Вопрос о "лохматой" поверхности.
Но я и не спорю нисколько. 10 минут никакая ниточка не даст. Это надо на крыло живых воробьев приклеивать. Штук 10.
И нитка никогда не заменит опыт. Просто одно другому ведь не мешает. Нисколечко. Вот и все.
К тому же, Супре ниточка даст намного меньше, чем “малышу” какому-нить. Может, те же 15 секунд. Но ведь именно они могут выиграть. особенно- на вечерних финалах.
А вот мелким планерам- гораздо больше. Крошечным- так просто раза в 2 может поднять качество.
А муха, обычная живая муха, без волосатого крыла и не взлетела бы, кстати. Впрочем, это уже как то тут обсуждалось 😃
И нитка никогда не заменит опыт. Просто одно другому ведь не мешает. Нисколечко. Вот и все.
😃
При попытке вернуться из дальнего термика против ветра в режиме скорость думаю турбулизатор создаст определённые проблемы. Предположу что маневренность планера может пострадать.
Если есть желание и нервная энергия для экспериментов то надо экспериментировать. В аэродинамике теория и эксперимент достаточно сильно расходятся. Возможно через десяток лет все F3J планеры будут с турбулизаторами на крыле как F1A. Уже сейчас мы видим хвостовые балки-удилища, тонкие профиля (выпукло-вогнутые в режиме “термик”), разнесённые киль и стабилизатор, облегчение аппаратов, увеличение поперечного V крыла, крыло на пилоне (как у резиномоторок F1В.😁)
Вот, выложил книгу из своей библиотеки,
Краснов Н. Ф. и др. “Аэродинамика отрывных течений”
Спасибо! Скачал и бегло просмотрел. Честно говоря, не уверен, что сумею разобраться в достаточной степени, чтобы сделать практические выводы - для этого эту книгу (процентов 30, не касающиеся сверхзвука) прочитать раза 3-4 (не говоря уже о математике, которую я прилично позабыл).
Что же касается турбулизаторов. Тут разыгралось целое сражение. Далеко не факт, что они нужны для конкретного планера с конкретным профилем. Например, F3J, F3B летают на достаточно больших Re (разве что попробовать поставить на узкие концы крыла). 1.5м металки… Вероятно, тоже на концы…
Впрочем, те композитные крылья, которые я видел, имеют “не блестящуюю” переднюю кромку, так что, возможно, и так поток турбулентен.
Но я занимаюсь мелкими легкими планерами…
А в этом случае надо просто проверять, есть эффект или нет. Если есть, то после этого нужно суметь установить турбулизатор прочно. Поэтому и возник этот топик.
Что же касается “вреда турбулизатора”, то на больших скоростях он действительно увеличит сопротивление (процентов 5-20 общего сопротивления модели), но при этом улучшится управляемость и предсказуемость поведения модели. Идти на это или не идти? Не знаю, надо ПРОБОВАТЬ.
P.S. Я считаю, что если расчетное Re в сечении крыла больше 100000, то турбулизатор не нужен (если профиль “правильный”); А вот на мЕньших Re нужно проверять; ведь на форуме уже неоднократно говорилось, что “реальный профиль модели” и “профиль, который закладывался” - разные…
Чем дальше в лес, тем толще волки…
Кроме практической деятельности (попытки изготовить турбулизатор на уже полетавшее крыло), я попытался почитать немцев (ссылка была выше) и Краснова.
Результаты. Из Краснова пока очень скромные - толщина турбулизирующей нити должна быть около половины толщины ламинарного слоя в этом месте. Буду изучать дальше.
Или: все страньше и страньше (Алиса в стране чудес).
А вот немцы… Хорошо, хоть написано по английски (хотя я его не знаю, но немецкий не знаю в бОльшей степени).
Начинается серьезно. На основе серьезных профи и литературе. Далее приводятся очень неплохие графики и номограммы. И вообще неплохо бы в этом разобраться подробно.
Но есть одна странность. Описываются турбулизаторы, установленные за минимумом давления (до 80% хорды! ). И на больших Re (заведомо бОльших, чем 100000).
Если судить по “классической литературе”, то это бессмысленно. Там поток или сорвался или заведомо турбулентен (опять же по “классической литературе”). Хотелось бы увидеть исследования, которые это обосновывают.
И у меня есть просьба к тем, кто умеет пользоваться X-foil. У меня Profili-2; в ее основе лежит X-foil. В одной из менюшек (там, где показывают давление на крыле стрелками при разных углах атаки) я нашел возможность “установить турбулизатор”. Проверил его установку на своем последнем профиле (похож на МН32 7%, но я его немного изменил; поляры практически такие же) на Re=30000. Эффект есть (при установке турбулизатора на 5%-15% хорды). Эффект положительный (на мой кривой глаз). К сожалению, ни в одной другой менюшке я не нашел возможности установить турбулизатор.
ПРОСЬБА. На 7% МН-32 (или другом металочном класса “Москит”) “установить турбулизатор” на 5% хорды и получить поляры (0-9 градусов) на 40000 и на 100000. И выложить здесь поляры с турбулизатором и без него.
