КАк провести выходные, часть 3

Witalij

В конце октября состоялась вторая вылазка парного экипажа на святую землю планериста!
Спустя два года мы собрались и рванули за 1500 км чтобы попускать планерочки.

Опускаю утомительную дорого и неприятных таможенников, к вечеру следующего дня мы на горе. Если бы без задержек, то и летнуть бы успели, а так приехали под занавес светового дня, вечером дул южный, то есть с крутого склона, он же со стороны моря, он же от Карадага, ветерок, что предвещало отличную погоду на завтрашний день.
Делая отступление назад, к подготовке к поездке, я изучал архив погоды последние 5 лет, пытаясь вычислить наиболее удобные дни для поездки, да только внешние обстоятельства заставили всё изменить, поэтому решение принималось в последние 2 дня, по прогнозам должен быть южак с переходом на северо-запад.
Решено было устроиться на уступчике крутого склона, это место обозначено указателями для парапланеристов как “старт ложка”. А на самом склоне есть ступенька, на которую можно съехать на машине, там обычно нет ветра или даже наоборот небольшой ротор, вообщем тихо. Делаешь два шага вперёд и ты у склона и тебя продувает свежий морской веторок, отступаешь назад и тишина.

Немного устроившись я пошёл отдыхать, сел прямо у склона и сидел слушая шуршание ветра и посвистывание травинок. Конечно же запах трав и моря не передать. Так пахнет удовольствие, релакс. Я то был на горе ещё весной, а вот мой напарник только два года назад. Я даже не представляю как он выдерживает столь длительное погружение в работу и бытовую жизнь вот без этого глотка целебного воздуха, я бы даже сказал живительного. ТО ли у меня работа такая, то ли это ритм мегаполиса, вообщем просидев 10 минут в мозгах что то говорит иди отсюда, не успеешь, давай беги, ждут.
Но кто, куда, зачем, я тут чтобы отдыхать, что и буду делать.

Вообщем решил поставить будильник пораньше чтобы прямо с восходом уже быть готовым летать.
Завёл будильник на 6-30 и давай ложиться спать в обнимку с фюзеляжами, которые заряжались.
Проснулся как и положено, темнота, не видно ни черта. Но ветер есть, а раз так, то и зуд в одном месте стал усиливаться многократно. Пролежав ещё минуст 40 понял, что надо завтракать и готовиться, на юге быстрее светает, мочи нет терпеть уже, хочется.
Ещё минут через 30 появился просвет среди серого неба и тут я понял, что очень сильная облачность и жутко низкая, да настолько, что мы в облаках сидим и это на высоте 150-200 метров.
Рассвело, а летать не можется, мы в облаках.
Тот кто сейчас это читает наверное скажет совсем тронулся, да нет, это в прямомо смысле, мы были в облаках.
В такие моменты время идёт одновременно быстро и медленно.
Вдруг в небе начали появляться просветы, ветер около 10 метров на краю склона и это в районе 9 утра.
Тут мы начали летать и были несколько озадачены низкой облачностью. Модель нельзя было поднять выше своих глаз даже на 30 метров, пропадала в бело-сером тумане, что проносился отдельными клоками у нас над головой.
Спустя какое то время ветер усилился до такой степени, что пришлось сильно пригрузить планер Михаила (Джаз от Гаврилко с электромотором), напарника моего, всунули в него в обшей сложности 840 грамм свинца+борт грамм 100, зато вытащили ходовую АКБ.
Планерок весом под 2 кг хорошо так носился вдоль склона, в такие моменты сразу начинаешь ощущать энергию 800 грамм свинца, даже представить страшно что будет при грубой посадке. Модель спокойно нарезает петли радиусом в 50 метров, а без свинца казалось что вдвое меньше. Ветер 10-15 метров на краю склоне вообще не ветер, так лёгкое дуновение.
А потом началось самое страшное, что нам пришлось пережить…. Облака начали опускаться, как форте Байяр есть комната с опускающимся потолком, так и у нас, небо свалилось нам на голову или мы взлетели….
Ветер усилился примерно до 18-20 метров, облачность опустилась ниже нашего уровня примерно на 20-30 метров, то есть приходилось летать стоя у самого края и высматривая модель посередине склона между кусками туманностей. Михаил стал моим штурманом, направляя меня в ту сторону, где плотность облаков поменьше.

