Турбулизатор

Advanced

Помниться в юности делал заморочку под названием “турбулизатор” на свободнолетающий планер.
В книжке Э.Смирнова “Как сконструировать и построить летающую модель” даже опиывалась некая теория и преимущества его использования.
На RC планерах почему-то ни разу его не видел.
Кто знает почему?

malikh_d_a

Для их скоростей полета оно не нужно. Там выгоднее ламинарные профили и полированная обшивка. НА RC планерах важно максимальное аэродин. качество а на свободных - минимальная скорость и полета и снижения. Свободный планер ты сам на леере доставляеш в поток и его задача там удержаться летая по кругу как можно медленнее. А радиопланер должен (с помощью пилота) найти поток, быстро пролетев большое расстояние и не потеряв много высоты, ну а вопросы удержания в потоке они на совести пилота.

Sputnik
Advanced:

На RC планерах почему-то ни разу его не видел.

Вот у меня радиопланер с турбулизатором. Старый, деревянный, профиль плосковыпуклый, без элеронов, 2700 размахом, обтянутый бумагой, летит средненько. Однажды захотелось чтоб не намокал под дождем оклеить крылья тоненькой термопленкой - планер стал ну просто падать оттуда, нормальное время полета вдвое меньше стало. Пленку отрывать так не хотелось, ведь она же за собой всю бумагу потянет и тогда приклеил на крылья турбулизатор сверху как у свободника - планер стал падать еще быстрее. Ой, что же делать? Оторвал турбулизатор сверху и приклеил снизу - планер стал летать даже чуть лучше первоначального.
Опыта ради пробовал приклеить турбулизатор на крылья другого планера с каким-то “эплеровским” профилем и мягкой обшивкой плёнкой - планер летел только хуже.

Tauren

Вообще турболизитор ставят, чтоб срыв потока отодвинуть поближе к задней кромке.
Возможно у данного планера, у которого турболизатор был поставлен снизу срыв потока снизу прогодил не в том месте, где хотелось бы. А турболизатор повлиял положительно на айродинамические свойства модели.

Это моё мнение. Про турболизаторы знаю не много, да и не интересовался, на F-1-A моём турболизатор не стоит, и нормально летал пока не угробил…

malikh_d_a

По любому. Если от применения турбулизатора был эффект - это слишком медленный планер. Против ветра летит с трудом - так ведь. Бумажная обшивка - тоже турбулизатор. А сверху или снизу - ну снизу обтекание тоже изменится - на маленьких скоростях потока сопротивление уменьшится. А вообще обтекание на столь малых скоростях (числах рейнольдса) слабо изучено так как интересно в основном моделистам. Все может быть.

Advanced
Tauren:

Возможно у данного планера, у которого турболизатор был поставлен снизу срыв потока снизу прогодил не в том месте, где хотелось бы.

Вообще-то про старый планер и срыв потока снизу - это я так, в шутку 😉.
Я не шибко умный в аэродинамике, но по-моему поток ну никак не может срываться с нижней поверхности крыла. Разве что при больших отрицательных углах атаки, когда подьемная сила меньше нуля, ибо срыв есть следствие пониженного давления.
Т.е. как у Sputnik’a турбулизатор снизу мог улучшитьлетные качества модели - совсем непонятно…

Дерзайте! Кто обьяснит сей софизм?

А сверху или снизу - ну снизу обтекание тоже изменится - на маленьких скоростях потока сопротивление уменьшится.

Это почему так? Разве турбилентный поток не дает большее сопротивление чем ламинарный?
Турбулизатор турбулизирует поток, чтобы, как правильно отметил Tauren, отодвинуть кромку срыва потока поближе к ребру обтекания. Повышенное же сопротивление такого потока - есть лишь небольшой неприятный побочный эффект.

ЗЫ
Пришла тут в голову очередная бредовая мысль…
УПРАВЛЯЕМЫЙ ТУРБУЛИЗАТОР! ААААА! 😃
Зачем?
Ну вот летим ищем термик - турбулизатор отключен.
Нашли термик врубаем турбулизатор и ПАРИМ В НЕМ ЧАСАМИ!

