Монстр-рейсинг 19.03.05. Борьба нешуточная!
Вот побывал на гонках, по этому случаю - “репортаж снежного рейсинга”.
После январской воды - мартовские морозы. Несмотря на то, что я вынужден был пропустить три этапа, довелось поучаствовать в морозном рейсинге. Трасса в снегу, льда было немного, снежные горы вокруг трассы - спасибо “добрым комунальщикам”.
Стабильно уже приезжает более двадцати участников в классе МТ-8. А морозу хватало и для участников, и для моторов. Сам лично приморозил два пальца - два дня после этого ощущал лёгкое покалывание. Моторы LRP-28 невозможно было настроить (Ярослав это уже отметил). Из новых веяний - эксперименты с гироскопами на моделях. Продолжались пробы гироскопа Корабельникова Алексея - и многие желающие могли опробовать его модель на трассе. Дмитрий Ерыгин поставил гироскоп на свою “шестёрку”. Пока техническая комиссия не стала принимать никакого решения по поводу разрешения или запрещения гироскопов до конца сезона. Так что желающие имеют полное право экспериментировать в двух ближайших гонках. Нужно хорошенько обдумать это и изучить зарубежный опыт. Если в существующих международных правилах так или иначе есть запрет на гироскопы - необходимо и у нас его вводить.
В “шестом” масштабе гироскоп имел оглушительный успех! И это несмотря на то, что вначале казалось, что для заднеприводных багги он непригоден. И несмотря на то, что применён был древний простейший механический гироскоп (микрогироскоп Futaba для электровертолётов выпуска примерно 1997г) без режима heading hold. Оказалось, что развернуть модель, дав полный газ на прямой, стало просто невозможно! А ведь раньше в данном классе это было в порядке вещей. Результату Димы - 7 кругов могли бы позавидовать многие участники других классов с полноприводными моделями, а ведь все мы видели раньше, как “шестой масштаб” ездит зимой. Соперники не смогли составить ему конкуренцию, отстав более чем на круг. Конечно, хорошая резина Carson и более лёгкое шасси тоже сыграло свою роль, но именно применение гироскопа дало этот поразительный результат. Стоит отметить, что такому во многом ещё способствовала конфигурация трассы в Раменках - много длинных и скоростных прямых.
В багги-8 участников было вначале достаточно, но к финалу осталось всего четыре участника. Результаты весьма средние. Сказалось отсутствие в финале сильных гонщиков (Эдуарда замучали проблемы с мотором) и нового чемпиона - Михаила Дьяченко. Лобачёв Александр в финале выступил не очень удачно, откатившись на 3-е место. А выиграл всем известный Лёха - Алексей Горбунов. Это его первая победа на рейсинге - поздравляем! И к чести всех финалистов скажем, что все результаты ровные - в одном круге. И это несмотря на погоду.
Основная битва развернулась как всегда в классе МТ8. Морозная погода (-6 - 8 градусов) и снежок - сделали своё дело. Три участника получили по нулевому результату вообще, около трети - не смогли доехать до конца и показать достойный результат. Довольно часто моторы подводили во время гонки и тренировок. Особенно отмечу моторы LRP-28 (Щёголев, Горбунов, Медокс, Ерыгин) - ни у кого не работали нормально. Причём все владельцы - люди довольно опытные и подкованные в плане регулировок и отладки моторов. Лучший результат с данным мотором - у Антона Щёголева, но какие усилия ему приходилось прикладывать! Постоянная промывка мотора (после заезда) при помощи WD-40, задолго до заезда мотор заводится, прогревается, регулируется и так поддерживается до вызова на старт. При этом всего 10-е место в итоге и реально мотор в заезде не впечатлял своей работой, несмотря на заявленную мощность в 3.7 “лошади”. Возможно, конструкция карбюратора не оптимизирована в данном двигателе. Все остальные обладатели этих моторов не смогли доехать до финиша или даже вообще стартовать - моторы глохли по нескольку раз. Регулировка двигателей стала ключевым фактором успеха на рейсинге - у кого мотор нормально “тянул”, тот и оказался в лидерах. Сам я столкнулся с этой проблемой и не поборол. Но у меня двигатель HPI-25 весьма укатанный (больше 6-и канистр) и перебранный (шатун обрывало недавно, поставлена “сборная” пара из двух старых комплектов). Перед началом - проблема обгонки - спасибо Ярославу - у него были. Ещё спасибо Щёголеву Антону - он помог промыть обгонку перед установкой.
Техническое отступление - вот ребята, имейте ввиду - обгонку нужно промывать при помощи WD40 не только после эксплуатации, но и НОВУЮ, ПЕРЕД установкой! Иначе имеющаяся там промышленная смазка вызывает частичное залипание роликов, особенно в холодную погоду. В результате - плохая работа и повышенный износ части роликов вначале, а как итог - недолговечность обгонки (иногда может и на рейсинг не хватить). Так что хорошенько пролейте её WD40, несколько раз прокручивая вокруг вала двигателя - и так несколько раз, чтобы убедиться в надёжном зацеплении роликов. Как идея - можно проделать небольшое отверстие или паз в крышке ротостартера (или пул стартера) рядом с задней стенкой двигателя, чтобы иметь возможность оперативно залить туда WD40 и промыть обгонку не снимая двигатель с модели.
