Як-50. Самострой для пилотажа.

S_A

Ого!..2.9м!..Есть к чему стремиться! Честно говоря сам подумывал о размере поболе, но мобильность взяла верх. Потому как планируется “интенсивная лётная работа” и несколько самолётов должны помещаться в машине, хоть и не маленькой.

S_A

Как-то неожиданно обшился сам собой фюзеляж. За маленьким исключением - места выходя тяг РВ и РН…ну и мест сопряжения с фонарём кабины. Тут уж придётся всё подгонять по месту и возможно уже после полной обтяжки. Хочется всё ж сделать красиво и без лишних зазоров. Пытаюсь хоть как-то контролировать вес. Собрал всё что есть “до кучи”…взвесил…860 грамм. Непонятно много или мало? По “пенолётному” опыту-вроде бы многовато…С другой стороны по “бальзовым” меркам не страшно (имеется в ремонте 50-я “Катана” от GW - почти в 1.5 раза тяжелее). Тут только путём “научного тыка” или точнее - небо всё скажет!

Пора подумать и о капоте. Выражаясь языком юриспруденции происходит процесс приискания… болвана…Требования - диаметр 16.2-16.5 см., плавный переход к носовой части, с небольшим загибом во внутреннюю сторону…возраст значения не имеет. Что-то вытачивать в стиле “папы Карло” желания нет…“Нарисовались” некоторые кандидаты. Отбираю лучших!

S_A

Упорными стараниями вроде бы доделал фюзеляж. Кой-где пришлось немного подшпаклевать. Подгонка “с точностью до миллиметра” сыграла небольшую злую шутку. Массу времени убил подгоняя капот…чтобы всё ровненько, без единой щели. Подогнал! Потом сообразил, что ещё будет и плёнка…При наличии магнитов для фиксации вообще его фиг отковыряешь! Ещё столько же времени потратил на то что бы сточить хоть миллиметр и не протереть до дыр полушпангоуты.

Ещё одну проблемку решил попутно - наплывы центроплана к фюзеляжу. ну и попутно пришлось организовать этакие “колодцы”, в которые входят крепёжные болты. Без пенопласта тут не обошлось.

S_A

…процесс приискания ни к чему не привёл. Последние надежды были на на 3л-вую банку столь любимого в здешних краях майонеза “Оттоги” и… энергоаккумулятор КАМАЗа 4310 - надежд не оправдали. Пришлось крутить болван из потолочки по расхожим технологиям. Жаль что будет одноразовым, а пока сохнет под слоем шпаклёвки.

S_A

У нас погоды выдались! Всё свободное время на “взлётке”. А то завтра или тайфун очередной, или саммит АТЭС (будь ОНО неладно), или ещё очередная катаклизЬма…Стройка не заброшена,а просто продвигается какими-то мелкими шажками. Усё обшито, подогнано, зашкурено, отполировано №2000. Начался процесс оклейки. Слаб я в этом, но стараюсь. Ну и заодно колеЁсико рулевое…

S_A

Ох уж эта мне обтяжка! Как-то покраска привычнее. Но вроде бы приноровился. Больше всего проблем доставляет обтяжка плёнкой по плёнке. Чуть не правильно температура - и в переделку. Вот что-то не нравится мне перо РН. Видать чуток перегрел красные полоски. Думаю, надо будет переделать. Больше переживал за законцовки крыла. Одним куском не получилось, только в два - верх и низ, но справился. Остаётся затянуть фюзеляж. Вот с капотом пока непонятно что делать. То-ли каким-то образом затягивать этой же плёнкой, то-ли подбирать краску и красить?

Creolka
S_A:

то-ли подбирать краску и красить

Чаще всего так и делают!
Гораздо проще.

S_A

Оно и понятно…но вот насколько проще? Особенно с красным цветом. (Белый глянцевый 321-й из баллонов производства Кореи один в один). Придётся в каком-нибудь “Сиккенсе” или “Дю поне” колеровать, далее заниматься аэрографией…Конечно не очень-то хотелось из-за маленького клочка.
В остальном -всё обтянуто. Остаётся всякая мелочёвка типа петельки-кабанчики, шассики-колёсики, проводочки-батареички. А это обычно занимает уйму времени…

Terranozavr
S_A:

далее заниматься аэрографией…

ну специалист у вам там есть. почему бы и нет?

S_A
Terranozavr:

ну специалист у вам там есть. почему бы и нет?

