Вопрос о спиральной устойчивости или зачем Супре киль :)

крыло_ру

Здравствуйте!
Вопрос чайниковский, только пинать не надо, ладно?

Как я понимаю у многих современных F3J/F3B площадь киля бОльше, чем необходима для выполнения спирали без подруливания… то есть приходиться в спирали подорачивать РН наружу.
Почему? Вот в F3K народ, вроде, пытается так площади подобрать, чтобы в спирали полько рулём высоты работать.
А у Супры так вообще киль гигантскай. В каком-то обзоре читал, что это своеобразно сказывается на управлении, но как именно не написали…

Вот. Зачем такие кили?

Я понимаю что что-то упустил, но не понимаю ЧТО.

Артур.

крыло_ру

Что, не знает никто?
Я тут подумал, может это для взлётного режима важно?

lyoha

Друзжисче, а как быть с путевой устойчивостью? Или по кайфу летать с самолетом, рыскающим непонятно куда?

крыло_ру

Угу.
Тада ещё вопрос.
В прогах Sailplane Calc и Combined Sailplane Design Spreadsheet есть коэффициент “b”. Как я понял, он и определяет спиральную устойчивость. Вот только в этих прогах он меняется при изменении V крыла и длины хвостовой балки (это понятно) но не меняется при изменении размеров (площади) киля. А ведь должен? Опять чего-то не понимаю…

asw
крыло_ру:

Что, не знает никто?
Я тут подумал, может это для взлётного режима важно?

Во первых, Супра - спортивный планер эФТрыЖы, где надо стартовать нескольким планерам совсем рядом и в одну секунду, при леерном старте конечно можно обойтись без руля поворота и что бы там не говорили планерные гуру, вполне возможно контролировать планер по курсу на леере одними элеронами, но руль поворота на леере намного эффективнее элеронов, а это значит что вам гораздо проще уклониться от столкновения с рядом и одновременно стартующими самолетами, т.е. руль поворота на леере это ваша безопасность… Идем дальше … руля элеронами на леере вы сильно теряеете скорость буксировки, ибо при одинаковом маневре на леере , руль поворота тормозит намного меньше, а ниже скорость буксировки- больше времени на леере(уже теряеете собственные очки) кони больше стравят леера через блок, вы стартуете ниже , и впридачу медленнее, т.е. скачок динамостарта ниже чем мог быть при большем разгоне…Итог - вы с одними элеронами после старта будете наверняка ниже своих соперников с рулями поворота… а в любых планерных соревнованиях ВЫСОТА=ПОБЕДА…
А дальше мелочи по сравнению со скоростью и высотой старта, в спирали одного радиуса планер с задействоваными одновременно рулем поворота и элеронами требует меньшего отклонения элеронов, а чем меньше отклонение элеронов тем меньше иксы модели, чем меньше иксы- тем выше качество…примерно так…

slekh2

Более того, в узкой спирали рудер в сторону поворота, а элероны в обратную для уменьшения крена.