Флаттер винта
Есть такой моторчик : Thunder Tiger Ripper OBL 2928/09 ( www.planetahobby.ru/catalog/product_info.php?cPath… )
Iрабочий - 6-14А
Imax - 17A/60s
920 RPMV
Рекомендованные винты 10х4.5 и 9х6.
Винт GWS 10х4.5 дает приличную тягу, но скрорость - никакая.
Обрезал (предварительно обломанный 😃 ) винт примерно до 8х4.5 - в полете не пробовал но думаю ситуация не сильно изменится, тяги стало немного, но ощутимо меньше.
Прикупил GWS 9х7 - на 75-80% газа - флатер - винт ревет как реальный самолет (как у кукурузника например на взлете).
Мотор при этом начинает заметно греться вместе с регулятором и аккума прогревается (но незначительно). На 100% ручку даже побоялся двигать. (Регулятор DualSky 25-и амперный, LiPo DualSky 1320mAh- 3S1P - 12С нормальный разряд,16C - пиковый)
Если по паспорту то такой винт - это уже перегрузка мотора, плюс еще и флатер (на сколько я понимаю - он тоже дает доп. нагрузку - звук то такой создавать - тоже мощность надо потратить).
Вот и хочу спросить совета у людей знающих.
Реально ли както побороть флатер на винте (балансировкой или еще как)?
Если я 9х7 подрежу чутка - будет ли лучше? Реально ли так добится некоторой разгрузки мотора и избавится от флатера.
И вообще - если винт флатерит - летать то так можно?
Будет ли скорость набегающего потока (Vла) както влиять на флаттер?
_____________
Не судите строго - может и глупые воросы, но в моем далеком модельном детстве винты крутились резиномотором - там о флаттере речи быть не могло 😃 и насколько сей Эффэкт вреден/опасен на винтах - я немного не в курсе.
Вы поменьше читайте всякой зауми - и жить проще будет. Это не вертолёт, гда лопасть в полметра. Флаттер и гул - не всегда связанные вещи. А пропеллер балансировать обязательно надо.
Вы поменьше читайте всякой зауми - и жить проще будет. Это не вертолёт, гда лопасть в полметра.
Спасибо за такой совет, но есть такая болезнь по названию советского киножурнала - “хочу все знать” ☕ Неизлечима 😕
Флаттер и гул - не всегда связанные вещи.
Воможно, но объясните - если ручку газа сдвигаю всего лишь на миллиметр - и резко появляется ревущий звук явно от винта, перекрывающий звук работающего аутранера. Это может быть что-то другое - не флаттер? Что это тогда?
А пропеллер балансировать обязательно надо.
угу, а можно в меня кинуть ссылкой на ту “заумь” где есть описание сего процесса, статически то отбалансировать я смогу, а вот динамически ?
При подборе винта нужно стараться соблюдать правило - сумма диаметра и шага должны оставаться постоянными.
Хотите увеличить скорость? Поставьте винт 8х6 или 9х6. Это в соответствии с паспортными рекомендациями.
А вообще, я на сайте посмотрел, у этого мотора максимальный винт 10х7.
Так, что… надо эксперементировать.
При подборе винта нужно стараться соблюдать правило - сумма диаметра и шага должны оставаться постоянными.
Хотите увеличить скорость? Поставьте винт 8х6 или 9х6. Это в соответствии с паспортными рекомендациями.
Спасибо, я примерно так и пытаюсь сделать.
А вообще, я на сайте посмотрел, у этого мотора максимальный винт 10х7.
Ну в бумажной инструкции к мотору значатся только 10х4.5 и 9х6 - только для этих винтов есть данные в таблице. И судя по тому что 9х7 его грузит основательно - 10х7 для него уже очень явный перебор будет…
Воможно, но объясните - если ручку газа сдвигаю всего лишь на миллиметр - и резко появляется ревущий звук явно от винта, перекрывающий звук работающего аутранера. Это может быть что-то другое - не флаттер? Что это тогда?
Интересно было бы послушать этот звук. У меня на Торике с винтом 8х4 тоже не дурно ревет, а 7х6 аж с каким-то свистом рев. Может это форма лопастей винта такая?
А вообще не плохо было бы ампераж померить.
Интересно было бы послушать этот звук. У меня на Торике с винтом 8х4 тоже не дурно ревет, а 7х6 аж с каким-то свистом рев. Может это форма лопастей винта такая?