Я надолго запомнил его фразу, он так сказал про свою модель «сегодня это одноразовый планер». Продуваемый всеми ветрами я очень надеялся, что природа пощадит, даст мне перерыв, ведь только тот кто попадёт в аналогичные условия сможет понять что такое полёты на ветру почти вслепую. Так прошло сколько то времени, казалось оно остановилось, на самом деле протянули где то минут 20-30. И о чудо, местами в облаках стали появляться чистые пространства и одновременно с этим плотность рядом проходящих облаков стала выше. То видно отлично, то вообще ничего. В такие моменты понимаешь, что белый верх это только для моделей для равнины, где ты всегда на неё смотришь снизу, в динаме этот окрас вреден.

Увидев достаточно приличный просвет на фоне Карадага мы стали с нетерпением ждать когда его пригонит к нам и вот он уже рядом, я вскакиваю на самый верх нашей любимой горки, ведь мы летали на уступке склона, самая верхушка у нас за спиной, там ещё метров 5-10 высоты. Делаю заход на посадку и модель пропадает в облаке, ручку от себя и по свисту ориентируюсь где ждать модель, выскакивает, а тут планета, ручку на себя, нервы отключены, только рефлексы, опять пропадает, свист стих…
Дальше не помню, через несколько секунд я боролся с моделью и ветром в потоках турбулентности. У кого есть аналогичные модели, тот знает каково их сажать с полной загрузкой но без закрылков.
Посадили, всё цело, радости не было предела. Коленки не просто тряслись, а ходуном ходили, язык отнимался, сердце выпрыгивало, жуть.

Привожу пару фоток, качество так себе, ну уж извините, летать хотелось, фоткать было некому и некогда.
Продолжение следует.

VVS2

В аналогичных условиях угонял модель вперед и сам топал под склон, сажал внизу безопасно. Без облаков конечно, но на перегибе 20 метров с порывами было. Сажать в такую погоду на перегиб неоправданный риск, а за перегибом ротор прихлопнет гарантированно.
Внизу ветер помогает т.к. против вера можно оттриммироваться и почти стоять на месте, в зонах чуть меньшего подъема, которые в такой дульник найти не сложно, т.к. форма динамика сильно меняется, да и подъем впереди меньше.
Таким образом появляются секунды внимания на движение самого себя под модель и валом места для посадки.

Witalij

Продолжаем занудный рассказ о двух моделистах, шести моделях и двух днях жизни в раю для планеристов.