Вот когда я поборол все эти проблемы, встала задача отрегулировать двигатель. Но перед первым заездом времени не осталось - в итоге три раза заглох и “финишировал в боксах”. Но перед вторым заездом уже как-то наладить двигатель удалось получше, хотя отрегулировал всё же не до конца - на больших оборотах двигатель давился, когда и с холостых еле раскручивался. Тем не менее - не заглох и доехал, пускай и с отстойным результатом. Проблема отрегулировать движок в такую погоду - если обогатить “верха”, он глохнет на холостых, если обеднить “низ” - давиться на больших оборотах. Приходится подкручивать стопор, увеличивая холостые (и обогащая), рискуя при этом сцеплением и спуром. Модель удерживается на месте уже только тормозом (или руками…). Вобщем, разумного компромиса я так и не добился - с утра не смог из-за технических проблем, а во время рейсинга это сделать сложнее, чтобы не помешать участникам других заездов. И я был в этом не одинок. Двигатель у Торского Игоря тоже “не тянул”. Даже Эдвард не смог побороть движок своей багги! Кстати, после гонок вечером обнаружил погнутую кость (усиленную) на модели, причём сильно подозреваю, что так катался с начала января или даже раньше. А я-то всё грешил на дисбаланс мокрых колёс, который тоже есть и влияет, но не до такой степени как в моём случае. Ну а другие участники сумели бороться с большим успехом. Хорошо отлаженный (Эдвардом) и “свеженький” двигатель на модели Давида Ишханяна помог ему в борьбе за третье место. Давид отлично управляет моделью и пока не столкнулся с техническими проблемами - результаты отличные. Он стремительно ворвался в число лидеров класса. А вот у Бельтюкова Сергея проблемы были - и он уступил третье место в финале. Корабельников Алексей отчаянно боролся весь финал с Грибковым - было очень захватывающее зрелище! Только в самом конце гонки слегка ошибся и в результате победил Михаил. Что и не удивительно - электромонстр проблем с наладкой двигателя не имеет. Теперь Михаил поставил судомодельный регулятор на модель и с надёжностью электроники проблем больше не возникает. Попадание в финал (пятое место) двухмоторного Гига-Крашера - удивительное событие! И главная заслуга - умение отрегулировать двигатели и отличное пилотирование Сидорова Ил. И его тренера. Тем не менее, в финале модель ехала на одном двигателе и довольно медленно, а к концу и он заглох.
Итак, мы увидели нового монстра, да ещё и двухмоторного - Kyosho Giga Crasher Twin. Впечатление - противоречивое. Отмечу лишь высокий уровень пилотажа Сидорова Ил., который смог показать хороший результат с такой неважной резиной, которая идёт в стандарте с моделью и неналаженной подвеской (чего стоит только “задубевшее” на морозе масло в амортизаторах). Но помогло ещё то, что льда было мало в этот раз даже к концу гонок. Завести и отладить два мотора - тоже большая заслуга самих участников - “два двигателя - две проблемы”, хотя с новыми двигателями это немного проще. А так - само шасси - “двухэтажной” или “палубной” конструкции, подобно применённой на MTA-4, T-Maxx, “Мегалите”. Подвеска в целом смотрится не хуже, чем у МТА-4, но само шасси довольно высокое и летом быстро ехать будет крайне сложно. Отлично выглядит воздушный фильтр со стилизованным воздухозаборником, закрытый от влаги и грязи. И ещё - “прямоточные” выхлопные трубы. Только смущает малая длина этих труб. Возможно, здесь и есть какой-то эффект, но у подобных глушителей на судомоделях длина гораздо больше и даже у наших “обычных” автомодельных труб длина больше, если “распрямить” поворотный патрубок. Скорее всего, резонанса здесь и близко не будет, хотя возможно спецы меня поправят, и в данном случае идёт игра на соотношении сечений. Так или иначе, я сомневаюсь что эти трубы реально эффективны, но смотрятся здорово. Ещё достойно выступил Лобачёв Александр на Рево, но в финал всё равно не попал. Постепенно эти монстры “прикатываются”, результат всё выше и выше. Возможно летом и с более мощным мотором (а слабо Сирио-18, как у Пырялина, поставить?) удасться пробиться в финал и там достойно выступить. ЛСТ - как всегда, ездит отлично, если не ломается.