P.S. Кажется, я нашел симпатичный турбулизатор типа “шершавая поверхность”. Просто густая акриловая краска. Рисуется линия (вдоль размаха). И, пока краска не высохла, проводистя жесткой кисточкой (вдоль размаха). В результате получается довольно шершавая поверхность.
смотри файл
смотри файл
Файл не открылся…😦. Адобе Ридер говорит, что ошибка (У меня версия 7 )
попробуйте этим, работает быстрее www.izone.ru/text/pdf/foxit-reader.htm
смотри файл
Спасибо!
На этом профиле на обоих Re действительно есть положительный эффект от турбулизатора. Хотя в нескольких точках профиль без турбулизатора имеет лУчшие параметры, но в целом с турбулизатором намного лучше😁☕
Но есть одна странность. Описываются турбулизаторы, установленные за минимумом давления (до 80% хорды! ). И на больших Re (заведомо бОльших, чем 100000).
На одном из советских реактивных самолетов (возможно Ту-16, точно не помню) со стреловидным крылом турбулизатор в виде дюралевого уголка стоит перед элероном. Как нам объяснили с целью улучшения управляемости по крену.
К сожалению, ни в одной другой менюшке я не нашел возможности установить турбулизатор.
.
??? Меню Polars ----type4— и там ставим турбулизаторы сверху,снизу на разных позициях…
Вот тут есть о турбулизаторах www.aviajournal.com/arhiv/1996/08/03.html
Применяются на планере 15-метрового класса ASW-27. Правда там он несколько в других местах ставится, насколько я понял для улучшения работы рулей.
вдруг кто еще не видел. www.imec.msu.ru/content/nio/VanDaik/vd_3.html
Вот тут есть о турбулизаторах Применяются на планере 15-метрового класса ASW-27.
Это не турбулизатор “в обычном смысле”. Когда читал Краснова, то обнаружил нечто подобное в части, посвященной применению отрывных течений в управлении. Служат для увеличении эффективности рулей при отклонениях.
Это не турбулизатор “в обычном смысле”. Когда читал Краснова, то обнаружил нечто подобное в части, посвященной применению отрывных течений в управлении. Служат для увеличении эффективности рулей при отклонениях.
Это турбулизатор в самом что ни на есть обычном смысле. Их еще перед рулями Б-52 ставят. Там огромными рулями пилот врукопашную управляет без всяких бустеров.
Турбулизаторы ставят на “взрослых” планерах, реактивных штурмовиках и так далее и т.п. На дельтапланах на трубы трапеции турбулизаторы ставят. И только сильно продвинутые гуру, владельцы трехметровых карбоновых парителей, гордо презирают “нитки”. Они выше рейнольдцев всяких.
Это турбулизатор в самом что ни на есть обычном смысле. Их еще перед рулями Б-52 ставят. Там огромными рулями пилот врукопашную управляет без всяких бустеров.
Тогда придется сформулировать по другому.
“Классический модельный турбулизатор” служит для превращения ламинарного пограничного слоя в турбулентный.
А эти “турбулизаторы” создают возмущение в потоке, которое улучшает возможности управления и стоят они в том месте, где пограничный слой уже турбулентен (В Краснове описано их применение и эффекты; доберусь до этого, попробую разобраться). Я не отрицаю, что они могут и на моделях быть эффективными, но служат для других задач, и я, например, не возьмусь за их проектирование - образования не хватит. И реального способа проверки полезности я не знаю. А вот эффект обычного турбулизатора очень заметен по полету и поведению модели (если этот эффект вообще есть).
Впомнил кое-что из Краснова и, возможно, определил пользу установки “далеких” турбулизаторов. Нарисовал картинку.
Обычно обтекание профиля (первую линию) рисуют так, как нарисована зеленая линия.
Есть “особые точки” 1 и 2. Обе вызваны трением и зависят от турбулентности потока.
Из-за того, что есть трение и есть минимум давления в районе первой точки, воздух по поверхности профиля ползет к ней (спереди и сзади) в результате там накапливается воздух и получается пузырь. Верхняя часть его сдувается потоком; при этом сам поток обтекает пузырь. Размер пузыря может быть от долей процента хорды до очень больших (десятков процентов;вплоть до полного отрыва потока в точке один).
Особая точка 2 вызвана теми же причинами (сзади давление выше чем в точке 2). Но тут образуется не пузырь, а клин из воздуха, поверх которого течет основной поток.
Чем больше пузырь и клин, тем больше сопротивление и тем меньше подъемная сила.
Турбулизатор Т1 турбулизирует поток. В результате чего уменьшаются размеры пузыря 1 и клина 2.
Если перед точкой 2 поставить “возмущатель потока” Т2, то возможно образование пузыря с последующим прилипанием потока к профилю (что-то подобное я видел у Краснова; возможно, ошибаюсь).
В результате этого падает сопротивление и растет подъемная сила.
Но турбулизатор Т2 - “вещь в себе”. Если его поставить не там или не того размера, то он может работать как интерцептор (сильно отрывать поток) или вообще никак не работать. Красной линией показан поток, который получается в результате работы турбулизаторов.
Впомнил кое-что из Краснова
Вот тут ещё полюбопытствуйте-www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/534.html
:)С уважением Алексей.