Тот Джаз, что на фото это мой старенький добренький планерок, выше речь шла о другом, с родным, формованным крылом из двух половинок.
Немного сбив аскомину и переведя дух взялись готовить остальные свои агрегаты, у меня был с собой Соло от Гаврилко и старенький полу-деревянный планерок, про него отдельно расскажу, он заслуживает уважения. Михаил прихватил на гору Графит 2, Джаз и гонку от Селёдкина, Сокол вроде называется. Маленькая такая, быстрая жужжалица.
Ветер дул хороший, примерно 16-20 метров, облачность немного приподнялась, появилась возможность летать выше своих глаз, на сколько динама поднимала, а это метров 50-70, иногда до 100.
Теперь немного о моделях:
Старый Джаз – летает обычно, ничего выдающегося, всепогодный и универсальный аппарат, летает от 5 до 25 м/с. При посадках нет мандража за целостность, он у меня уже лет десять летает, точнее фуз, крылу только лет пять, родное погибло на этом самом склоне из-за отказа приёмника. Термики, конечно, не его стезя, он их чувствует, но вот подняться невозможно, по крайней мере у меня не получалось. Раньше, когда было формованное крыло и более лёгкий хвост (до ремонтов), то бывало и улетал, иногда, но очень редко, считал для себя своего рода достижением. Из-за толстой задней кромки и немного скруглённой передней летает медленнее формованного крыла. Сделать ещё одно руки уже наверное не дойдут, это и не надо особо, ещё раз повторюсь, основную роль выполняет на 110% - пощупать атмосферу, привыкнуть к горе после перерыва, попробовать посадку в зонах с сильной турбулентностью.
Новый Джаз (Михаила)- изначально электрический, в силу определённых причин у своего хозяина особых эмоций не вызывает и летает на равнине редко, если не сказать что очень редко. Зато когда попадает на гору, это его второе посещение, то тут и хозяин и я и наверное даже планер открывают в себе вторую жизнь и радуют друг друга. Гора это его стихия. Сколько свинца загрузишь, на столько км/ч и полетишь. Лишь бы ветер был посильнее. Мы потом даже хотели ещё сунуть свинца, вытащив из других моделей, да ветер немного притих и хотелось летать, а не свинец перекидывать. Летает самолётка очень даже резво. Я никогда не участвовал в соревнованиях со скоростными планерами, по мне так быстро жарит, очень даже. Летал поочереди с Михаилом, боялись лишний раз сажать, чтобы избежать повреждений нежданных. Я пробовал имитировать полёт по базе. В том месте гора имеет изогнутую несколько раз форму, поэтому оптимальной траекторией показалась прямая. Разворачивая от склона модель ставлю параллельно склону и далее она сама к нему приближается, её сносит боковым ветром к тебе автоматически. Стоит немного запаздать на повороте или чуток раньше вывести из крена как приходится подруливать для корректировки траектории, а это сразу потеря в скорости, существенная. Если помножить эти ювелирные проходы на неоднородность турбулентности на склоне, а потом ещё и на кривизну самого склона, то понимаешь каких трудов и железных нервов стоит прямой проход в пяти метрах от себя. Изумительная модель, жалко, что Владимир Гаврилко снял её с производства, альтернативы то нет, Спрайт стоит как Графит, но это не совсем то. Здесь нужен простой и крепкий планер, дешёвый и ремонтопригодный.
В процессе подготовки к поездки принёс с работы порядка 1200 грамм свинца грузиками для балансировки колёс, да ещё в сумке что то было. Казалось такой вес нереально раскидать по моделям, ан нет, как показала практика в ветер от 10м/с свинца мало не бывает, место в фузе заканчивается, ведь специального отсека никто не делал, заворачивали в поролон и внутрь.
Мой старенький полу-деревянный планерок, здесь остановлюсь подробнее, есть о чём рассказать.
Это модель Сайкова Сергея Александровича, его с нами уже нет… . Модель делалась для участия в F3B, лет тридцать назад, а может она даже и старше меня. Принимала участие в разных соревнованиях, побеждала, проигрывала, разбивалась, чинилась. В девяностые была в очередной раз разбита и отложена до лучших времён в ящик. Причём ящик то для неё был, родной, специально изготовленный, сделанный для перевозки и хранения. Отсутствие финансирования вынудило Сергея искать работу далёкую от моделей, поэтому ремонт отложился на долгие годы. В один из дней Сергея не стало….это был с большой буквы Моделист, Человек, Гражданин, Друг, Учитель, много можно говорить….
Потом лет пять-десять хранения модели в клубе на полке, тщетные попытки отремонтировать ничего не дали. А по сути отсутствовала носовая часть неразборного формованного фуза, от передней кромки крыла, отсутствовала хвостовая балка и трещины и сколы по Г.О. и крылу.
В память об ушедшем наставнике, хотя таковым он мне лично и не был, я провёл переговоры с директором клуба и в ответ получил шанс отреставрировать модель и использовать по своему усмотрению в память о Человеке. Подробности ремонта опускаю, одним словом поставил на крыло. Каково же было моё удивление когда я его облетал с леера. Оно летит и очень даже неплохо. Конечно не Графит, но значительно лучше моего старого Джаза. Планирует даже лучше нового Джаза. Погонять особо не получилось, нет места для загрузки, да и крылья всё-таки слабоваты. И тут я понял, что модель, сделанная с любовью готова дарить её своему хозяину, радовать его своим полётом, прощать ошибки, подсказывать о своём намерении сделать что-либо. Мне, как любителю, она очень нравится, да есть особенности конструкции, управления, но в целом это отличный аппарат. Сегодня не всякий планер будет обладать таким набором качеств от которых я буду иметь положительные эмоции, а этот, сделанный 30 лет назад меня радует.