Второй технический вопрос гонок - гироскопы. Про успех в “шестом масштабе” уже написано, теперь немного о Саваже Корабельникова Алексея. Все желающие смогли попробовать и оценить установку гироскопа. Пробовал и я. Эффект есть и заметный, потому что потом пробовал ту же модель (которая и сама по себе хорошо настроена) без гироскопа. Поворачиваемость модели в поворотах стала несколько хуже, но стабильность добавилась. Управление - несколько проще, но при этом необходим немного иной стиль. Фактически, тормозить не стоит (”тормоза придумал трус!”) … слишком часто, повороты проходятся газом. Регулировка газа становиться очень важной, если плавно всё работает - можно прекрасно “выписывать” траекторию - и тут Грибков был абсолютно прав. Я специально попробовал симитировать “чайника”, делая резкие движения - и пару раз мне удалось развернуть модель при торможении в повороте, если вовремя не нажать на газ. Как я и предполагал, в таких случаях модель разворачивалась весьма внезапно, как бы теряя стабильность. Так что панацеей для новичков гироскоп не будет. Пожалуй он даже поможет плавно и грамотно научиться (!!!) работать акселератором и тормозом. Средним пилотам, как я, гироскоп поможет неплохо проехать такую скоростную трассу, как в Раменках. Но при обилии 180-градусных поворотов постоянный “недорул” и непредсказуемое поведение при срыве - здорово помешает. Так что повторюсь - пожалуй не стоит пока скоропалительно запрещать подобные устройства на моделях. Запрет должен быть обязательным только в случае устоявшихся чемпионатных классов (багги-8Д) или если в существующих автомодельных правилах - зарубежных или отечественных это уже прописано. Возможно, новичкам стоит его даже разрешить, в свете написанного выше (например - применение в первых 3-х-5-и рейсингах с начала участия). А если когда-либо опять возникнет идея “деления на лиги” в наших соревнованиях, то стоит разрешить использование гиро в “низшей лиге” в любом случае.
Ну и последний технический вопрос - про двигатели. Получается, что нормально и надёжно работающего “опционного” мотора для монстров фактически нет у нас в стране (т.е. нельзя прийти куда-то и купить). Стандартные моторы HPI-25, мотор от Carson, LST - вполне приличные и надёжные, достаточно хорошо регулируются. Мотор Мегалитов чуть хуже, но тоже вполне. Но когда заходит речь о “чемпионском” (ни о каком эксклюзиве речи нет, хотя бы в российских масштабах) моторе для МОНСТРА (считаем, от 25 и выше) уровня OS-MAX VZ-B - то тут полное отсутствие предложения! В прошлом году я помню зимние мучения с Офнами-26, в этом году - с LRP-28. Возможно, для Саважа может сталь “опционным” мотор ЛСТ? Ну а какой мотор поставить на ЛСТ помощнее, учитывая необходимость “алюминиевого обвеса” для надёжности? Ну а для лёгких багги-конверсий есть один выход - баггийные 21-е движки высокого уровня - те же OS-ы и Мюген-Новаросси, которые даже не уступят по мощности 25-м. Все другие моторы экстра-класса для монстров - Сирио, RB, те же Новаросси - только везти из-за рубежа. При полном отсутствии какой-либо поддержки запчастями. Так что даже имея приличную сумму в кармане (цена у нас выростает обычно до небес) купить что-либо подобное для монстра крайне сложно, а в случае чего - запчастей придётся ждать полгода. Тем не менее, для наших отечественных “двигателестроителей”, Монстр-рейсинг уже сформировал спрос на отличные двигатели 0.25-0.3 в известном формате “Big block” для монстров. Специалисты грамотные у нас есть, которые делают двигатели для лодок FSR или шоссейных автомоделей. Вполне реально продавать десяток-два двигателей в год (не меньше, а то и больше) высокого уровня и обеспечивать поддержку запчастями - нормальный повод заложить новую серию (судя по обычному опыту подобного мелкосерийного производства). При этом сами же приедете на соревнования со своими отличными движками. И заодно - это неплохая возможность выйти впоследствии на зарубежный рынок, учитывая огромную популярность монстров.
Как правило, за несколько дней до гонки, так что не скоро пока…
А в какое время проводят “МР”?Ближе к утру или к вечеру? ❓
А в какое время проводят “МР”?Ближе к утру или к вечеру? ❓
Угадай с трёх раз…
Василий, ну ты наговорил 😃 , но с удовольствием прочитал всё 😁
… вот ты там говорил про НПИ-25 мотор - я то дурак недогодался поднять обороты - короче та-же проблемма и завестись не смог после настройки - заливало конкретно 😵
… про Хонг нор -25 ты зря так … - именно на нём (из оф роуда сделал монстра) и проехал 6-ть кругов 😃 … правда там бак фиговый, но большой и мне показалось, что вот, вот заглохнет, а когда финишировал - на полную курок нажал и выяснилось, что он и недумал глохнут … и топливо там ещё выше крыши … (один раз вовремя гонки нажал газ да полки, аж 2-а воткнулась по прямой с 14-им колоколом и надутыми колёсами - короче трансмисия для Баги, а полетел, как взрослый) 😲
… про гироскоп - ненадо запрещать - я все сугробы померил, а с гироскопом точно 8-м гругов намотал 😇 … 😅
Угадай с трёх раз…
Вечером…? 😕 Я ж там никогда небыл
Вечером…? 😕 Я ж там никогда небыл
шутите? конечно с утра (регистрация закрывается в 11:00) и то не всегда до темноты зимой успевали…