ВПП "Бурково". Королёв.
Почти полностью восстановил “Реактор”, при установке приемника и тяг управления вылезла проблема.
Серва руля поворота Futaba S-3156 работала через пень-колоду, а потом вообще заклинила намертво. Напряжение на борту просело, он отрубился.
Ну теперь понятно, почему я разбился. Запасной сервы сейчас нет, придется отложить облет.
Привет! Очень похож на Ultimate. Только меньше?
Это Reactor Bipe от Great Planes. Очень качественный кит.
www.greatplanes.com/discontinued/gpma1580.php
Жаль, фирма прекратила существование…
Брательник ухитрился в новости попасть.
www.vesti.ru/article/2427386
На соревнованиях сел вынужденно.
Так это он оказывается был?! Планер потом на прицепе увозил?
Ну да. Не знаю, в этот раз или нет, на посадке дал циркуля из-за высокой травы. Пришлось отправлять на ремонт.
Опять мне “Реактор” чинить…
rcopen.com/forum/f22/topic8686/4439, пост 4343.
Да уж, сочувствую.
Решил выложить отчет о ремонте “Реактора”. Главное не фото с деревяшками, а объяснение, почему сделано так и в такой последовательности.
После лобового удара смотрим повреждения. Минус винт, проломлена передняя стенка силовой подмоторной коробки. Мотошпангоут в труху, замята носовая часть фюзеляжа.
[url=Решил выложить отчет о ремонте “Реактора”. Главное не фото с деревяшками, а объяснение, почему сделано так и в такой последовательности.
После лобового удара смотрим повреждения. Минус винт, проломлена передняя стенка силовой подмоторной коробки. Мотошпангоут в труху, замята носовая часть фюзеляжа.
Капот весь в трещинах, углы надорваны, есть пролом от моторамы, шпангоут с магнитами выломан.
Начинаем подготовку, срезав остатки мотошпангоута с коробкой. Нижнюю планку клеим на место - теперь есть какая-никакая, а базовая плоскость для восстановления носового шпангоута. По возможности шкурим по плоскости торцы бортов.
Поскольку бальзовые стрингеры фюзеляжа сломаны, решено нарастить их четырьмя сосновыми рейками. На них будет висеть новый мотошпангоут. Но закрепления по краям мало: шпангоут будет как мембрана, и приклеенная к нему силовая коробка сломает его. Поэтому на стрингеры установим две фанерные перемычки, работающие как опорные балки.
Но и это не все. Типовое разрушение - отрыв слоев фанеры приклеенной деталью. Чтобы фанера не работала “на отрыв”, используем шиповое соединение. На перемычках сделаем 4 шипа, проходящие через пазы в мотошпангоуте и задней стенке коробки. Теперь нагрузка от мотора нормально доходит до стрингеров.
Вот пара перемычек подогнана под плоскость склейки с мотошпангоутом.
Сам мотошпангоут отдельно забыл снять, нашлось только такое фото (на заднем плане, уже с магнитами):
Изготовил его так: сначала подогнал вырезы под стрингеры и шипы, потом обрезал с боков по бортам. Линию верха получил, склеив обломки шпангоута капота в подобие шаблона.
Верх фюзеляжа - набор из бальзы. Сначала грубая подгонка и подготовка торца.
Все готово для вклейки мотошпангоута.
Но чтобы окончательно подогнать его, необходим ответный шпангоут капота. Лучше вывести стыковочную плоскость до приклейки коробки. Шпангоут набран из отдельных деталей и пригнан к капоту.
Как ни старался, плоскость переднего шпангоута ушла. Для плотного прилегания капота потребовались накладки из бальзы. После их торцевания можно окончательно обработать верх фюзеляжа.
Так выглядела силовая коробка до ремонта:
Помимо подготовки задней стенки с пазами, пришлось зачистить и подогнать под новые углы передние грани: углы установки коробки ушли. Сделал новую переднюю стенку, под нее сделал вырезы с шипами так, чтобы углы от оси фюзеляжа получились примерно по 2 градуса вниз и вправо. Окончательная подгонка потом.
Но вклеивать переднюю стенку еще нельзя: в нее с внутренней стороы должны быть вклеены металлические втулки с закраиной (обточенные мебельные втулки М3). Отверстия под них нужно размечать так, чтобы установленный мотор точно попал в отверстие капота. Нужно заняться капотом.
С этим было больше всего мороки. Работа со стеклотканью не очень ладится. Проклеил с двух сторон углы - нашлись непроклеи. Резал, заливал смолой, давил прищепкой. Клею лоскут изнутри - он норовит остаться на материале прижима.
После наклейки лоскутов капот обрел жесткость. Подогнал и вклеил шпангоут. Зашкурил трещины покрытия снаружи, нанес пару слоев алкидного грунта. Вылезли ямки, попробовал закрыть их черной шпатлевкой для бамперов. Где-то получилось, где-то не очень (отлетает). Пролил трещины смолой с микросферой и зачистил их. Еще слой грунта- все равно видны неровности. Ладно, нам зеркальный блеск не нужен. Нанес два слоя эмали под цвет старого капота. Ну, терпимо, и не сравнить с битым капотом.
Вот теперь можно заняться установкой двигателя. Закрепляю самолет носом вертикально вверх, вставляю в пазы переднюю стенку коробки, на нее ставлю мотор с переходной текстолитовой пластиной. Надеваем капот (зафиксировался магнитами) и двигаем мотор по центру отверстия. Потом осторожно снимаем капот (не зацепить мотор!), и можно размечать крепежные отверстия. Просверлили и вклеили резьбовые втулки.
Теперь можно клеить переднюю стенку. Моторама немного ушла “вглубь”, добавим прокладки под мотор, чтобы кок не терся об капот.
Понемногу можно собирать. Регулятор хода максимально сдвинул назад, а силовые провода аккумуляторов укоротил по максимуму, до 2 см. Изгиб и натяжение уменьшились, но потом подумаем, как еще улучшить ситуацию.
Наконец-то ремонт завершен.
Сколько лет уже этому самолёту, лет 15 наверное?))
Трудно вспомнить. Нашел фото 2007 г.
А сегодня благодаря Игорю у меня появился запасной!
Ураааа! Альберт, ты его уже забрал! Поздравляю!!!
Ну, 2007 г. - это может быть ошибка, но не позднее 2011.
Игорь, не удалось встретиться, но теперь точно понадобится консультация по обоим бипланам.
У старого - проводка, у нового вроде неправильный выкос и еще по мелочи.
Не удалось пока к сожалению. У меня всю прошлую неделю ежегодные КПК с АСП были, а на этой неделе ВЛЭК проходил. На следующей я в отпуск иду. Так что можем как-нибудь вечером, когда с работы вернешься, собраться в мастерской и все сделать.
Наконец-то закончил переоборудование запасного"Реактора" по своим стандартам.
Мороки оказалось много, одно исправление покоробленного винтом руля поворота чего стоило. Одно из последних развлечений - обточка осей колес из нержавейки в шуруповерте.
Игорь, я помню твое предпочтение к малым колесам с обтекателями, но я даже с большими колесами иногда застревал на полосе в Монино. Что уж говорить о Клязьме и др.
Первая центрова и настройка “Махи”.
Из-за размеров пришлось работать в холле.