Соло – модель Гаврилко Владимира, также снятая с производства, это модификация Джаза, имеет размах 2.0 метра, а Джаз 1.8, чуть более узкое и толстое крыло, профиль один, а толщина на процент отличается. Как результат немного лучше планирует, но имеет меньший скоростной потенциал. Да, ещё отличается съёмной частью носа, можно ставить электро и планерный, у меня как раз из два, получается вообще универсальный аппарат. Для равнины электронос, для горы, планерный, меняется в 5 секунд. Планерный вариант легче грамм на 150 примерно. И самое главное это толстенный фузеляж. Может это и скрадываем немного скорости, зато есть за что ухватиться, есть куда поставить китайский моторчик с внешним ротором, ещё даже остаётся место, много. Летает также отлично как Джаз, на планировании может немного обставить, но до Графита и полу-деревянного планерка по парению как пешком до Шонхая. С другой стороны, на даче, я использую именно его, при весе около 1.5 кг на 1 акке личный рекорд составляет 1 час 15 минут беспосадочного парения. Опять же жалко что Гаврилко их больше не выпускает, разборное крыло+съёмный нос+ цена= отличный аппарат. Минус на горе – отсутствие закрылков, он же и плюс- простота управления и конструкции.
Графит 2 – универсальная модель, для горы и равнины. В данном случае балласта у нас не было для неё, поэтому летали как есть, пустыми, а это около 2 кг веса. Два года назад на этом же склоне второго дня ветер был примерно такой же силы как и в первый день этого года. В прошлом мы не смогли запустить Графит, физически не хватало у нас сил, чтобы удержать модель при подходе к краю склона. Одной рукой за фуз у передней кромки крыла, второй за стык центроплана и ухаи всё равно очень трудно держать. Чем ближе подходишь к краю, тем сильнее турбулентность, тем сильнее начинает выворачивать модель из рук. Тут надо пальцы тренировать и руки, чтобы хватало сил держать, лишний человек не поможет, так как выпускать надо синхронно, а ветер такой силы, что когда кричишь в полное горло, то с 5 метров почти не слышно. Два года назад мы не придумали ничего логичного как разбежаться и бросить модель к краю склона. Я предупредил Михаила, что как только Графит приблизится к краю чтобы он сразу дал ручку вниз, для набора скорости, иначе может завалить модель на спину и швырнуть на машину или пригорок, что позади. Разбежался я, что было сил, и метнул формованное копьё в сторону Карадага…
Сдали нервы у Михаила, дал ручку раньше времени от себя и носельник фуза воткнулся в каменистое покрытие нашей планеты в 30 сантиметрах от склона. Трещина на киле и полные штаны расстройства.
В этом году изучив ошибки и закалив я…ца мы стиснули пальцы и пошли к краю на вторую попытку. Самое интересное это то, что когда полностью вышел на склон, опускаешь нос модели градусов на 30 вниз и понимаешь, что усилие то не такое уж большое. Всего то надо преодолеть пограничный срок и будет счастье. Собрав все силы в пальцы кричу пилоту вопрос о его готовности выпустить. ОН только кивает головой, причём влево-вправо, я выпускаю. Ору что есть силы «дави ручку вниз». О, эти моменты запоминаются надолго, эта большая парящая птица медленно, грациозно, можно даже сказать помпезно, уходит вглубь коктебельского простора и начинает в нём купаться. Хочешь направо бочку, хочешь налево, а можно и на спине высоту набирать, причём быстрее чем в самом мощном термике. Ещё раз молодец Гаврилко, крепкие делает модели, летучие однако.
Долго или коротко так мы налетали часов до 16 первого дня. Тут захотелось перекусить, появилось насыщение от полётов, КААЙФФФ. Приход долгий, оттяг мягкий.
