Нисходящие потоки -как предвидеть.
В воскресенье летали. В пятом примерно полете нашли приличный восходящий. Настолько приличный что устойчиво повторяли его еще раза три. Погода была почти без ветра и без облаков.Атмосферное давление как при слабом антициклоне. Местность ровная. Холодных пятен не было. Так вот при очередном подходе к термику поймали нисходящий да такой что едва вернулись.
Вспоминал прочитанное и не припомнил рекомендаций по прогнозированию подобных ситуацй.
По поиску термика, как антиподу нисходящего, рекомендаций достаточно, а вот с нисходящими почти молчание. А неприятностей от них может быть много. В том числе и на соревновониях.
Друзья, коллеги, сподвижники . При наличии опыта прошу отозваться и поделиться.
пожалуй это самое сложное, иногда не сразу и понимаешь что планер снижается. Рекомендации простые:возвращаться из термика смещаясь в сторону.
Чем сильнее термик - тем сильнее нисходняк рядом, иногда лучше идти на риск, чем не вернуться: если мощный нисходняк, стараться нащупать термик возле нисходняка и поднятся, как правило быстро сместиться по ветру.
Благодарю за оперативность в участии. Если я правильно понял нисходняк не будет заходить на площадку термика против ветра. Так что если летишь к термику по ветру жди встречи с нисходящим.
тут не все так однозначно, термик всасывает все вокруг себя, просто ветер менят форму термика и соответсвенно нисходняка, и влияет на интенсивность. Я заметил что, чем мощнее нисходняк, тем ближе термик и тем он мощнее.
Из парапланерного опыта: Никогда не вылетать из термиков по ветру, там злые минуса. Соответственно искать термики надо под углом к ветру, но не строго против ветра. Цикл жизни термиков около 20 минут, после, на этом месте будут злейшие минуса и только через 20 минут там “возможно” появится термик. Есть конечно постоянно живущие термики, но на RC планере рядом с таким термиком быстро станет скучно, либо полеты превратятся в гоночный планерный пилотаж по типу слоперного. Такое часто бывает в штилевую погоду на горках.
Так вот при очередном подходе к термику поймали нисходящий да такой что едва вернулись.
Вспоминал прочитанное и не припомнил рекомендаций по прогнозированию подобных ситуацй.
А что там прогнозировать. Если воздух где то подымается то где то он должен опускаться. Иначе весь воздух поднимется и все мы задохнемся 😁
Из чего следует что “нисходяк” прямое следствие “восходяка”. Ну надо просто сматываться. Если высота позволяет. А если не позволяет то засечь азимут и идти искать планер. Без нисходящих потоков планеризм был бы намного скучнее. Поиски планера в высокой траве способствуют коллективизму и взаимовыручке.
Имхо, это недопустимая роскошь, летать на малых высотах и на большой дистанции. При любых минусах надо сваливать “к себе” по быстрому.
Я обычно ниже 30 градусов к горизонту планер не опускаю, то есть летаю в 120 градусом конусе над собой, большая дистанция, значит и достаточная высота.
Это не спортивно, надо надеяться всегда и пробовать улететь, по мимо потоков как мы все привыкли обсуждать, бывают пузыри, трубы и всякая нечесть =)) которые можно обработать и улететь
Куда можно улететь на RC планере? Дистанция нормальной видимости 500-600 метров, дальше руление на грани фола. Один хороший набор и аппарат за пределом видимости.
Для маршрутов надо FPV или хотя-бы параплан. В том виде как есть, планер вполне азартный при обработке приземных пузырей и термы на дистанции комфортного руления.
Имхо, это недопустимая роскошь, летать на малых высотах и на большой дистанции.
Иногда это жестокая необходимость. На прошлой “Вильге” в финале F3J вечером летали в термике над заправкой - дальность километр, высота около 50 м.
Иногда это жестокая необходимость. На прошлой “Вильге” в финале F3J вечером летали в термике над заправкой - дальность километр, высота около 50 м.
Я, так понимаю, штурман был с биноклем?
Наверное летали на 4 метровиках не иначе:) А вообще… на грани фола все-равно.
Иногда это жестокая необходимость. На прошлой “Вильге” в финале F3J вечером летали в термике над заправкой - дальность километр, высота около 50 м.
До ближайшей заправки - которая напротив аэродрома - порядка 600-700 м (смотря на какой стартовой позиции Вы стояли). До ближайшей следующей - в направлении Харькова - порядка 1,5-1,7 км. Посмотрите все по Гугл картам видно. И еще между прочим не факт что над заправкой (т.е. дорогой или точнее над прогретым полотном сфальта) летали.
Для тренировки глазомера очень помогает полетать на тренировках с ЖПСом. Я лично понял что процентов на 30 свои глазомерные показатели завышал 😃. Проекцию неправильно делал.
Я проверял дистанцию с GPS-навигатором. Ужинал я в кафе на заправке в этот момент.
