Судя по тому, что ТС не имеет возможности присутствовать при процессе (хотя мне и непонятно, почему безнал исключает авторский контроль?), то вероятность такого развития событий=95%.

Guber:

культура производства, как и культура вообще, в стране упала совсем и навсегда

+100500!

Guber:

кто еще остался старой закалки.

Да нету на лазерной резке никакой “старой закалки”- они еще не успели состариться за 10 лет то, когда она в массы пошла.

1Dimon1

Спасибо за советы.
Просто я очень огранничен во времени. Нашел контору относительно недалеко от работы чтобы можно было туда сходить в обед, например. Вот они http://www.karek.ru - отзывов пока о них не знаю.
Вот что мне написали в пмсьме:

Основываясь на Вашем описании, судя по всему, резать детали придется на лазере. Расстояния между деталями можно закладывать или нет - на Ваше усмотрение. Если не закладывать, то каждая деталь после реза может уменьшится в размере на 0,15-0,2 мм по каждой стороне.
Однако, наше пожелание по макету состоит в том, чтобы Вы прислали нам не раскладку на листе, а просто каждую деталь отдельно с указанием их количества. На чертежах необходимо будет указать допуски на каждый размер.

мой запрос был таким:

Чертежи еще в разработке. Это набор деталей, в основном с прямыми углами и небольших размеров (несколько сантиметров по ширине и длинне). Все детали вырезаются из фанеры толщиной 6 и 8 мм. Детали в последствии будут склеиваться между собой. Ориентировочно все детали должны уместиться на листе размером 1м на 1.5м.
При раскладке деталей на чертеже для резки какие зазоры необходимо выдерживать между ними?

если есть конкретные адреса где уже проводилась резка - не стесняйтесь.

SpeeDriver

Ну они все правильно написали, между деталями желательно делать зазор, для фанеры я бы взял 6 мм. Но это не твоя забота должна быть. Ты им скидываешь чертежи каждой детали с размерами и необходимым количеством, если материал свой предоставляешь, то пишешь им сразу размер, они скажут поместятся детали на этот лист или нет. В принципе больше ничего не нужно от тебя.

lelik
1Dimon1:

Решил детали сделать при помощи лазерноймрезки и вот встал вопрос.

Ответ прост: ищите фрезу, там таких вопросов не возникает 😃

foxfly
1Dimon1:

а просто каждую деталь

Да совсем не просто: фанера имеет разную (очень!) прочность вдоль слоя и поперек.
Когда я был наивным и не указывал направление кладки фанеры, то очень удивился, получив пачку лонжеронов, нарезанных поперек слоя.😢
Они же не понимают, что и как? И в слове “сопромат” знают только последний слог 😦
Поэтому раскладывают детали исходя из экономии места.
Могут и по диагонали положить 😃
Кроме того, если предполагается переклей, то надо одну деталь делать вдоль, другую поперек листа.
Также очень невредно заложить реперные отверстия Ф2 мм, что бы обеспечить точную соосность деталей при склейке (из нескольких слоев).
Туда вставляются зубочистки, все мажется смолой и зажимается струбциной.
Тогда итоговая конструкция получится какой надо.

SpeeDriver:

они скажут поместятся детали на этот лист или нет

Скажите честно, как художник художнику: Вы сами видели хоть раз работу лазерной резки? 😦
Никто там ничего не говорит, чего и сколько уместится: резчик берет конкретный (в общем случае- какой попало) лист фанеры, измеряет его размеры линейкой, выводит на экран рамку таких размеров и начинает мышкой таскать картинки деталей, укладывая их внутри этой рамки поплотнее.
Включив резку, он берет следующий лист и делает с ним то же самое, пока режется первый.

1Dimon1

Спасибо.
тоесть мне нужно:

  1. Желательно иметь свой материал нужного мне качества.
  2. Подготовить чертежи деталей в номинальном размере с указанием размеров.
  3. Сделать раскладку деталей (без нанесения размеров) самому с учетом направлния волокон древесины во внешнем слое на листе материала, и указать направление волокон на чертеже.
  4. Выдержать определнные минимальные зазоры между деталями.
  5. На склеиваемых деталях создать реперные точки в местах где детали не несут нагрузки и “не мешают”.

Теперь осталось понять нужно или не нужно уменьшать отверстия в деталях, то есть в детали есть отверстие в которое должен плотно входить штифт диаметром 16мм, на чертеже его рисовать диаметром 16 мм или например 15.9? Причем этот штифт проходит несколько деталей и соосность его очень критична. Вот этот момент можете подсказать? Это же касается и мест соединений типа “шип”.

foxfly
1Dimon1:
  1. Желательно

Обязательно!
А то они такого 6 сорта нарежут…

1Dimon1:

Подготовить чертежи деталей в ном

Бред!
Чертежи должны быть в Корале не выше XIII версии. Обязательно- проверить “замкнутость контуров” (что это- сам без понятия, программирую не я)- иначе лазер заверещит.
Какие еще размеры?