Ещё немного полетав мы застали первые признаки уходящего дня, солнце зашло за гору и стало чуть прохладнее. Не долго думая мы собрались и побрели искать ночлен в стране коньяков с непременным заездом в магазинчик того самого одноимённого завода.
Вот ведь интересная штука, обычно после полётов поговорить хочется, обсудить, а тут видимо такой перебор и такое обилие чувств, что общение ушло на другие темы, далёкие от модельных. Я просто смотрел на бушующее море и накатывающие волны на берегу, слушал как грохочет галька и как пена стекает по камешкам. Одним словом получал от этого неслыханное удовольствие. Я впитывал эту энергию всеми фибрами своей душёнки, заряжался как мог.
Иногда думаю, а нормальный ли я человек, раз мне так мало надо, что-нибудь заглотить, посидеть на горе и послушать море. Не знаю, мне тяжело про себя сказать, со стороны виднее.
Ушёл в сторону, нахлынуло что то, извиняюсь.
Вспоминая как я ждал встречи первых лучей солнца первого дня пребывания на горе я не мог поверить что уже вечером этого же дня мне будет почти пофиг на зарядку аккумулятора, так как в нём оставалось ещё немного энергии и я знал, что смогу эти капли использовать завтра. Почему такое отношение не знаю, наверное потому, что гора уже рядом и погода налаживается.
Проснулись мы конечно когда рассвело, неспеша собрались и двинули к горе. Погода была своеобразная, ветер чуть тише, около 10 м/с на краю склона, но появилось солнце, с кучёвкой.
Вроде бы и ветер слабее, направление осталось, да динама стала выше. Причём отходишь от склона метров на 100-200, а там всё равно держит, иногда даже выше, чем у склона. Это какой то симбиоз, термы и динамы. Нам это объяснил местный парапланерист.
И вот в этих условиях Графит показал себя на все свои 3 метра размаха…. Мой страый Джаз, впрочем как и новый Михаила летали ровно в два раза ниже чем Графит. Соло, вроде и по нагрузке не очень тяжёлый, но всё равно он летал ощутимо ниже Графита, хотя немного выше обоих Джазов. А вот старенький деревянный летал чуть ниже Графита. У него то размах примерно 2.2-2.3 метра и нагрузка сравнима с Графитом, вот он мог конкурировать с ним летаю в этом миксе динамотермы. Только Графит с лёгкостью менял высоту на скорость и наоборот, чего деревянные крылья не могли позволить, зато большой закрылок давал возможность зависнуть перед носом и висеть не месте как приклеенный. Было прикольно на слух наблюдать за графитом, минуту тишина, это когда он шкрябал высоту, а потом две свист у склона, и так пока не надоест, часами.
Вот это кайф, море кайфа, нет океан.
Лишь изредка нам создавали помехи местные парапланерасты, мы заняли их излюбленное место- ложку, тут ветер создавал наибольшую подъёмную силу. Я летал по принципу кто первый встал того и тапки, конечно не конфликтовали, но чётко давали понять, что нам далеко модели не видно, нам надо летать рядом, перед глазами. Михаил не поддерживал моего мнения, наверное он был прав, модель это всего лишь игрушка, жизнь стоит дороже. С другой стороны, что им горы мало в 4 км? Зачем сюда то лезть?
Обед подкрался почти незаметно, об этом меня предупредил сигнал разрядившегося передатчика, хорош говорит летать, дай мне и себе покушать, сам то уже пару раз подкреплялся, а я с Москвы на голодном пайке держусь.
Так и сделали. Война войной, а обед по расписанию.
Доширак с тушёнкой и газовый примус сделали своё дело. А Шульц помог накормить акк в моём передатчике и приёмниках. Впрочем старенький немец работал без перерыва, заряжая поочерёдно наши модельки два дня и одну ночь.

