Затягивание планера буксировщиком - делимся опытом

monstrey

Ребята, ничего сложного в затягивании планера самолётом не вижу! Зато как всё это интересно!!! Сам пробовал затягивать 1,2 метровым електросамолётом схематичку метровую, она даже не радио была. С первого раза всё получилось. Самолёт чуть-чуть разогнался, а схематичка уже в воздух начала подниматься, полёт схематички потправлял самолётом.Единственное, что неправильно сделали сначала, это то что леер (была нить капроновая) был коротковат. Потом его сделали подлиннее, и всё поло как по маслу! Три раза отсоединяли схематичку на небольшой высоте, а четвёртый раз, когда народ требовал зрелища, я её загнал на ОЧЕНЬ большую высоту, и отцепил от самолёта, ВСЁ схематичка улетела в неизвестном направлении за леса и поля!Даже искать не стали. Вообщем меня эта затея очень зацепила, сейчас готовлю бензиновую фунтану в качестве тягача какого-нибудь двух метрового планера!

vikar
Komandante:

Виктор, а что за птица затягивалась перед крайним планером. Я так понимаю размах примерно 3-4 метра?

Приветствую.
Это ASW-22, размах 7 метров, вес 11 кг. В крайнем оранжевом 4 метра, в остальных от 3 до 3,6 метров.
Тягали 2-мя пайперами в одном 100 кубов, во втором - 50, бензинки.
Как ни странно, это первый опыт, на видео первые взлеты за тягачем всех моделей 😃
Только Пайперы до этого видео сделали не один 10 затяжек.

Я ис ам взлетал первый раз (на видео первый взлет) Копия VSO-10, 3 метра. Здорово!
Если планеру не мешать, он сам идет за тягачем, нужно немножко и плавно его корректировать.

С ув. Виктор.

Oleg_Ox
Alfa3:

Есесно. Давай 3-го утром.

однако это уже завтра, где решили лететь?

server28

Завтра в Строгине. Чумодан я уже собрал. В 12.

Alfa3

А я лыжи приладил. И приделал петлю сверху под веревку.

vikar:

Это ASW-22, размах 7 метров, вес 11 кг. В крайнем оранжевом 4 метра, в остальных от 3 до 3,6 метров.

Виктор, спасибо за видео и рассказ. А где вы такие птицы покупаете и как? Очень иетересует покупка большоо копийного планера.

А также нагрузка на крыло у таких моделей и способность к паернию.

vikar

Виктор, спасибо за видео и рассказ. А где вы такие птицы покупаете и как? Очень иетересует покупка большоо копийного планера.

А так же нагрузка на крыло у таких моделей и способность к паернию.

Птицы все привезены из за рубежа. Их покупали там в живых (не интернет) магазинах и привозили сюда. Кто по работе летает за рубеж, кто часным образом.
ASW-22, насколько я знаю, наполовину покупной. Фюзеляж привезен, а крылья делались тут. Пенопластовый сердечник+стекло+уголь+бальза+пленка.
Мой VSO-10, так же фюзеляж покупной, крылья наборные с жесткой бальзовой обшивкой, угольный лонжерон, сверху пленка.

По нагрузке.
VSO-10 весит всего 2200. Нагрузка на крыло 35 гр/дм. Профиль близкий к копийному, довольно толстый, где-то 16 %, имеет вогнутую нижнюю плоскость, позволяет изумительно выпаривать. По полету модель близка к моделям F3J. Только в плотный ветер (свыше 8-9 м/с) проницаемость не очень хорошая.

Деревяный L-Spatz так же довольно легкий, парит очень хорошо.

ASW-22 - это уже размер, где нагрузка на крыло уже не так страшна в численном представлении. Как видно по видео, модель очень летучая. В небе смотрится практически как настоящий планер. Ветром не кидает, варажи плавные, вообщем это тот случай, где размер имеет значение 😃 .

Остальные, полностью стеклянные планера (3-3,6м) довольно тяжелые, скоростные и срывные. Полет больше адреналиновый нежели релаксовый.

С ув. Виктор.

server28

Сегодняшние эксперименты в Строгино принесли такие плоды:

  1. Ни один кролик не пострадал.
  2. Ветер 2-4 м/с сильно мешает.
  3. Необходимы расчетные оценки мощности “трактора” и скорости буксировки.
  4. Затяжка должна идти кругами как можно плотнее к точке расположения пилотов.
  5. Обязательно иметь 2 отцепа - на буксире и на планере.

