О приводе тяг

shtirlits

Всем добрый день.

Не дает покоя желание сделать чуть иначе, чем всегда.

Хочу использовать полный ход серво-машинки, почти 180 градусов, не делать больших качалок и чтобы рубашку боуденов можно было закрепить поближе к машинке и изгиб ее не мучал.
Решение на картинке.
Желтое и серое - боуден, круглое - шкив на машинке, черное - жесткая деталь (уголь, железо, пластик…), к которой крепится тяга и нитки.
Зеленым и красным обозначены нитки (четное число с одной стороны и нечетное с другой), закрепленные одним концом на шкиве, другим на черной детали.

Как-то с токарными работами у меня не сростается.

А где бы взять шкив для микромашинок?

Дмитрий_Александрович

Оригинально, и наверное имеет право жить, если удастся устранить “отлип” жесткой детали от шкива и устранить люфты, что как мне кажется будет довольно нетривиально. Опять-же вес.

Только вот вы говорите, что хотите использовать на “почти 180 градусов”, а на картинке я понимаю используются все 360. Не у каждой машинки такие потенциометры.

Дмитрий.

shtirlits

Идея не моя, так делают привод головок в 5" дисководах. Вместо ниток там применяется металлическая лента хитрой формы, примерно как на картинке. Узкая часть ленты просунута в прорезь в широкой части. Получившееся кольцо надето на шкив шагового мотора и закреплено на нем винтом. Хвосты натянуты и закреплены на пластине, которая двигает головку. Эта самая пластина катается по шкиву через ленту, отлипать ей не нужно, она не трется об шкив.

Конструкция позволяет почти 360 градусов, но не обязательно этим пользоваться, можно и нитки закрепить ближе и тягу сделать короче.

pakhomov4
shtirlits:

Всем добрый день.

Не дает покоя желание сделать чуть иначе, чем всегда.

Хочу использовать полный ход серво-машинки, почти 180 градусов, не делать больших качалок и чтобы рубашку боуденов можно было закрепить поближе к машинке и изгиб ее не мучал.
Решение на картинке.
Желтое и серое - боуден, круглое - шкив на машинке, черное - жесткая деталь (уголь, железо, пластик…), к которой крепится тяга и нитки.
Зеленым и красным обозначены нитки (четное число с одной стороны и нечетное с другой), закрепленные одним концом на шкиве, другим на черной детали.

Как-то с токарными работами у меня не сростается.

А где бы взять шкив для микромашинок?

Существует пара готовых варианта, рожать ничего не надо 😁 Ретрак серво - 200 градусов или лебёдка парусная - 3,5 оборота 😃

shtirlits

“Ретрак серво” - это что?
А какие фирмы делают и где бы купить лебедку 4-5 грамм весом с тягой 1-1.5 кг?

Gold

стоит ли овчинка выделки? увеличиваешь максимальный ход - уменьшаешь скорость реакции. выигрываешь только в уменьшении люфтов и точности позиционирования на максимальных отклонениях - а нужно ли там на самом деле повышение точности, на больших отклонениях руля? для общего уменьшия люфтов проще увеличить размер рычагов на машинке и руле.

плюс для сохранения линейности управления нужно аналогичную систему применить и на рулях, иначе получится экспонента. а если ее скомпенсировать обратной экспонентой на передатчике, то теряешь выигрыш в точности позиционирования.

pakhomov4
shtirlits:

“Ретрак серво” - это что?
А какие фирмы делают и где бы купить лебедку 4-5 грамм весом с тягой 1-1.5 кг?

Ретрак - для уборки шасси… Лебёдок такого веса с такими углами отклонения не встречал, увы 😦

wingmax

[quote=shtirlits;268740]
Всем добрый день.

Не дает покоя желание сделать чуть иначе, чем всегда.

________________________________________
Если по-своему - это одно дело…

А для того, чтобы было в пределах точности сервомашинки есть простые и отработанные приемы.
Самое главное, на мой взгляд - отсутствие “соплей”:
-жесткие тяги
-отверстия в кабане и качалке делаем под конкретный диаметр тяги, чтобы было без люфтов.

  • варианты троссового привода и привод с пружинкой люфты выбирают.
    Посмотрите вариант Марка Дрелы для привода флаперонов посредсвом вращения “кочерги” в пенале Там нет качалок и кабанов в угоду аэродинамике и точности.
    Чем проще - тем лучше.
shtirlits

Я правильно понял, что придется заказывать эти детали и купить их невозможно?

Извиняюсь, забыл написать, что речь идет о приводе рулей высоты и направления на метательном планере.

Gold, обычная система с двумя качалками разного размера нелинейная. B=acos(r1*cos(A)/r2) И ничего.
Конечно, если ведущий шкив и ведомый рычаг, то будет B=B=acos(A*pi*r1/r2).
Меня привлекает отсутствие изгибания тяги. Цель не точность, а экономия веса на машинке и тяге.
Если рубашку крепить близко к машинке, то тягу будет гнуть сильно и увеличится трение, понадобится более мощная и тяжелая машинка.
Если рубашку крепить далеко, то она будет прогибаться при сжатии на меньших усилиях, понадобится более могучая и тяжелая тяга.