1Dimon1:
  1. Сделать раскладку деталей (без нанесения размеров)

У меня на каждом чертеже- просто стрелка нарисована и резчикам сказано, что класть деталь -надо стрелкой вдоль волокон.

1Dimon1:

Выдержать определнные минимальные зазоры между деталями

Не надо ничего- они сами выложат как надо.

1Dimon1:

На склеиваемых деталях создать реперные точки

Дырки в этих точках нарисовать Ф1,8. Забить в нижнюю деталь зубочистки, а верхние на них одевать, как пропуск в Смольный одевали на штык!

1Dimon1:

на чертеже его рисовать диаметром 16 мм или например 15.9

Думаю, надо задавать 15,8.
То же самое- с шипами: папу рисовать к примеру 30мм (получится 29,9), маму- 29,8. Получится самое тютелька в тютельку:)
Там прижоги шкурить придется, чтобы склеилось нормально.

Guber

“Ищите фрезу”
Уж больно много геморроя с этим лазером. И зачищать прижоги не надо.

foxfly
Guber:

“Ищите фрезу”

С фрезой проблем тоже достаточно: чертежи перерисовывать: надо вводить коррекции на фрезу,работа времени занимает- в 10 раз больше.
Многие вещи (у меня в самолете масса тонких пазов была, на фрезе нереализуемых).
У каждой технологии- свои плюсы и минусы.
Решать автору.

SpeeDriver
foxfly:

Скажите честно, как художник художнику: Вы сами видели хоть раз работу лазерной резки? Никто там ничего не говорит, чего и сколько уместится: резчик берет конкретный (в общем случае- какой попало) лист фанеры, измеряет его размеры линейкой, выводит на экран рамку таких размеров и начинает мышкой таскать картинки деталей, укладывая их внутри этой рамки поплотнее. Включив резку, он берет следующий лист и делает с ним то же самое, пока режется первый.

Скажу как есть, вижу каждый день. Т.к. я работаю программистом для комплекса лазерного раскроя. И никто сейчас уже ничего вручную не раскладывает, т.к. есть множество различных замечательных САПР, я например использую Техтран. Поэтому, чтобы сделать раскрой, мне нужны лишь чертежи деталей и их количество, а также размер листа, на который их надо запихнуть. Вот и все.

lelik
foxfly:

С фрезой проблем тоже достаточно: чертежи перерисовывать: надо вводить коррекции на фрезу,работа времени занимает- в 10 раз больше.
Многие вещи (у меня в самолете масса тонких пазов была, на фрезе нереализуемых).

Да уймитесь вы. Никто никогда, находясь в здравом уме, не закладывает диаметр фрезы в чертеж, есть CAM, который учитывает и его, и направление реза. При толщине фанеры в 8-10 мм, где сужение шва играет рояль, пазы меньше 1мм, на мой взгляд не актуальны, а 1 мм в несколько проходов - не вопрос.

foxfly
SpeeDriver:

мне нужны лишь чертежи деталей и их количество

А Техтран понимает, что у некоторых материалов (фанеры, к примеру), есть свойство анизатропии?
Как то мне сдается, что именно такой программист мне и настрогал лонжеронов поперек волокон 😦

lelik:

а 1 мм в несколько проходов - не вопрос.

А затраты времени (при расценках 1 час работы- 1,500 руб) тоже не вопрос?
Никто не спорит, что ЧПУ- достаточно хорошая технология.
Вопрос- в целесообразности.
У ТС- единичные изделия, реализуемые на лазере за 30 мин.
Зачем ему тратить лишние деньги на ЧПУ?

SpeeDriver
foxfly:

А Техтран понимает, что у некоторых материалов (фанеры, к примеру), есть свойство анизатропии? Как то мне сдается, что именно такой программист мне и настрогал лонжеронов поперек волокон

Уважаемый, не нужно ставить под вопрос мой профессионализм в области программирования. Если человек говорит, что ему нужны детали из фанеры с четким соблюдением размеров, то так оно и будет, но знать особенности изготовления лонжеронов программист или Техтран не обязан. Если есть такие специфические условия, то все это должно обговариваться заранее. Я надеюсь вы понимаете, что требование к направлению волокон фанеры - это специфические требования? Ну и в таком почтенном возрасте уже надо бы знать, что прежде чем говорить, нужно подумать, особенно если данные слова могут оскорбить человека.

Guber

По поводу возможностей фрезерования здесь говорят люди, которые знают, о чем говорят. И не на словах, а на реальном производстве. Не для задач хобби, а для производствееных. Я сочетаю и то, и другое, иногда и на спорт работаю. Поэтому стоит прислушиваться, а не ругать и говорить, что дорого. Переделывать еще дороже.