Поскольку подготовленные лыжи оказались маловаты, взлетали так: буксир зависал “харриером” и по натяжении троса планер бросали с руки. Четыре раза удалось взлететь и подняться.
Сложно контролировать высоты буксира и планера. Было бы правильно вести затяжку практически в горизонте, едва набирая высоту, но рефлекс “здесь и сию минуту” все портил. Буксир уходил вверх и пару раз планер повисал на тросе. Но запаса хватало, чтобы отцепиться, долететь и мягко выполнить на посадку планера. Опасными оказались зацепы троса за крыло при взлете с рук. Причина - очень сложно выровнять скорости при таком старте. Думаю, что в дальнейшем от старта с рук стоит отказаться.

А в общем затея очень увлекательная, надо бы разобраться до конца.

Alfa3

Фоток нема по причине отсутствия фотографа.

По моим ощущениям:

Во первых - классно и очень интерстно.

Конечно ветер был крутоват, нужна взлетка, тяги маловато. На пределе.

По моему расуждению, было бу неплохо согнуть крыло планера при возожности. Получили бы меньшую его скорость и автоматический подъем планера.

vikar

Приветствую.

Экстрималы Вы, однако! 😃
Если не против, дам советы.

Взлетать с Хариера и с рук лучше после того, как обычный взлет с земли будет освоен до автоматизма.
Отцепные устройства должны быть как на планере, так и на буксире.
ветер 2-4 метра, это можно сказать не ветер, при наличии нормального буксира.
О буксире.
Лучше всего для буксировки подходят модели схожие по летным характеристикам с планерами, которые предстоит тягать.
Более подродно:
Желательно верхнеплан с несущим профилем, чтобы полетная скорость могла быть на уровне крейсерской скорости планера (ну и немого больше). если применить что-то пилотажное, то планер постоянно будет норовить запрыгнуть выше буксира. Вы его будете отдавливать вниз, скорость будет расти, планер будет догонять буксир, и т.д. Верхнеплан с несущим крылом будет лезть наверх так же как и планер.
Тяги на буксире должно быть больше 1 с учетом веса буксируемого планера ( самолет - 5 кг + планер 3 кг = тяги больше 8 кг. Это нужно для того что бы буксир “вытащил” планер (да и себя) в критической ситуации. Но максимальная тяга должна быть обеспечена на скорости не намного превышающую скорость нормальной буксировки.
Рулить буксиром нужно очень плавно, обязательно перед маневром говорить пилоту планера куда и как резко будем поворачивать. Иначе пока пилот планера отработает реакцию буксира, пройдет много времени и можно попасть в рассогласованную болтанку с нарастанием амплитуды.

По моему расуждению, было бу неплохо согнуть крыло планера при возожности. Получили бы меньшую его скорость и автоматический подъем планера.

Не совсем понял, что Вы имели ввиду? В каком месте согнуть крыло? Придать больший угол V добавиться только устойчивость по крену.
Если согнуть профиль, тогда, да, скорость упадет, планер будет больее “вспухаемый”.

Вот, поумничал, надеюсь кому- то это поможет избежать аварий.
С ув. Виктор.

valera#
vikar:

Приветствую.
О буксире.
Тяги на буксире должно быть больше 1 с учетом веса буксируемого планера ( самолет - 5 кг + планер 3 кг = тяги больше 8 кг.

Вообщето это требование желательно, но не обязятельно.
CALMATO 60 SPORT тянет планерок 1,3м весом 600гр, что дурень двери, хотя тяга менее 1.

Для того чтобы управлять моделями, леер делжен быть не менее 30м, и крепление к буксиру в районе задней кромки крыла.
Если крепление за заднюю стойку шасси, да еще и на коротком леере, хвост будет задирать, нос опускается - каскадеры одним словом.