Ну как я понял имеется в виду Паша Камчатский? Летал вчера с нами…Да вот грузить мастера такой плёвой работой как-то не айс, ну и самому надо осваивать смежные специальности…

S_A

Пыхчу над “мелочёвкой”…Времени занимает уйму, а результат особо не просматривается. Но что делать, процесс необходимый. Установлены машинки, выставлены “0”, всё подсоединено, протестировано. Решил отказаться от всех этих переходников 2*3S. Лишние разъёмы-контакты - ни к чему! “Перемычку” организовал непосредственно на регуляторе. Теперь регулятору придётся переместиться из моторамы в подкапотное пространство, но в принципе нормально обдуваемое. Провода на сервах элеронов удлинил пайкой, чтобы не было лишних разъёмов, останется только один контакт Y-ка, но без него никак, крыло надо будет периодически разбирать. На элероны решено поставить 238-е “Короны” и усилие и скорость в самый раз, но решил усилить крепление поперечиной из 2-мм пластика. Уже было два прецедента (на 929-х) когда лопались “лапки”.

Как ни странно, но заготовка капота снялась с болвана без проблем, так что думаю надо будет изготовить запасной экземпляр. А пока заготовка капота в тэк сэть процессе, решил изготовить из подручных средств этакий “габаритно -массовый макет” …не совсем конечно габаритный (маловат по длине и диаметру). Планирую использовать его в процессе лётных испытаний. Капрон (или что-то типа того). Коль не подошёл на роль болвана…
“Постоянный” капот наверное надо будет с внутренней стороны выкрасть в “алюминий”, как и всю мотораму.
Из “глобального” остаются стойки шасси, отделка кокпита тяги и кабанчики. Вот с последними “засада”…нет таких как мне надо! Чую придётся как на было “Темпесте” чего-то “колхозить”.

Terranozavr
S_A:

Решил отказаться от всех этих переходников 2*3S.

отлетал на 54-м с переходником самодельным уже более 200 вылетов. проблем не было.

MVM

Нарядно смотрится 😃 В небе будет - красота!

S_A
Terranozavr:

отлетал на 54-м с переходником самодельным уже более 200 вылетов. проблем не было.

Да вот “звоночек прозвенел”…С помощью наших лучших спецов (они Вам безусловно известны) искали причину пропажи питания на спайке. Полный дурдом. Всё по одиночке работает, вольтметр показывает а в сборе - нифига! И так и сяк…“Научным тыком” нашли пару которая не контачит в разных сочетаниях. Обычные ХТ разъёмы, только разных производителей. Честно говоря подумываю перейти на другие пары.
По большому счёту надеялся тэк сэть представить публике самолёт послезавтра в Черниговке (думаю и Вы не пропустите сиё мероприятие). Ещё позавчера так думал…Но всё взвесив решил - негоже выставлять полуфабрикат и устраивать облёт на людях. Примеров масса чем это заканчивается. Вот достроимся, научимся с “Як”-ом хорошо летать, тогда и покажемся во всей красе…

MVM:

Нарядно смотрится В небе будет - красота!

Согласен, за это и люблю этоу “расцветочку”. Красиво и ничего лишнего! Ливрея отлично читается в любую погоду. Один минус - достаточно тёмный низ. В большинстве ракурсов выручает полосатый хвостик. Хотя…после облёта посмотрю, может быть по паре белых полос на плоскостях снизу и прилеплю (была мыслЯ на звёздах сделать белые канты пожирнее, но передумал).

S_A

Эх, давно по себе заметил - всё (по возможности конечно) надо делать на одном дыхании…Небольшая заминка и всё…Начинается потом какое-то в чём-то неудовлетворение и вытекающее отсюда самоедство. Вынужденная заминка работе (ну что поделаешь - родня с Севера, со всеми вытекающими) сбила несколько с ритма и заставила взглянуть на всё в другом свете. И началось - то то не так, то это не эдак. И фонарь не нравится и капот на 2 см уполз вперёд. Очередное расследование…А оказывается всё просто - когда делается с нуля - достаточно сложно угадать (рассчитать ежели хотите) все нюансы, а именно точно толщину материалов (всё подбирается по месту), свойства материалов, какие-то рабочие зазоры и т.д. В итоге получаются некоторые нестыковки. Ну эт я немного в сердцах…Будем устранять недостатки по мере возможностей. В общем и целом УСЁ почти ГОТОВО!
Подготовил капот. “Лазером” нарезал жалюзи воздухозаборника из 1.5мм пластика. “Лазер” натёр мозоль на пальце. Всё бы ничего, да вот не учёл выкос - винт цепляет за правый край капота - назад нельзя, упираешься в ротор мотора. Надо колхозить какую-то насадку на вал, что бы выдвинуть винт примерно на 1см. вперёд. Решётку решил наглухо не вклеивать а установить изнутри на 6-ти саморезах. Ещё задачка - хотелось бы чтоб крепление капота к фюзеляжу, во всяком случае сверху видно не было. Ну не проступали бы всякие головки саморезов и т.д.