Фотки буду цеплять по мере возможности, есть коротенькое видео о ёжиках в тумане, точнее на небесах, если кто сможет выложить, то скину на почту, дайте мыло в личку, сам не умею и времени не хватат.

Witalij

Если Вы летали на этой горе на южном склоне, то знаете, что внизу виноградники с бетонными столбиками, склон имеет уклон порядка 70 градусов, а местами даже и отвесный, а там где начинается более-менее ровные проплешины, то разница в высоте с точкой старта порядка 150 метров. На таком расстоянии определить насколько высоко модель над землёй невозможно, дальномер моих глаз даёт очень большую погрешность для безаварийной посадки. Я уже молчу что спускаться по такому склону без парашюта невозможно, а управлять моделью с пультом в руке из области фантастики.
На счёт скорости ветра внизу – может она и меньше, только с 800 граммами свинца 2-х метровая модель легко пробивает ветер наверху, он ей становится до лампочки, теперь представьте какая будет скорость относительно земли при слабом ветре, умножайте на удалённость метров в 100 и получаете гарантированные дрова, ну может крупногабаритные, если повезёт.

Делаю отступление назад, в прошлый день, когда дул сильный ветер со мной случилось пара интересных моментов.
Первый: ради интереса я взял пластинку известняка, того самого, из которого эта горка и сложена и швырнул его вниз, со склона. Каково же было моё удивление когда этот предмет начал хаотично крутиться и приличным ускорением набирал высоту смещаясь по ветру. Этот кусочек закинуло на самый верх склона, а это метров 10 в высоту и около 30 в длину. Я начал продолжать эксперименты и убедился, что это не разовый случай, при выборе пластинки толщиной меньше 5 мм она улетала наверх, берёшь чуть толще и всё, либо падала вниз, либо рядом со мной. Размер пластинки, длина и ширина, на результат не влияли, только толщина. Прикольно было наблюдать за летающими камнями. Потом конечно пожалел, что видео не сделал.
Второй: в одном из перерывов налил чашечку чая и стою попиваю, потом подхожу к раю склона, стоя к нему боком. Подношу чашку к лицу и в ответ получаю аэрозоль из горячего чая на всё лицо. Жидкость как будто взорвалась в этот сосуде. Я стоял ошеломлённый произошедшим, а мой товарищ ржал стоя рядом. Это потом я предположил, что мой флюгер послужил направляющей лопатой и превратил сладковатую жидкость в аэрозоль, с нанесением на лицо.
Третий: влажность. Все мы знаем что облака это вода, и туман это вода, вот только мало кто из нас мог пощупать их руками при скорости движения порядка 50 км/ч. Волосы на голове реально выглядели как после бани, вроде и не мокрые, но влажные до нельзя. Антенна на передатчике конденсировала на себе влагу, при её складывании образовывались капельки. А на формованных моделях после посадки также был конденсат. Были опасения за работоспособность приёмников в таких условиях, но всё обошлось, выдержали.

