Мой Pitts: от чертежа до первого полета
Всегда питал симпатию к бипланам. Да еще полазив по airliners.net насмотрелся на фотографии самолета Pitts. Возникло желание посторить модель этого самолетика.
Достаточно быстро придумалась схема построения модели:
- в основе должна лежать силовая коробка из бальзы, которая будет объединять в одно ценое мотор, аккумулятор, крылья и шасси
- остальной обвес;, который, собственно, и будет формировать полукопийный фюзеляж, будет из депрона
- крылья строятся на двух бальзовых лонжеронах, цельнодепроновом лобике и депроновой обшивке. Согласен - это тяжело, но зато прочно. Кроме того гибка депрона с помощью фена для волос не удовлетворила меня своими результатами
Поиск в интернете принес несколько различных чертежей Pitts. Изо-всех них самым симпатичным мне показалася чертеж ДВС модели, разработанный Andrew Donatelli
Взяв этот чертеж за основу (пропорции и размеры), я, посидев пару вечеров за компьютером, с нуля разработал внутренности и технологию для своей модели.
Как всегда за основу брался размер потолочной плитки (480мм после обрезки краев) - отсюда имеем размах модели 960мм
Как потом оказалось, детали фюзеляжа получаются больше 480мм, так что их пришлось надставлять.
Для простоты доступа к мотораме было решено условно разделить фюзеляж на две части и носовую часть до шпангоута F1 сделать съемной.
Постройка
Начинаем с коробки-основы. Когда придумывал ее на чертеже, ставил перед собой несколько задач:
- соединить воедино все основные части самолета: крылья, мотор, аккумулятор и шасси. Особенно хотелось обеспечить достойное размещение аккумулятора - чтобы он был легко доступен, но при этом хорошо закреплен, а в случае удара не повредил самолет, а просто вышел вперед. Для этого я спроектировал специальную полочку, куда аккумулятор помещается в защитном чехле.
Собираю коробку из бальзы. К ней приклеиваю стойки-опоры для верхнего крыла. Материал - упруго-гибкая пластмасса.
К коробке приклеиваю палубу, которая будет основой хвостовой части самолета. Палуба формируется из переклея двух слоев депрона. На палубе и коробке монтирую шпангоуты. Обшиваю фюзеляж депроном и склеиваю носовую часть. В процессе сборки заготовки верха фюзеляжа и носовой части выгибаю с помошью бытового фена.
Одновременно изготавливаю оперение. Плоскости состоят из двух слоев депрона, усиленных бальзовой рейкой на местах сгибов
Изготовление крыльв практически одинакого. Разница только в том, что верхее имеет изгиб, а на нижнем имеется площадка для приклеивания его к фюзеляжу и размещения рулевой машинки.
Рассмотрим верхее крыло. Из реек бальзы изготавливаем два лонжерона. при этом соединяем их в центре под углом, усиливаем накладками из линейки. К переднему лонжерону приклеиваем под прямым углом усиливающий элемент (в разрезе получается нечно буквы Т, положенной на бок) - это устраняет гибкость лонжерона в вертикальной плоскости. В местах, где потом будут расположены узлы крепления крыла, располагаем рейки, которые соединяют два лонжерона в единое целое. Узлы крепления крыла вырезаю из линейки и монтирую их на местах, фиксируя бальзовыми рейками. Переднюю кромку формирую из 5-и слоев депрона, а задний лонжерон обклеиваю 2-мя. Сверху и снизу приклеиваю обшивку крыла, приклеиваю ее сзади и формирую профиль крыла, срезая депрон с передней кромки. Наглядно процесс получения крыла показан на картинке-анимации.
Оклеиваю модель скотчем, используя куски газеты для ровного подрезания краев.
Нижнее крыло приклеиваю к фюзеляжу и делаю простенькие зализы.
Из канцелярских линеек делаю держатели для крыльев. Крылья креплю с помощью мелких винтов-гаек.
Предварительная сборка показала, что жесткости крыльевой коробки достаточно, поэтому решил отказаться от применения растяжек.
Тяги от рулевых машинок сделал из алюминиевых спиц-трубочек.
Для жесткй фиксации аккумулятора ипользовал две текстильные застежки - липучки. Сам аккумулятор помещается в защитный кожух из материала, используемого при упаковке техники (что-то среднее между потолоном и пенопластом). Кожух вырезан так, чтобы аккумулятор входил на свое место в фюзеляже плотно.
Для крепления шасси внизу фюзеляжа приклеены две рейки. Стойки шасси выгнуты из стальной проволоки, колеса - из подошвы-пенорезины. Шасси крепятся к рейкм на фюзеляже резинкой. При жесткой посадке они отрываются, а при необходимости можно летать вообще без них.
Фонарь кабины сейчас в процессе изготовления.
Занимательное начало, мистер Vaughan 😃
Мне лично нравитсья размах, для потолочного байпа - это не мало.
А в какой вес уложились?
Вес снаряженной модели - 600г.
Никак не могу загрузить видео с первыми полетами…
Вечером из дома может быть получится.
Видео пары полетов на ГугльВидео
Да. Достойно.
ЗдОрово! Классный самик.
По-моему, расходы великоваты -вертлявый немного.
Вы как-то странно кидаете ,не боитесь разбить?
Вы как-то странно кидаете ,не боитесь разбить?
Кидать приходится именно так, потому что держаться приходится на верх фюзеляжа. Там депрон образовывает прочную коробочную конструкцию, за которую можно удобно схватиться. Рад бы взяться за низ, но там просто нет места.