Так сойдет?
red-baron.users.photofile.ru/…/107088624.jpg
Друзья, коллеги, сподвижники . При наличии опыта прошу отозваться и поделиться.
Из своих наблюдений скажу
- что сильные нисходняки только в очень сильных термиках. и если вокруг всех спортсменов на соревнованиях давит - то либо улетать побыстрее и в сторону подальше или идти на рестарт скорее. Так как в сильных нисходняках - за пару минут такого полета любой планер - будет у земли. Эти большие зоны нисходняка тем быстрее уходят - понятно чем сильнее ветер. Если ветер слабый (чаще всего под вечер) то такие зоны большие и на наших высотах со старта - нужно или со старта - стартовать резко в бок или пережидать. Опытные пилоты ощущают - могут ли они вылетать (особенно флай-офф) в такой ситуации. Поэтому иногда или спешить - стартовать - прощупать и на перелет - или подождать.
Интересным был года три назад у нас финал. Наш финалист - Чех Александр а я был у него одним из коней. Так вот предчувствуя что вылетать в такой погоде будет трудно - по любому будут рестарты. Саня со старт стоял и ждал… минуту…две… я весь на измене был - думаю почему не отдает команду тянуть. 😃 А он посмотрел кто где начал сыпаться и на третьей минуте только стартонул. Другие уже начали заходить на рестарт. И выиграл тот тур! Такое тоже бывает. Главное наблюдать и рассчитывать. Ну и везение тоже 😃. - Очень еще интересная ситуация - также под вечер после сильно-термичной погоды - перед дождем. За минут 15-20 до дождя (когда горизонт синеет и ветер который дул весь день вдруг замирает) начинает подстилаться снизу холодный фронт и получается очень затяжной постоянный нисходняк (образованный преддождевым фронтом). В такой ситуации уже вылетать не может почти никто. У нас финалы были по 6-ть минут максимум. А потом дождь и остановка соревнований.
Я проверял дистанцию с GPS-навигатором
Извините но врет Ваш ЖПС значит, да Вы то Коротыч (харьковская область) откройте на картах и все сами увидите. Проложите радиус от точек старта (на поле). Никак там километра не может быть да и не увидите Вы на такой дистанции F3J планер никогда. Разве что улетающую точку. Я даже не буду спорить - это Вам все скажу.
Могу только свои логи полетов какие нибудь дать (для Гугле-Земля).
Из своих наблюдений скажу
2. Очень еще интересная ситуация - также под вечер после сильно-термичной погоды - перед дождем. За минут 15-20 до дождя (когда горизонт синеет и ветер который дул весь день вдруг замирает) начинает подстилаться снизу холодный фронт и получается очень затяжной постоянный нисходняк (образованный преддождевым фронтом). В такой ситуации уже вылетать не может почти никто. У нас финалы были по 6-ть минут максимум. А потом дождь и остановка соревнований.
Да еще перечитал и дополнить решил. Что после тура такого вот очень сильного нисходняка (замирание ветра минут на 15-20) и преддождевая тишина… после этого обычно в поле видно как начинается снова ветер и уже все сильнее и сильнее и идут первые капли дождя. А соревнования то как правило еще не останавливают. 😦 Так вот совет еще - кто в такую ситуацию попадет - будет предчувствие - то обязательно грузитесь. Будет очень сильный порыв ветра еще минут на 10-20 - т.е. еще почти целый тур, ну потом конечно слив дождя. И уже соревнования остановят, но может и попадете еще в начало слива 😃. Было и такое.
Кстати то что я описал - преддождевой фронт - это где то было теоретически красиво описано, то ли у Дениса Пегина - понять небо, то ли еще где то. Сейчас не вспомню.
Ну и кому нечего будет делать - можно посидеть понаблюдать и послушать Великого Вурца. Там общие основы, но дают понимание приближающегося потока по замиранию ветра.
Три колдуна в радиусе 150 ветров от старта поставить, когда все будут в одну точку показывать, значит там термик:)
Это свободникам можно рекомендовать и они использовали , ставили датчики температуры и снимали показания в момент своего старта . Им можно чуть подождать .
А что там прогнозировать. Если воздух где то подымается то где то он должен опускаться. Иначе весь воздух поднимется и все мы задохн
Авиация без прогноза - и опасно и не интересно. Пророки даже краткосрочники люди нужные.
Три колдуна в радиусе 150 ветров от старта поставить, когда все будут в одну точку показывать, значит там термик:)
А как насчет статистического подтверждения педлагаемого. К тому же разговор все таки о нисходящих потоках.
Авиация без прогноза - и опасно и не интересно. Пророки даже краткосрочники люди нужные.
А как насчет статистического подтверждения педлагаемого. К тому же разговор все таки о нисходящих потоках.
Статистика или понимание и прогнозирование? 😃 Или попросту чутье?
А про нисходняки говорить в отрыве от восходящих потоков - нереально. Это же как Инь и Янь 😃
Вот у немцев то чуйка - труднообъяснимо это… Фейгел просто МОНСТР!