Отдельно хочу остановиться на экипировке. Промёрзнув до костей два года назад я в тот же год пошёл и купил себе в магазине спецодежды Техноавиа полукомбинезон и куртку, зимние, сильно утеплённые. Две зимы показали, что в минус 20 можно передвигаться в этом снаряжении без кальсонов и свитеров, достаточно футболки и тонкой водолазки. В первый день температура была около 12-14 градусов утром и был сразу одет полукомбинезон, сверху вместо куртки обычная толстовка. Если сидеть радом со склоном, на уступчике, то самое оно, там нет ветра. Но стоит выйти на склон, то временами я замерзал и всерьёз подумывал о куртке. Также меня этот комбез спасал от влаги, она на нём не оседала совсем, толстовка впитывала, а ему хоть бы что. На второй день ещё потеплело, вышло солнце и в штанах стало жарко, пришлось одеть джинсу. Михаил, как и два года назад, летал в зимнем костюме, штаны и куртка и было по утрам в самый раз, днём и на второй день особенно, конечно жарковато, раздевались. Рекомендую при полётах на горе обязательно брать вещи непродуваемые, хоть дождевик или плёнку какую, а под них одевать уже тёплые вещи, количество вторых зависит от температуры.
Итак возвращаемся к обеду второго дня.
Акки подзаправлены, погода шепчет, желудки полные и … стало скучно.
Полетав ещё час-два Михаил стал собираться к дому, я же можно сказать уже через силу налётывал жопочасы блуждая по потокам и закрепляя удовольствие.
Помогая Михаилу укладывать Джаз в сумку там был обнаружен Сокол, маленькая моторная гонка с размахом около 600 мм. И тут родилась идея попробовать её в новом качестве, глаза загорелись как в первый день, зуд в том самом месте, огонь в газах, «решено, счас запустим»…
Мигом перекидываем в/ч модель, она летает на 2.4, в отличие от всех остальных, они на 35, выбираем нужную модель из памяти и вот мы уже у края склона. Страх… Непонятно как можно запускать такую малюську в эту адскую махину, что называется ДИНАМОЙ. Подключив на всякий пожарный моторчик мы швырнули этого детёныша в свободное плавание. Летит, рулится, непонятно как то. Что то не то, а что не могу понять. Вроде и скорость приличная, кстати может и не сильно медленнее планеров наших, и рулится, но есть отличия от полётов на равнине. Включаю моторчик и понимаю, что вот оно, вот чем отличается, нет обдува от винта. Он крутился и создавал как паразит тормоз. Решено, снимаем винт, значит идём на посадку. Вот тут то мы и не ожидали такого. При заходе на посадку вроде всё шло ровно и гладко, но стоило приблизиться к земле, это около 1.5 метров, как модель сорвалась и как будто брошенная за крыло, кубарем покатилась по каменистой траве. Произошло это так быстро, что мои рефлексы отработали уже после падения, скорость движений этой малюськи настолько была высока что я испугался за себя, подумал, всё нервные окончания вытянулись, стали как у жирафа, раз доходит на вторые сутки. Подломили крепления крыла.
Ну думаю ошибся на посадке, винт крутится, турбулентность. Зуд не проходит, зубы чешутся всё сильнее, снимаем паразитный пропездлер, приматываем крыло резинкой, да да, по старинке, в обхват фюзеляжа, смотрим и думаем, а будет ли эффект от снятия паразита, если мы повесили другого, в виде резинок, сейчас узнаем…
Метаем пулю бороздить просторы второй раз ииии…… летит. Быстрее чем ожидали, значительно. Да, однозначно, двухлопастный паразит сжирал больше скорости чем второй резиновый паразит.
Полетав совсем немного, около 15-20 минут наскучило. Далеко не видно, резвости как у планера нет, зажаты расходы, иначе срывается и штопорит, или при разгоне могзи не успевают соображать куда сей девайс летит, маленький он. Решено садиться, аккуратно. Заход безупречный, идёт всё ровно, и опять у земли всё повторяется один в один, срыв и кубарем по камням. Выломан моторчик, ещё сильнее подломано крыло в месте крепления к фузу. Блин…, что за х…ь, руки что ли из жопы растут. Не знаю. Но осадок неприятный. Модель то друга, а разбил я. Причём можно сказать на ровном месте. На равнине несколько раз сажал эту же модель и всё чин чинарём, а тут два захода и два падения. Динама, тётка жестокая, встанешь у ней на пути, раздавит, а пойдёшь рядом, так окрыляет даже камни.
Долго или коротко мы приблизились к полднику, хотя это скорее некое время суток, чем сам процесс, потому как про еду забывали и занимались этим в технические перерывы.
Михаил окончательно налетавшись до отвращения сказал «хватит, довольно», я же долётывал последние а/ч в пульте летая ещё и ещё. Окончательно я сдался часам к 17-18. Как позже сказала моя благоверная «налетался до блевотинок». Это самое точное определение моего состояния, Михаил с ним также согласился.
Итоги:
Коктебель – это рай для планеристов, целебница от многих недугов, зарядная станция, назовите как хотите, кто в душе моделист, а лучше планерист, то побывав здесь 1 раз захочет ещё и поймёт написанное. Это то место, которое активирует наркотик в крови, называющийся «моделизм».
Обратная дорога и первые мысли: хочу там жить, однозначно. Ну может не сейчас, к пенсии ближе.
Отдельное спасибо моему напарнику, Михаилу, без него и особенно без его машины вылазка в чужую страну наверное не состоялась бы. Огромное ему спасибо!
Только на обратной дороге понимаешь как любят и ценят тебя близкие что готовы отпустить на 4 дня для удовлетворения личных потребностей.
Всё вышенаписанное, объём и эмоции, изложены спустя 4 недели. Представьте, что творилось в душе спустя день, два. Хаос….

