Нужно ли управление хвостовым колесом?

EvgenyKazan
K_M_S:

В общем, пока склоняюсь к управляемому хвостовому колесу. Единственно я опасаюсь, что будут некоторые “дергания” по курсу в момент отрыва или касания хвостового колеса. Конструктивно, думаю, проще всего будет вклеить хвостовое шасси в руль направления - дешево и сердито, да и копийность не должна при этом сильно пострадать. А вот сделать управление через копийную длинную стойку мне видится проблематичным…

В руль направления напрямую вклеивать не советую - при жестком касании или попадании в кочку рискуете выломать руль направления. Продается комплект управляемой задней стойки. Стоимость от 70 до 400 рублей - на вкус и на цвет, как говорится… На пилотаге размахом 1300 желательно управляемое колесо (по собственному опыту, пилотирую Як-54 размах 1400). На посадке спасает от езды в кустики (кювет, машины, зрителей и т.д.). Советую.

Кузя
K_M_S:

Единственно я опасаюсь, что будут некоторые “дергания” по курсу в момент отрыва или касания хвостового колеса.

У меня всё нормально было ни каких проблем ни при взлёте ни при посадке.

K_M_S:

Конструктивно, думаю, проще всего будет вклеить хвостовое шасси в руль направления - дешево и сердито

Ни в коем случае, так точно будут проблемы - оторвёт отклоняемую часть однозначно.
Нагрузка с колеса длжна пердаваться на фюз а связь с РН только поворачивать её.
Приблизительно вот так.

Skyhawk

Для тех, кто взлетает с полосы и садится туда же (а не “с рук” и в траву!) рулевая задняя стойка - однозначно, ИМХО!!! Грамотное крепление - именно, как указано на эскизе выше! Кстати, самодельные конструкции такого рода - ничуть не хуже фирменных, но гораздо дешевле!

Barim

делал как по рисунку выше или использовал костыль из проволоки.
Управляемость с костылем примерно такая же как с колесом. Вот только костыль по асфальту противно скребет 😃

K_M_S
Кузя:

Ни в коем случае, так точно будут проблемы - оторвёт отклоняемую часть однозначно.Нагрузка с колеса длжна пердаваться на фюз а связь с РН только поворачивать её.

Признаться, я думал про такую проблему, но пришел к выводу, что надежности крепления РН будет достаточно, чтобы выдержать нагрузки от колеса. РН у меня крепится полоской пластыря шириной 30мм по всей длине оси вращения.

На вид получилось очень надежно (ни малейшего люфта) и исключительно гибко. Кстати, Евгений Рыбкин в своем Як-55 тоже вклеивал хвостовое шасси в РН www.modelism.net/acrobat_09.php Причем он пишет: “Пара полосок 10х10мм матерчатого скотча (пластыря), вклеенных на эпоксидке в руль и стабилизатор в прорези на их линии симметрии, надежно держат руль и одновременно обеспечивают огромную гибкость… … а на киле эти полоски выдерживают не только усилия руля направления, но и опору на хвостовое колесо.”

Однако я согласен, что если нагрузка будет передаваться на фюзеляж - то это только плюс. Еще немного покумекаю и скорее всего так и сделаю.

collapse
Barim:

Управляемость с костылем примерно такая же как с колесом. Вот только костыль по асфальту противно скребет 😃

😁
Для мелколета в пределах полутора килограмм - костыль или колесо - пофигу абсолютно… Чтоб не “шкрябало” об асфальт - можно сделать костыль из текстолита… 😛

Вообще, смотря что за самолет. Когда расходы РН по 60 градусов в обе стороны, то на посадке на приличной скорости в сильный ветерок колесико может сделать неприятный финт, закидывая самолет боком туда-сюда при пробежке… У меня часто возникала ситуация в боковой ветер (когда на посадку идешь полу-боком, удерживая самолет на РН), что самое сложное из всей посадки - это не попасть на полосу и хорошо коснуться, а удержать самолет уже на пробеге, по курсу… Я на самолетах с размахом до 1300 теперь ставлю обычный костыль. РН хватает с лихвой, играя газом можно пятаки на полосе крутить… А колесико - уже на больших и тяжелых пепелацах… На большой футнтане, например, задняя подвеска хитро-замороченная, с отдельными тягами к РН и пружинами, делающее отклонение колеса меньше, чем отклонение РН (еще и работающая как амортизатор чтоб серву и сам руль не убить). Но на мелком самолете такое городить не получиться…

А если ставить колесо, о только на втулку в фюзе, и к рулю привязываться только после нее (как Кузя Вам написал). Рыбкин, при всех его талантах, косяков лепил тоже достаточно. Но у него самолеты-то - подлетнуть в полный штиль по большим церковным праздникам… Для такой нагрузки - можно и в руль вклеить, на 5-6 полетов хватит…
А если по 10 акков в день жарить, то РН и до обеда не доживет…