Як-50. Самострой для пилотажа.

S_A

С началом активного лётного сезона засвербило чего-то пополнить свой авиапарк более или менее серьёзной пилотагой. Не то что бы на чемпионатах выступать, а более для души и оттачивания лётных навыков. Всё присматривался к “Сёбе” и GW Якам-Сушкам в 50-м размере…Но тут в наших краях случился Фестиваль…ну полётушки большие в общем. Куда ни глянь Як-54/55 и все остальные Экстраподобные (да простят меня владельцы). Как будто всё сделано по одним лекалам и отличие только в надписях. Покрась в один цвет и не отличишь один от другого. Да и с прототипами сходство достаточно условное. Всё - как отрезало. Не-хо-чу! Попробую сам чего-нить построить. Тем паче с недавних пор разжился небольшой “моделкой”. Можно и попылить бальзой. Потолочка немного набила аскому, потянуло на классику.
Первоначально за прототип был выбран Як-52. Но взвесив все за и против было решено отказаться от этой затеи. В первую очередь из-за схемы шасси. Для интенсивной эксплуатации (а именно такая намечается) не подойдёт ни как. Да и весу носовая опора добавит немало…Тогда конечно Як-50! И только в оригинальном ДОСААФовском раскрасе! Эх, молодость, аэроклуб…
Ну разве не красавчик?

Сформировав общие требования, проведя НИОКР и почесав затылок начал вырисовываться облик нового аппарата. Масштаб - 1:6 (ок.1600) размах. Вес-как получится (нет опыта полномасштабной работы с бальзой…всё пена, да пена), но хотелось бы уложится примерно в 2300-2500 взлётного. Ввиду основного назначения, а именно самолёта для активного пилотажа, прототип был подвергнут небольшой вивисекции. Профиль крыла будет сессно симметричным с небольшим аэродинамическим V (за основу взято крыло Экстры из Украинского модельного журнала, стоит на моей предыдущей пилотаге и радует своими характеристиками), увеличенное до нужного размера. Увеличена площадь элеронов. На этом вроде все изменения.
Первоначально коллеги подбросили идею перевести чертежи в один из удобоваримых редакторов под лазерную резку и накромсать заготовок. Но взвесив все за и против и помножив на мои познания в этой области решено было отказаться от этого…Онли хэнд мэйд!
Увеличил на принтере чертежи до нужного размера. Фруктовая фанера. Еловая рейка. Бальза. Вперёд!
Начал с крыла. Крыло разъёмное по центру. В лонжероне сформирован пенал. Стыкуется всё с помощью вставки из алюкобонда. Еще одно место стыковки - дополнительный лонжерон до 5-й нервюры, места установки шасси. Основной лонжерон -ёлка, дополнительный…тоже - линейка… нервюры до 5-й из 3мм плотной бальзы, остальные - 2мм. Элероны - передняя кромка бальза 6мм, нервюры-хвостики основных, обшивка - бальза 1.5мм. Крепёжные площадки в центроплане - фанера 4мм. Площадки под шасси - фанера 6мм. Между 5-й и 6-й нервюрами площадки для скрытого крепления серв. При сборке крыла на нервюры наклеивались “контрольки” из плотного картона для сохранения геометрии на стапеле.

S_A

Фюзеляж решил так же строить по классической технологии. Три силовых шпангоута из фанеры и несколько дополнительных из бальзы. Основу силового короба образуют четыре стрингера из так любимых всеми линеек. На них будет образован батарейный отсек и площадки для серв.

Крыло будет закреплено на алюминиевых уголках 2-го и 3-го шпангоутов.

S_A

В первоначальные планы входило сделать полностью съёмный верх вместе с кабиной для доступа к АКБ. Но сложность получалась в том, что место стыковки попадает как раз на переход к сужению фюзеляжа. Было бы всё из потолочки, то особо и не задумывался бы…а тут немного посложнее. Решил делать в виде лючка от окончания капота до начала кабины. Вполне себе доступ - руку по локоть можно засунуть! Думаю сделать на петлях на подобии какие применяются для навески закрылков, лючков с одной стороны, с другой пару магнитов.

Из бальзового переклея вырезал шпангоуты. С низом хвостовой части фюзеляжа решил немного схитрить (подсмотрено у ведущих производителей) и сделать её плоской. Тем самым немного облегчить процесс обшивки и переход на заднюю часть центроплана. Центральные стрингеры сосновые, остальные из плотной бальзы.

Так любимый Як-овский киль доставил немало хлопот…Эт на первый взгляд всё просто. Ан нет. Пришлось применить “нанотехнологии” из далёкого пионерского прошлого (так бойцовки делали). Из то-олстой фанеры вырезал контурный профиль. Окантовал изолентой да бы не приклеился набор. Четыре слоя размоченной 1.5мм бальзы, ПВА и сверху полоска пластика, что бы не оставалось следов от резинок. Получается очень прочная и лёгкая конструкция.
Теперь надо бы добавить лонжерончики и нервюрки и…шкурить, шкурить, шкурить!

user11

Здрвствуйте, Сергей! Чертежи брали из моделиста?

S_A

Совершенно верно. за основу взяты чертежи Як-52 из МК, “доработанные” под 50-й. А крыло , как писал выше взято за основу от “Экстры”, которое очень понравилось по своим лётным данным. Не имея крутки абсолютно не срывное на любых режимах, вплоть до парашютирования. В инверте так же без фокусов. Второй год добросовестно “возит” пилотагу “по мотивам Экстры”. Ну и в общих чертах пишется в облик 50-го…

Потом ещё попались другие чертежи. Типа этих.