Jurgen

Сударь, вам таки стоит приехать на на Гору в момент соревнований и поучаствовать. 😃 Это такой фирменный планерно-коктебельский коктейль из адреналина и релакса что не передать. Скока лет участвую - привыкнуть не могу. 😃
Если позволите небольшой совет, то, ИМХО, лучший планер для начинающего динамиста - мини-Графит. Удивительно крепкий (лично видел способ приземления “колесом”, а мой экземпляр неоднократно изображал из себя морковку), летает от 3-х м/с, с догрузкой >20 м/с., при наличии навыков может пролететь базу (1000 м) меньше чем за минуту. Но это его предел. Из 50 секунд он не вылетит никогда.
Так что подумайте. Ближайшие соревнования состоятся в где-то в конце апреля. 😉

Witalij
Jurgen:

Сударь, вам таки стоит приехать на на Гору в момент соревнований и поучаствовать. 😃 Это такой фирменный планерно-коктебельский коктейль из адреналина и релакса что не передать. Скока лет участвую - привыкнуть не могу. 😃
Если позволите небольшой совет, то, ИМХО, лучший планер для начинающего динамиста - мини-Графит. Удивительно крепкий (лично видел способ приземления “колесом”, а мой экземпляр неоднократно изображал из себя морковку), летает от 3-х м/с, с догрузкой >20 м/с., при наличии навыков может пролететь базу (1000 м) меньше чем за минуту. Но это его предел. Из 50 секунд он не вылетит никогда.
Так что подумайте. Ближайшие соревнования состоятся в где-то в конце апреля. 😉

Юрий, приветствую!
Спасибо за приглашение, несколько раз думал, да всё никак. В Киев приезжал пару раз на весенний циклон в Ходосовке, А Крым значительно дальше, значит и времени на дорогу и сборы соответственно больше.
Я конечно не гуру, но и начинающим себя наверное не назову, летаю на Климухе 6 лет, по разу-два в год. И пару раз был в Ходосовке.
Просто это такое место, которое пробуждает во мне столько чувств.
Миниграфит у меня был, правда с лёгким хвостом, наборным, не понравился, до парителя далеко и гонка никакая. Не сложилось у меня с ним, продал.
Нравятся планера Мейзера Александра, по случаю может и прикуплю, тогда и пощупаем что это такое в динаме.