А вообще не плохо было бы ампераж померить.
Звук то со свистом есть, когда слышно сам БК (на малом газу), а вот после определенной грани - басистый такой гул, но лучше один раз услышать чем пять странц этот звук описывать…
Ну сегодня вечером сниму на видео со звуком - завтра выложу вместе с замерами ампеража. Мне вот самому интересно - что же это такое … может помогут тут идентифицировать правильно…
_______
кстати по поводу торика, обратил внимание, что если перед винтом стоит крыло очень близко - то появляется специфический гул (не очень громкий) - он однозначно обусловлен тем потоком, который засасывается в винт с крыла - чуь отодвинуть от крыла винт и звук пропадает практически совсем. Но это - не мой случай - я тестировал просто винт с движком укрепленном на пилоне, который я банально держал в руках (крыла рядом не было).
Судя по всему у Вас винт GWS серии SF (слоуфлаерный). Такие винты на высоких оборотах гудят страшно 😃
Попробуйте взять 9х6 APC серии E, уверен, работать будет хорошо.
А вообще не плохо было бы ампераж померить.
Моторчик этот очень удачный.Я его использую на метровом фане rcopen.com/forum/f36/topic33949/20 С винтом11*5,5 и даже 12*6. rcopen.com/files/44327d36997073007711549b
С 11*5,5 ток в статике чуть менее12 А а
с 12*6 около 14 .Если хочется подольше полетать то ставлю первый а если интенсивно покувыркаться то второй.Ничего криминального ни с мотором ни с аккумуляторами не наблюдалось.Греется он с большим винтом хорошо ,но не до такой степени чтобы повредить обмотки. Использую винты АРС пусть они подороже gws но качество не сравнимо,и ни когда ничего не флаперит и не выгибается.А звук он на каждой модели свой ,хоть с одинаковой мотоустановкой .
Судя по всему у Вас винт GWS серии SF (слоуфлаерный). Такие винты на высоких оборотах гудят страшно 😃
Попробуйте взять 9х6 APC серии E, уверен, работать будет хорошо.
Абсолютно верно. У меня такой же двигатель на Формозе. После экспериментов с винтами от GWS выбросил их в помойку, что и вам советую сделать. 😁
Поставить надо винт АРС серии Е, размер 9х6 или 10х7 (характеристики этих винтов есть в таблице, прилагаемой к двигателю). Винт 10х7 грузит двигатель до 16 А в статике (это допустимый предел для этого движка). Винт 9х6 - до 13 А. После экспериментов остановился на 10х7. Винты с меньшим шагом не пробовал, но думаю, что для этого движка шаг 4,5 будет маловат…
Винт надо отбалансировать - и никаких проблем с флаттером. 😃
P.S. Винты от GWS на моей модели приводили к флаттеру и низкой тяге при большом потреблении тока. Результат - маленькая тяга и уменьшенное время полета.
Судя по всему у Вас винт GWS серии SF (слоуфлаерный). Такие винты на высоких оборотах гудят страшно 😃
GWS… черненький такой - что там за серия? псмотрю вечером может там еще какие буковки есть.
Абсолютно верно. У меня такой же Поставить надо винт АРС серии Е, размер 9х6 или 10х7 (характеристики этих винтов есть в таблице, прилагаемой к двигателю). Винт 10х7 грузит двигатель до 16 А в статике (это допустимый предел для этого движка). Винт 9х6 - до 13 А. После экспериментов остановился на 10х7.
Спасибо за совет - думаю дело действительно в фиговатом винте.
Померил вчера ток с винтом 9х7 - 12.67А на максимуме (с отключенным ШИМ на регуляторе).
Но что интересно - специфический шум, который меня так смутил, заметно снизился после того как я подточил чуть отверстие (оно у меня рассверлено). Звук появляется ~ 10А токе, ток растет достаточно плавно дальше и амперах на 11 звук пропадает. Похоже это банальный дисбаланс 😅 - а в районе 80% на ручке - просто резонанс разбалансированных лопастей - дальше условия резонанса не соблюдаются. Резкого роста тока нет.
Вот - послушайте кому интересно:
_____
на видео я два раза вывожу на резонанс и обратно.
Возможно определенную роль играет пилон - это тексталитавая пластина вклеенная в кусок EPP на циакрине.
_____
на видео я два раза вывожу на резонанс и обратно.