S_A

Работы продолжаются полным ходом. Сделано хвостовое оперение. Остаётся вклеить мелкие детали и начисто отшлифовать. Пока не взялся за обшивку решил прикинуть пилотскую кабину. О-о! Чую будет ещё тот геморрой! И остеклить прилично не так просто и момент сопряжения с обшивкой…В общем придётся немного попотеть. Тут как раз прибыла посылочка…от дядюшки Ляо…с “Таобао”. А там!..и сам пилот собственно (правда немного переросток для 1/6, но парень просто крепкий видать…), и пламенный мотор под 6S, и не менее пламенный регулятор…и пламенные батареи и плёнка для обтяжки…

ua9jrn

А у профиля название есть или если можно его скан

S_A

Ни как не хочет скан грузиться. Видать ВМР формат не воспринимает. Скан брался из Украинского журнала “Моделiст”. Попробую что-то придумать…

12 days later
S_A

Несмотря на всяческое противодействие со стороны внешних обстоятельств, проект медленно, но продвигается. Крыло зашито, сформирована передняя кромка, сделаны законцовки. Придётся повозится с нижними наплывами крыла, там где сопрягается с фюзеляжем. С продвижением работ модель достаточно быстро набирает вес, что не может не настораживать, а резервов для его снижения особо и нет. Но пока в рамках допустимого.
Из “глобального” остаётся обшивка фюзеляжа, а далее отделка, обтяжка и другие “мелочи”, как обычно отнимающие массу времени. Уже пора подумать и о капоте. Поглядываю в сторону всевозможной тары, в целях изыскания матрицы для выклейки оного. Выстругивать из бревна по методу папы Карло особого желания нет.
На данный момент в пресобранном состоянии всё выглядит примерно вот так…

GeeBee

“Болею” то же этим самолетом. Для пробы делал пенопластовый. Размах 1100 мм - летит отлично. Сейчас готовлю чертежи под ДВС.
Вот чертежи из журнала “Крылья Родины”:

S_A

Из ранних, тэк сэть произведений…Что-то типа такого Як-а строил, вернее “по мотивам”…фонарно…безо всяких чертежей. Летал великолепно, ещё на ФМ-ной аппе. Эксплуатация была очень интенсивной. Два сезона, почти ежедневно, аж потолочка начала вся трескаться. Погиб как настоящий ветеран - не вышел из петли ввиду того что оборвался контакт на батарее. Яковлевская ливрея прекрасно читается в небе в любую погоду.

И ещё из раннего…типа Як-55. Жив до сих пор, но выведен в резерв, ввиду потери к нему интереса из-за малого размера и несколько “нервного” характера. Ну нравятся мне эти машины…

S_A

Ого!..2.9м!..Есть к чему стремиться! Честно говоря сам подумывал о размере поболе, но мобильность взяла верх. Потому как планируется “интенсивная лётная работа” и несколько самолётов должны помещаться в машине, хоть и не маленькой.

S_A

Как-то неожиданно обшился сам собой фюзеляж. За маленьким исключением - места выходя тяг РВ и РН…ну и мест сопряжения с фонарём кабины. Тут уж придётся всё подгонять по месту и возможно уже после полной обтяжки. Хочется всё ж сделать красиво и без лишних зазоров. Пытаюсь хоть как-то контролировать вес. Собрал всё что есть “до кучи”…взвесил…860 грамм. Непонятно много или мало? По “пенолётному” опыту-вроде бы многовато…С другой стороны по “бальзовым” меркам не страшно (имеется в ремонте 50-я “Катана” от GW - почти в 1.5 раза тяжелее). Тут только путём “научного тыка” или точнее - небо всё скажет!

Пора подумать и о капоте. Выражаясь языком юриспруденции происходит процесс приискания… болвана…Требования - диаметр 16.2-16.5 см., плавный переход к носовой части, с небольшим загибом во внутреннюю сторону…возраст значения не имеет. Что-то вытачивать в стиле “папы Карло” желания нет…“Нарисовались” некоторые кандидаты. Отбираю лучших!

S_A

Упорными стараниями вроде бы доделал фюзеляж. Кой-где пришлось немного подшпаклевать. Подгонка “с точностью до миллиметра” сыграла небольшую злую шутку. Массу времени убил подгоняя капот…чтобы всё ровненько, без единой щели. Подогнал! Потом сообразил, что ещё будет и плёнка…При наличии магнитов для фиксации вообще его фиг отковыряешь! Ещё столько же времени потратил на то что бы сточить хоть миллиметр и не протереть до дыр полушпангоуты.

Ещё одну проблемку решил попутно - наплывы центроплана к фюзеляжу. ну и попутно пришлось организовать этакие “колодцы”, в которые входят крепёжные болты. Без пенопласта тут не обошлось.

S_A

…процесс приискания ни к чему не привёл. Последние надежды были на на 3л-вую банку столь любимого в здешних краях майонеза “Оттоги” и… энергоаккумулятор КАМАЗа 4310 - надежд не оправдали. Пришлось крутить болван из потолочки по расхожим технологиям. Жаль что будет одноразовым, а пока сохнет под слоем шпаклёвки.

S_A

У нас погоды выдались! Всё свободное время на “взлётке”. А то завтра или тайфун очередной, или саммит АТЭС (будь ОНО неладно), или ещё очередная катаклизЬма…Стройка не заброшена,а просто продвигается какими-то мелкими шажками. Усё обшито, подогнано, зашкурено, отполировано №2000. Начался процесс оклейки. Слаб я в этом, но стараюсь. Ну и заодно колеЁсико рулевое…