Немного оформил кокпит. Делать его копийным в планы особо не входило (туда входят нижними частями сервы РН и РВ)…так, паель приборов от Як-ка распечатал и вклеил. Основные места решил отдать под “настоящие” КИПы (по ББ-шке на каждый аккумулятор и один на бортовое питание). Надеюсь ежели что запищат так, что любой ДВС перекричат (хотя не факт - один раз не услышал). Достаточно комфортно расположился там и пилот. Зря я поначалу на него грешил, что мол здоровый и тостый - нормальный парень, наш!

Ну и до кучи преобрал весь аппарат до рабочей конфигурации. Необходимо было прикинуть вес, центровку, работоспособность систем и т.п.
Вышло вот что…

Тут, с позволения тезисами:
-с центровкой почти угадал. Верне её можно смело варьировать от передней до задней кромки (пол-кило АКБ на плече почти в пол-метра). Это плюс!
Остальное - некоторые “проблемки”…

  • вес вышел за намеченный. Взлётный будет минимум 2700 (теоретически в пределах разумного, но не справился с ТТЗ-2300-2500, как хотел).
  • вызывают некоторое беспокойство стойки шасси. Не слабоваты-ли?
  • Пропеллер. Думаю надо уменьшить диаметр и увеличить шаг в пределах нормы. Шасси удлинять смысла не вижу. (Ход стоек достаточно большой и возможно зацепить полосу витом).
  • Надо менять коннекторы! ХТ при последовательном подключении просто страшно брать в руки. Всего 22.2в шарахает искрой так что птицы в радиусе километра перестают петь, собаки начинают выть! Думаю про ХТ60, если не прав поправьте…

А вообще - всё в норме, бухчу просто. Пара проверок и в полёт!
Отчитаюсь.

Alex_Rain
S_A:

Подготовил капот. “Лазером” нарезал жалюзи воздухозаборника из 1.5мм пластика. “Лазер” натёр мозоль на пальце. Всё бы ничего, да вот не учёл выкос - винт цепляет за правый край капота - назад нельзя, упираешься в ротор мотора. Надо колхозить какую-то насадку на вал, что бы выдвинуть винт примерно на 1см. вперёд.

Была мысль про “скос капота” … но не думал, что на таком размере это потребуется. (На Цесне, кстати, он явно выражен, но там размах - 2500). На мой взгляд проще шайбу под винт подложить - длина вала позволяет, или проставку сделать под крепление вала к мотору.

S_A

Дык и я про то же…Только тут шайбой не отделаешься, надо что-то потолще. А вот крепление вала к мотору отпадает - всё вплотную.

S_A

…вот погода дала “добро”, а то мой “Яша” уже заждался облёта…Недолгие сборы и на полосу. Как всегда лёгкий мандраж пред испытаниями. Проверка всех систем и центровки. Центровку установил в районе 20%. Газ в пол, машина пробежав метров 6-7 в воздухе. Пара щелчков триммерами - идёт как по рельсам. Зря переживал за вес. Оптимально. На ветер практически не реагирует. Управляется комфортно. Первая посадка. Самолёт упорно не хочет садится. Сделал два захода. Сбрасывать газ пришлось уже на втором развороте, всё равно сел с перелётом и слегка покосил травку.
Ещё три тестовых полёта. Уже небольшой пилотаж и максимальные режимы. Летит как я и хотел! Склонности к сваливанию при потере скорости нет. Мотор работает с небольшим недогрузом. Винт 14*7 - мотор и рег еле-еле тёплые. Тяги хватает вполне. При желании, думаю, можно спокойно 15*7 ставить. За 4 минуты напруга в батареях (2*3S) с 12.5 падает до 11.8. По мАч ещё не проверял. Центровочку спокойно можно до 25-30% передвинуть - будет “висеть” как планер и садиться режиме парашютирования (при необходимости).
Облёт выявил и некоторые недостатки. Стойки шасси думаю заменить - слабоваты. Выкос мотора вправо самую малость уменьшить - на вертикалях чутка вправо ведёт. Как бы этого не хотелось но на крышку отсека АКБ придётся поставить какую-то защёлку (дал полный газ и её “выдуло” - хорошо что почему-то подумав об этом сделал небольшой страховочный леер из лески).
Коротко: проделанной работой доволен! Как говорил Маэстро (“В бой идут одни старики”): “Споёмся!”
Теперь устраняем недостатки и “наводим красоту” - звёздочки там, да пара тысяч заклёпочек…Ну а после того и видео.

Terranozavr

поздравляю с облетом!

S_A:

ак бы этого не хотелось но на крышку отсека АКБ придётся поставить какую-то защёлку

магниты не держат? может добавить количество?

S_A

Да в том и дело…Руками еле отрываешь крышку, а тут на тебе…Вроде и щель для выхода избыточного воздуха сделал.