Реализация турбулизатора - дырчатый с управляемыми заслонками (открывают дырки/закрывают).
Дырчатый турбулизатор описан в книжке Смирнова. 😃 😃 😃

Tauren

Реализовать можно, но смысл? Сколько денег и труда вы в него вложите?
Лучше уже сразу новый графит у Гаврилко брать и не мучатся)

Sputnik
Tauren:

Реализовать можно, но смысл? Сколько денег и труда вы в него вложите? Лучше уже сразу новый графит у Гаврилко брать и не мучатся)

Денег и труда немного - не сложнее чем элероны или интерцепторы в крыле, только мне кажется управлять им надо только при посадке вместе с тормозаим, да затыкать если в дожливую погоду лететь приходитмся или вообще не управлять.
Есть даже настоящие летательные аппараты типа “несущий корпус или летающая подушка” с управляемым пограничным слоем, поищите в инете по слову ЭКИП, такой аппарат летит только когда компрессор обеспечивает перетекание воздуха с одной поверхности на другую. Два полноразмерных аппарата стоят в цеху саратовского авиазавода, но модели летали успешно.
Еще вариант управляемого турбулизатора - проволока на стойках перед передней кромкой крыла и отклонения стоек отслеживают поток так, чтобы турбулентность попадала постоянно на переднюю кромку крыла.
Дырчатый турбулизатор я встречал на соревнованиях свободников у резиномоторных моделей, планеристы обходились обычным, а таймеристы вообще без него.

Вдобавок про мой планер: когда оклеил ему крылья пленкой он стал в воздухе “подвешиваться” и срываться в паршютирование, нормально летит только быстро снижаясь. После установки турбулизатора снизу планер стал стабильно держать скорость, без склонности к “подвешиванию”. В прошедшем году я на этом планере выиграл чемпионат московской области а классе F3J. Конечно за карбонокевларовыми ему трудно угнаться, но так сложилось что в их отсутствие среди деревянных он был лучший. Кто был в Тушино на празднике “пилотажа” могли нас видеть - единственный чистый планер там, да еще летевший в дождь 😃.
Может турбулизатор изменил распределние давления вдоль хорды и повысил давление снизу крыла потому и летеь лучше стал ?
Как мне советовали про свободнолетающие модели: показатель того, что турбулизатор стоит на месте это то, что заднюю кромку стабилизатора приходится опускать для того, чтобы модель летела нормально после установки турбулизатора. Это правильный совет ?
Кстати, однажды в разговоре про модель типа радиобойцовки хозяин сказал, что при устновке турбулизаторов сверху и снизу на её симметричном профиле, она стала управлятся гораздо лучше и типа перестала срываться в штопор при претягивании ручки.

vovic
malikh_d_a:

Для их скоростей полета оно не нужно. Там выгоднее ламинарные профили и полированная обшивка. НА RC планерах важно максимальное аэродин. качество

Не факт.
Тут нужно различать радиопланера по назначению и применению.
В практике F3J турбулизаторы себя изжили, по крайней мере на уровне представительных соревнований. Связано это с общей тенденцией в тактике пилотов - популярна динамичная активная тактика поиска потоков, а не завешивание и удержание по максимому времени.
В практике же полетов на время - эдакие неофициальные состязания, когда пилоты летают без посадки часами - турбулизаторы и сейчас применяются на радиопланерах. Их значение велико на критических числах Рейнольдса. Это когда надо переждать паузу между потоками с наименьшей потерей высоты.

На форуме как то выкладывались сканы перевода на русский язык замечательной статьи немца, если не изменяет память, по фамилии Шмиц. Перевод сделан небезызвестным авиамоделистским аэродинамиком Болонкиным А.А.
Я те сканы скачал и распечатал. Очень рекомендую почитать тем, кто интересуется турбулизаторами. Там есть продувки разных профилей авиамодельных крыльев с турбулизаторами и без. Такого материала вы больше нигде не найдете.

malikh_d_a

Это почему так? Разве турбилентный поток не дает большее сопротивление чем ламинарный?