А на счет взлета с хариера - хотел бы я посмотреть 😵😵😵

Вячеслав_Михеев
valera#:

на счет взлета с хариера - хотел бы я посмотреть

и я тоже
Виктор в России вилг почти не осталось, так что часто планера ЯК-55 тягают сейчас

vikar

Виктор в России вилг почти не осталось, так что часто планера ЯК-55 тягают сейчас

В большом планеризме можно и за Як-55, там ведь пятой точкой чуствуешь как лететь за буксиром, плюс можно работать тормозами планера.
На моделях со стороны это делать довольно сложно, ну или иметь большой налет в паре.

Вообщето это требование желательно, но не обязятельно.
CALMATO 60 SPORT тянет планерок 1,3м весом 600гр, что дурень двери, хотя тяга менее 1.

Для того чтобы управлять моделями, леер делжен быть не менее 30м, и крепление к буксиру в районе задней кромки крыла.
Если крепление за заднюю стойку шасси, да еще и на коротком леере, хвост будет задирать, нос опускается - каскадеры одним словом.

Согласен. Но тяги много не бывает. 😃
С ув. Виктор.

Alfa3
vikar:

Не совсем понял, что Вы имели ввиду? В каком месте согнуть крыло? Придать больший угол V добавиться только устойчивость по крену.
Если согнуть профиль, тогда, да, скорость упадет, планер будет больее “вспухаемый”.

Да, согнуть профиль. Вот как раз вспухаемости и меденности ему имхо не хватало. Хотя в настоящих планерах есесно так не делают. Да и тормозами не видел, шобы пользовались на затяжке.

valera#:

А на счет взлета с хариера - хотел бы я посмотреть

Со стороны наверное действительно стремновато выглядело. Но я не видел. Я видел только свой самолет, при старте.

vikar:

Тяги на буксире должно быть больше 1 с учетом веса буксируемого планера ( самолет - 5 кг + планер 3 кг = тяги больше 8 кг. Это нужно для того что бы буксир “вытащил” планер (да и себя) в критической ситуации.

Сильно сомневаюсь. Больше единицы - понятие расплывчатое. Если не сильно больше еденицы - бессмыслено. Не вытащит. У нас планер повисал на леере вертикально.

А тяга под двушку - это нереально имхо уже для самолета. Уж очень бешенная энерговооруженность.

Опять же в натуре вильга реальный планер когда тягает, имеет сама по себе тягу меньше единицы.

Вячеслав_Михеев

особенно если вилга с родным мотором, она еле ползет. а вот тормозами на планере точно не пользуются во время затяжки

Летчиг

Я сам летал на планере в орле с инструктором, так вот он дал порулить при буксировке за вильгой, удержаться с первого раза очень тяжело, то и дело начинаешь гулять… инструктор выравнивает, беру управление, 20 сек ровного полета и опять неуспеваю ручкой работать чтобы лететь ровно за буксиром… зато свободный полет это конечно кайф…Модель удержать темболее трудно т.к. не видно положения буксира перед планером, но как показывает опыт моделисты тягают планера причем очень успешно, поэтому думаю при правильном подходе все получится…

wws
Alfa3:

Хотя в настоящих планерах есесно так не делают.

Неправда ваша 😃 Если это не стандартный класс (до 15 метров), а 15 метров (то же, что стандарт, но есть механизация), то на взлете закрылки выпускают. Делают это именно для того, чтобы легче уравнивать скорость с самолетом. Впрочем, все зависит от количества взятой воды. Тяжелее планер - больше выпускаем.

Причем, когда воды литров 200, то взлетать становится значительно сложнее, чем в пустом. В России новичков видимо учат взлетать без балласта, ибо муторно это заливать воду каждый взлет. Но в симе очень чувствуется разница, и закрылки двигаешь с 3B , до 4, а то и в Landing

vlad_den
vikar:

Тяги на буксире должно быть больше 1 с учетом веса буксируемого планера ( самолет - 5 кг + планер 3 кг = тяги больше 8 кг

Простите, я небольшой спец по затягиванию планеров, НО, при мне метровым пенопластовым тренером весом грамм 600 с тягой около 400 - 500 гр, затягивали полутораметровый пенопластовый же планер весом под кило. Фото с планера:

vikar

Простите

Прощаю.
Извините что давал советы.
С ув. Виктор.

Alfa3

Виктор, спасибо за советы. Форум для того и форум, что бы советы обсуждать. Тем более что в самостийной планеристы сильны. Ваше мнение и опыт очень интереснтны.