Zino

Простите кАнеШна, но народ … о чем вообще идет речь???
Какие тяги??? Какие шкивы … вы о чем??? Это же вес и при том не маленький!!!
Не надо изобретать велосипед!
Машинки в металках весят 4,5 грамма … ну 9 грамм максимум!!!
Тяги, да будь он самые лёгкие, что можно придумать - это лишний вес!

Тросики, тросики и ещё раз тросики!!! Тросик в любом рыболовном магазине продается … и 2 метра весит столько же, сколько тяга в 60 см из тонюсенького угля!
А чем легче и тоньше тяга, тем вероятность возникновения люфтов увеличивается!!!

Если хочется эксперементов, да ради бога … но поверьте, вряд ли вы таким образом облегчите металку!!! И тем более, да не нужны на металке такие расходы … вон мой Бластер с отклонением элеронов на 1 см … бочки и петли крутит, как миксер … хотя это всего 50% расходы. И не нужны большие качалки!!!

Такая конструкция пойдет, но на машинки стандартного размера

shtirlits

Zino, доброй ночи.

Спор про pull-pull или push-pull бесконечный, потому что каждый говорит о конкретном решении с конкретным качеством исполнения.
На том же SuperGee push-pull, причем тонкие боудены приклеены снаружи балки.
Самые легкие боудены, которые удалось купить весят 3.5грамма метр. Это проволока 0.6мм в трубке 1.5мм. Это безусловно удручает. При весе балки 13грамм…
Вариант с нитями я еще не отбросил, но не вижу красивого решения.
Если не сделать идеальной трапеции, будут провисания/перенатяжения нити. На конце балки места конечно же нет и качалки/шкивы должны быть снаружи. Как выводить нити наружу?
Делать дырки в балке с трубочками, чтобы натянутые ниточки скользили по трубочкам?
Или городить систему поддерживающих роликов, чтобы нити не касались неподвижных частей?

Если под расходами понимать углы отклонения рулевых поверхностей, а не углы поворота машинки, то они тут ни при чем.

Привлекательно уложиться в габарит машинки, чтобы уменьшить сечение фюзеляжа.
Еще раз считаем. Пусть толщина машинки 12мм, диаметр шкива такой же, возьмем ход 90 градусов с рычагами и 150 со шкивами. Ход нитей/тяг будет одинаковый 15.7мм. Плечо качалки тогда должно быть 11.1мм. За кабариты машинки вылезает 5.1мм.

Да, Gold, при увеличении хода машинки точность на больших углах получается при классической рычажной системе. Если с обеих сторон шкивы, соединенные либо парой нитей, либо тягой и нитями как на картинке, то точность одинаковая во всем диапазоне.

wingmax

А Вы пробовали делть те системы управления, котрые Вам уже не нравятся?
Есть у меня товарищ - теоретик со стажем. Уже третий год делает металку со" своими" торсионными" приводами рулей. Думаю, еще года на два “изысканий”.
Есть еще вариант с пневмоприводом. Очень легкий и “интересный”.
А в потверждение “реальности” троссового привода, могу выложить фото своего планера. Ничего военного.

shtirlits

wingmax, выложите, пожалуйста.

Я полагаю, что ваш товарищ занимается “изысканиями” с удовольствием и не потому, что у него нет денег на боудены, нитки и сервомашинки и не потому, что магазины завалены деталями для “торсионных”,гидравлических и т.п. приводов. Да и строит он металку наверное не для вас, срывая все сроки и договоренности.
Сейчас у меня есть электролет, с “классической” проводкой управления боуденами к РВ и РН и тягами к флаперонам. Все нормально, мне есть на чем летать. А желание придумать реализуемую схему управления лучше навязываемых производителями меня не оставляет давно, это хобби. К постройке очередного самолета актуализируется. Словосочетание “изобретать велосипед” я слышу несколько раз в день 😃.
Гадские фирмы не делают то, что легко сотворить в условиях производства и практически невозможно дома. Например, я не понимаю, почему не делают сервомашинки с червячной передачей между мотором и первой шестерней. Это позволило бы сделать плоскую машинку для крыльев толщиной несколько миллиметров. Или я плохо искал?

Zino

Вот, по моему, самый гениальный (велосипедный 😃 ) вариант размещения машинки в крыле!!!
Не в тему уже … но хочу поделится!

wingmax

[quote=shtirlits;269215]
wingmax, выложите, пожалуйста.