Возможно определенную роль играет пилон - это тексталитавая пластина вклеенная в кусок EPP на циакрине.
Это именно флаттер лопастей. Для такого винта обороты слишком велики. У GWS есть такие винты www.pilotage-rc.ru/catalogue/45_/45_50/RC1870/?man… они до 12000 об\м работают нормально, но лучше всё же такие www.pilotage-rc.ru/catalogue/45_/45_50/RC3470/?man… это многократно проверено.
Это именно флаттер лопастей. Для такого винта обороты слишком велики. У GWS есть такие винты www.pilotage-rc.ru/catalogue/45_/45_50/RC1870/?man… они до 12000 об\м работают нормально, но лучше всё же такие www.pilotage-rc.ru/catalogue/45_/45_50/RC3470/?man… это многократно проверено.
На первом винте флаттера, по-моему, нет, но тянет хуже, чем винт такого же размера от АРС (из личного опыта).
Второй винт отличный, но для этого движка великоват, ток будет под 20 А. Сгорит или движок или регулятор. 😦
Померил вчера ток с винтом 9х7 - 12.67А на максимуме (с отключенным ШИМ на регуляторе).
Примерно столько и должно быть. Померь тягу в статике, и убедишься, что при том же токе тяга винтов АРС выше.
Это именно флаттер лопастей. Для такого винта обороты слишком велики.
Интересно - если это уже флаттер, то почему дальнейшее увеличение газа его устраняет? Ведь на максимальном газе этот звук пропадает!
Тягу померить толком нечем - имеющиеся в наличии измерители веса - негодятся ниразу - врут и жутко неточны.
Интересно - если это уже флаттер, то почему дальнейшее увеличение газа его устраняет? Ведь на максимальном газе этот звук пропадает!
Тягу померить толком нечем - имеющиеся в наличии измерители веса - негодятся ниразу - врут и жутко неточны.
Так флаттер напрямую связан с резонансными явленями. Поэтому при повышении частоты вращения исчезает.
У меня на самосборном outrunner-е MicroDAN 2505 наблюдается подобное явление с GWS DD 9x5 - когда вытягиваешь самолет с висения (он висит примерно на 70% газа), в первую секунду слышен “вертолетный” шум лопастей. Как только самолет разгоняется, шум пропадает. Я думаю что это срыв потока на лопастях, от чего оные начинают вибрировать (у этих GWS-овских винтов довольно гибкие лопасти). И перегрев мотора можно этим объяснить - крутящий момент на валу вырастает, что приводит к увеличению тока => нагреву.
Борис
Так флаттер напрямую связан с резонансными явленями. Поэтому при повышении частоты вращения исчезает.
Ну я просто плохо улавливаю с винтами. Я всегда считал, что с увеличением скорости флатерные явления только усугубляются, и что-то никогда не слышал, что бы на крыле флаттер проходил после увеличения скорости (наверно потому, что такого увеличения скорости просто никакое крыло во флатере не выдержит).
А в случае с винтом мы имеем всетаки гораздо более живучую поверхность (лопасть винта) вошедшую во флаттер, и увеличение скорости потока, в котором находится эта плоскость может привести к условиям где флаттер уже не возможен (из за слишком высокой скорости набегающего потока, не обеспечивающего резонансконое колебание эластично закрепленной плоскости). Логично.
Я статически отбалансировал винт на столько на сколько это можно сделать в домашних условиях (да и балансировать то особо не пришлось), но на этот эффект балансировка почи не сказалась - разве что звук стал чуть потише. Из чего я делаю вывод (совпадающий с рекомендациями высказавшихся тут людей) GWS винты - изрядное Г. 😃 Что бы такой бяки не было - нужнен более жесткий винт. У меня есть ДВСный 9х6 - попробую его поставить для эксперемента (правда там нужно проставку на вал - отверстие в винте больше чем посадочный вал ЭД).
Но я сделал для себя и другой вывод - столь страшное для крыльев явление как флаттер - для винто-моторной установки явление почти безвредное. Замеры токов многократно подтвердили - сколько-нибудь заметного роста тока при входе винта во флаттер - не обнаруживаются. Это немного странно, но наверняка это объясняется тем, что сам по себе флаттер не дает значительного увеличения сопротивления, но наверняка замеры тяги бы показали некоторый провал на флаттерном режиме. Хотя, безусловно, ток я меряю доволно грубо - и возможно наличествующий незначительный рост тока я просто не смог зафиксировать.