На маленьких числах ренйольдса (много ниже критического) - нет. Турбулизатор создает вихрь в котором местные скорости потока выше чем скорость обтекания. А без него сильнее сказывается вязкость воздуха и поверхность обрастает толстым пограничным слоем.

КА-04

Турбулентный слой по определению толще ламинарного - не путайте.

Срыва снизу не бывает при полож углах атаки.

А если побрить муху и увеличить скорость ее полета, то ничего не изменится.

Тот же вопрос - что будет если птице проэмалитить крылья?

А вообще прально заметили, читать надо Шмитца или на крайняк Болонкина.

Taboo

Мне кажется, что половина так и не поняла, что происходит с потоком после турбулезатора.
Фраза, что поток за турбулезатором из ламинарного превращается в турбулентрый – не корректна.
Турбулентным становится только очень узкий пограничный слой. Его толщина соизмерима с толщиной турбулезатора. В этом тонком вихре, как правильно отметил malikh_d_a местные скорости потока значительно выше, чем скорость обтекания.
Сравнить это можно с рассыпанными на пол мелкими шариками. Попробуйте на них наступить. 😲
И так, турбулезатор в первую очередь снижает сопротивление пограничного слоя. Это приводит к ламинарному обтеканию.
Кстати, снижение сопротивления, объясняет, почему планер с турбулезатором снизу может лететь лучше.
И еще про тонкие вихри. Если задняя кромка крыла толстая, то ее надо не закруглять, а оставлять с острыми углами. На них образуются тонкие вихри, которые отсекают турбулентный слой за «торцом» крыла от основного ламинарного потока.
Сергей

vovic
Taboo:

И так, турбулезатор в первую очередь снижает сопротивление пограничного слоя. Это приводит к ламинарному обтеканию.

Нет, это не так. Турбулизатор не снижает сопротивление пограничного слоя и не снижает общее сопротивление.
Он его повышает.
А эффект заключается в том, что турбулентный пограничный слой намного устойчивее ламинарного и отрывается при гораздо больших углах атаки крыла, в сравнении с ламинарным. Это позволяет максимум аэродинамического качества крыла сместить в область низких скоростей (больших значений Су) и значительно увеличить критический угол атаки.
Все это важно для достижения минимально возможной скорости снижения планера и абсолютно бесполезно, и даже вредно на нормальный скоростях.

Sputnik

Шмитц
Аэродинамика малых скоростей.
перевод с немецкого А.А.Болонкина, В.Ю.Кохно
издательство ДОСААФ Москва - 1693

F.W.SCHMITZ
ZUR AERODYNAMIK DER KLEINEN REYNOLDS-ZAHLEN
Gottingen

gvv7302

Спасибо за книгу, я ее перегнал в формат .djvu
Пользуйтесь 😃

schmitz.rar

26 days later
igor_bily
SAN:

Вот, нашёл в закромах!

Огромное спасибо за книгу!!!
Давно искал, знал название, да не встречал… (
А по поводу аэродинамики на низких скоростях, так есть еще люди занимающиеся такими “пустяками” то кому интересно, подскажу, смотрите труды (эксперименты) Томаса Мюллера.
www.nd.edu/~mav/belgium.pdf
www.nd.edu/~ame/facultystaff/Mueller,Thomas.html

И американский сайт,
www.nd.edu/~mav/index.html

И модели ихние, типа микро-БПЛА.
www.nd.edu/~mav/auvsi/auvsi_torres.pdf

А американцы … даже соревнования между универами на таких можелях устраивают типа пролететь… покружитсья над обьектом, отснять-передать видео, и назад вернуться.
Так сказать не с пеленок, но готовят своих кадров…
Я прсото интересовался комнатными моделями F1D немного и эта книга как раз кстати.
А кому еще интересно то смотрите на сайте
www.indoorduration.com/IndoorDurationFrame.htm

Там кстати есть журналы
indoorduration.com/INAVMembershipAndBackIssues.htm

за разные годы, с технологиями комнатных, с чертежами, но мало очень теории, только в основном конструкции и обзоры соревнований.
Удачи!