Я полагаю, что ваш товарищ занимается “изысканиями” с удовольствием и не потому, что у него нет денег на боудены, нитки и сервомашинки и не потому, что магазины завалены деталями для “торсионных”,гидравлических и т.п. приводов. Да и строит он металку наверное не для вас, срывая все сроки и договоренности.
]
Да я не за ради критики.
У каждого в моделизьме свои цели и удовольствия. На здоровье, как говорится.
Относительно червяка: на сколько момню прикладную механику. у такого редуктора выше потери на тренив в паре червяк-колесо, более высокие требования к точности изготовления. Передаточное число выше, это да.
Да много чего не делают из того чего хотелось бы.
Но мы смогем

wingmax

[quote=shtirlits;269215]
wingmax, выложите, пожалуйста.

Ничего особенного: если навес руля симметричный и кабаны правильно отцентрованы, то все идеально работает. Плечи качалки сервомашинки делаем поменьше.
Относительно трения по трубочке в балке и изломов троссика не стоит заморачиваться. Очень долговечная и надежная система.

shtirlits

wingmax, спасибо, я понял. Меня такая схема не устраивает “по религиозным соображениям”, но если другая не получится, так и сделаю, летать уже хочется изо всех сил.

Благодаря обсуждению и мозговым усилиям, вроде нащупал решение с такими свойствами:

  • Нити не касаются ничего, кроме роликов
  • Не нужны дырки в балке
  • Нити внутри балки
  • Натяжение нити не нагружает ось машинки и петли руля
  • Механика (всякие ролики) в хвосте весит меньше грамма с запасом
  • Линейная зависимость между углами машинки и руля
  • Если обычно кабанчики выступает на R мм в стороны от оси руля, у меня будет выступать на R*sin(max). При максимальных углах отклонения max=30 градусов, это как раз R/2.

Как построю, покажу фотки, нарисовать пока не получается.

Zino
shtirlits:
  • Нити не касаются ничего, кроме роликов

Простите, но мне кажется, что ролики нельзя использовать в металках (это предположение) … дело в том, что в момент старта и при пилотаже балка достаточно сильно изгибается и у меня есть подозрения,что тросик может слететь с ролика

shtirlits

Да, изгиб балки еще одна проблема. Ее решают боудены.
Пока добываю недостающие детали, буду ломать голову.

Кто-нибудь может мне сказать, силы какого порядка действуют на балку при рулении и забросе?
Чтобы можно было подвесить груз на конец балки и посмотреть ее изгиб.

wingmax

[quote=shtirlits;270496]
wingmax, спасибо, я понял. Меня такая схема не устраивает “по религиозным соображениям”, но если другая не получится, так и сделаю, летать уже хочется изо всех сил.

Вера - дело святое.

Я вот хотел сделать металку с винжеронным управлением, то есть, оперение воооще без рулей и неподвижное. Ходят только консоли: “то вместе, то по-врозь, а то попеременно”. Так делают некоторые планеры для холмовых гонок.
Узел навески консолей и защита сервоприводов от перегрузок пока не вырисовывются преемлемыми для моей религии 😇

shtirlits

Я вот хотел сделать металку с винжеронным управлением

Круто, как на F1A. Есть конструкции, где консоль переставляется на старте, управляется таймером.

Знаете, в голову приходит только кулачковая система. Это как привод ускорительного насоса в карбюраторе девятки. Радость в том, что можно сделать плоский участок, чтобы в жестоком режиме руль был зафиксирован намертво и отдачи на машинку не было вообще.

shtirlits
Квант:

Ребята, для себя я сделал так:

Квант, спасибо , завлекательная фотография, но я не смог разобраться, где и что. Вы не могли бы описатать где что, зачем и почему такие решения были приняты? Как были добыты шкивы?

Завтра поеду в столицу искать подшипники 1x4x1.5 (вес ~0.1грамм, меньше вроде не бывает), разъемы для подключения начинки крыла и кнопку, чтобы поставить в штырь на крыле - ну когда-нибудь я напрограммирую микроконтроллер для стартового режима!

Про изгиб балки придумал такое решение:
Система роликов обеспечивает свободный ход нитей по прямой, без касаний, с сохранением геометрии, если балка прямая. При изгибе нужна поддержка нити, чтобы они подходили бы к роликам под тем же углом и не терлись об что не положено. Поддержку собираюсь сделать в 2 или 3 шпангоутах из пенопласта либо бальсы с вклеенными 4 трубочками. Шпангоуты вклеиваются со страшным гемором в балку. Трубочки отрезаются от имеющихся боуденов либо тоненькие, 0.6мм или 0.8мм, либо 1.5мм. Еще не понял, как правильно. Если трубочки с большим отверстием, то не будет касаний нитей до ощутимого изгиба балки, если тоненькие, то касание будет почти всегда.
Еще раз извиняюсь, за “мелочи”. Очень хочется уменьшить потери на трение, чтобы в перспективе использовать машинки полегче.

Квант

Корд идет параллельно с определенным усилием по всей длинне балки(84см), нигде не касаясь на кочалку правления рулем высоты, схема трапеции. Скорость полета высокая, это мотопланер (тяга около 1200гр). Движение кочалки должно хорошо контролироваться без всяких пружин. Тамже проложен провод антены. Ролики выточены из дюрали сидят на оси, трение минимальное, правда машинка мощная, 322.