Турбулизатор

vovic
malikh_d_a:

Для их скоростей полета оно не нужно. Там выгоднее ламинарные профили и полированная обшивка. НА RC планерах важно максимальное аэродин. качество

Не факт.
Тут нужно различать радиопланера по назначению и применению.
В практике F3J турбулизаторы себя изжили, по крайней мере на уровне представительных соревнований. Связано это с общей тенденцией в тактике пилотов - популярна динамичная активная тактика поиска потоков, а не завешивание и удержание по максимому времени.
В практике же полетов на время - эдакие неофициальные состязания, когда пилоты летают без посадки часами - турбулизаторы и сейчас применяются на радиопланерах. Их значение велико на критических числах Рейнольдса. Это когда надо переждать паузу между потоками с наименьшей потерей высоты.

На форуме как то выкладывались сканы перевода на русский язык замечательной статьи немца, если не изменяет память, по фамилии Шмиц. Перевод сделан небезызвестным авиамоделистским аэродинамиком Болонкиным А.А.
Я те сканы скачал и распечатал. Очень рекомендую почитать тем, кто интересуется турбулизаторами. Там есть продувки разных профилей авиамодельных крыльев с турбулизаторами и без. Такого материала вы больше нигде не найдете.

malikh_d_a

Это почему так? Разве турбилентный поток не дает большее сопротивление чем ламинарный?

На маленьких числах ренйольдса (много ниже критического) - нет. Турбулизатор создает вихрь в котором местные скорости потока выше чем скорость обтекания. А без него сильнее сказывается вязкость воздуха и поверхность обрастает толстым пограничным слоем.

КА-04

Турбулентный слой по определению толще ламинарного - не путайте.

Срыва снизу не бывает при полож углах атаки.

А если побрить муху и увеличить скорость ее полета, то ничего не изменится.

Тот же вопрос - что будет если птице проэмалитить крылья?

А вообще прально заметили, читать надо Шмитца или на крайняк Болонкина.

Taboo

Мне кажется, что половина так и не поняла, что происходит с потоком после турбулезатора.
Фраза, что поток за турбулезатором из ламинарного превращается в турбулентрый – не корректна.
Турбулентным становится только очень узкий пограничный слой. Его толщина соизмерима с толщиной турбулезатора. В этом тонком вихре, как правильно отметил malikh_d_a местные скорости потока значительно выше, чем скорость обтекания.
Сравнить это можно с рассыпанными на пол мелкими шариками. Попробуйте на них наступить. 😲
И так, турбулезатор в первую очередь снижает сопротивление пограничного слоя. Это приводит к ламинарному обтеканию.
Кстати, снижение сопротивления, объясняет, почему планер с турбулезатором снизу может лететь лучше.
И еще про тонкие вихри. Если задняя кромка крыла толстая, то ее надо не закруглять, а оставлять с острыми углами. На них образуются тонкие вихри, которые отсекают турбулентный слой за «торцом» крыла от основного ламинарного потока.
Сергей

vovic
Taboo:

И так, турбулезатор в первую очередь снижает сопротивление пограничного слоя. Это приводит к ламинарному обтеканию.

Нет, это не так. Турбулизатор не снижает сопротивление пограничного слоя и не снижает общее сопротивление.
Он его повышает.
А эффект заключается в том, что турбулентный пограничный слой намного устойчивее ламинарного и отрывается при гораздо больших углах атаки крыла, в сравнении с ламинарным. Это позволяет максимум аэродинамического качества крыла сместить в область низких скоростей (больших значений Су) и значительно увеличить критический угол атаки.
Все это важно для достижения минимально возможной скорости снижения планера и абсолютно бесполезно, и даже вредно на нормальный скоростях.

Sputnik

Шмитц
Аэродинамика малых скоростей.
перевод с немецкого А.А.Болонкина, В.Ю.Кохно
издательство ДОСААФ Москва - 1693

F.W.SCHMITZ
ZUR AERODYNAMIK DER KLEINEN REYNOLDS-ZAHLEN
Gottingen

gvv7302

Спасибо за книгу, я ее перегнал в формат .djvu
Пользуйтесь 😃

schmitz.rar

26 days later
igor_bily
SAN:

Вот, нашёл в закромах!

Огромное спасибо за книгу!!!
Давно искал, знал название, да не встречал… (
А по поводу аэродинамики на низких скоростях, так есть еще люди занимающиеся такими “пустяками” то кому интересно, подскажу, смотрите труды (эксперименты) Томаса Мюллера.
www.nd.edu/~mav/belgium.pdf
www.nd.edu/~ame/facultystaff/Mueller,Thomas.html

И американский сайт,
www.nd.edu/~mav/index.html

И модели ихние, типа микро-БПЛА.
www.nd.edu/~mav/auvsi/auvsi_torres.pdf

А американцы … даже соревнования между универами на таких можелях устраивают типа пролететь… покружитсья над обьектом, отснять-передать видео, и назад вернуться.
Так сказать не с пеленок, но готовят своих кадров…
Я прсото интересовался комнатными моделями F1D немного и эта книга как раз кстати.
А кому еще интересно то смотрите на сайте
www.indoorduration.com/IndoorDurationFrame.htm

Там кстати есть журналы
indoorduration.com/INAVMembershipAndBackIssues.htm

за разные годы, с технологиями комнатных, с чертежами, но мало очень теории, только в основном конструкции и обзоры соревнований.
Удачи!