Делимся интересным опытом полетов.

Sergey_BSB

Есть маленький нюанс – при входе в поток, когда идешь на скорости , минуса прошиваем скоростью и в них скорость не сбрасываем(некоторые видя что их снижает пытаются добрать ручку на себя и тем самым уменьшить снижение). Пройдя минуса и попав в поток на скорости делаем горку и в верхней части , где скорость уже упала, выпускаем закрылки и ввинчиваем планер в спираль. Понятное дело что угадать скорость с земли дело ещё то, но тем не менее, надо попасть на “скорость закрылков”. Выпускать закрылки до горки не надо!

VVS2:

Посадочные режимы на левом стике активирую тумблером, который увеличивает расходы, по умолчанию на “термик-скорость” расходы маленькие. Вот яи задумался, имеет ли смысл применять такое на всем диапазоне скоростей…

Метры наверное дадут более правильный совет.
Лично мое мнение — при выпаривании (на большом планере) РУ ходит при хорошей термичке от упора до упора, т.к. стараешься стоять в потоке на минимальной возможной скорости, а эффективность рулей при этом падает, поэтому наверное стоит расходы для термика увеличить.

VVS2
Sergey_BSB:

для термика увеличить.

На подхвате есть правая ручка, на которой откровенно пилотажные расходы. Но я приучаюсь пользоваться ей реже, когда совсем слабо.

astr
Sergey_BSB:

попав в поток на скорости делаем горку и в верхней части , где скорость уже упала, выпускаем закрылки и ввинчиваем планер в спираль.

Есть маленький нюанс, попав в поток и сделав горку не знаем о термике ничего, может это просто случайный пинок (такое на малых высотах бывает часто), ни ширину, ни силу, не центр. Ввинчивать нужно если это дежурный, сильный и с известными параметрами поток, иначе его надо отцентрировать. Стратегий конечно множество, базовая - попав в поток не менять тангажа, пройти его насквозь, что-то понять о потоке, затем обрабатывать. На большом планере несколько другая стратегия, не всегда подходит для киндерпланеров. Кстати, очень хорошо что Вы, будучи пилотом планеров, отписались по правильному выполнению виража, Вас учили, остальные большей частью самоучки.

VVS2

Обычно на параплане или модели если прошиваю широкий поток 3-4 секунды и знаю что “за спиной” места для разворота достаточно(я помещаюсь со своим радиусом в зоне подъема), не лечу до конца, начинаю крутить. По ходу обкручивания протягиваю в ту сторону где больше поднимает и нахожу ядро.
Очень важно первый разворот сделать в зоне подъема, т.к. этот разворот очень затратный, делать его после выпадания из потока очень невыгодно и очень вяло(эффективность руления очень плохая в таких условиях и просаживает сильно).

Из серии альбатросов: Заметил, что при выполнении нескольких “разворотов на горке” подряд в динамике, планер накапливает среднюю скорость, и после выполнения этих кульбитов какое-то время летит существенно быстрее, чем на обычном балансировочном режиме. Занятно.

astr
VVS2:

не лечу до конца, начинаю крутить.

Делаю также, особенно когда интенсивность термички уже понятна, ждать большего подъема бессмысленно, ширину потока предположить можно из опыта. Этот способ лучше, т.к. нет выхода из термика, но нужен больший опыт для центрирования. Способ хорошо работает в широком термике.

Sergey_BSB
astr:

Есть маленький нюанс, попав в поток и сделав горку не знаем о термике ничего, может это просто случайный пинок (такое на малых высотах бывает часто), ни ширину, ни силу, не центр. Ввинчивать нужно если это дежурный, сильный и с известными параметрами поток, иначе его надо отцентрировать.

Да , бывает пинок, но пинок ниоткуда не берется просто так. Во-вторых в планеризме стараются использовать всЁ. Летая по маршрутам даже находясь на переходе от облака к облаку мы используем “промежуточные” потоки (пинки). При попадании в которые мы берем РУ на себя и делаем довольно крутые горки и если такой поток довольно обширный то подвешиваем планер на минимальной скорости и стараемся “вывесится” как можно дольше (иногда даже делая небольшие зиг-заги). Параллельно оценивая скороподъемность потока и прикидывая остановиться ли в нем или бросить или идти дальше.

Ещё раз повторюсь ---- Как можно дольше находиться там где поднимает и как можно меньше там где снижает. Поэтому даже в небольших по силе или по размерам потоках мы делаем горки и сбрасываем скорость, а там где нисходняк мы наоборот летим быстрее и стараемся находиться в этих зонах как можно меньше.
Добавлю, разгон планера для перехода делаем ещё в потоке на последнем витке сирали и стараемся разогнать планер ещё в зоне подъема. Ни в коем случае не производим разгон в нисходящем потоке!

VVS2:

не лечу до конца, начинаю крутить. По ходу обкручивания протягиваю в ту сторону где больше поднимает и нахожу ядро.

Можно и так. Все зависит от возможностей планера и пилота. Обычно на больших планерах стараюсь не закручивать пока скороподъемность по вариометру растет , а закручиваю если она остановилась на максимуме или когда по вариометру начала снижаться. Проблема у больших парителей в том что с ходу редко центрируешь поток и вываливания из потока довольно часты. Ведь надо угадать и с расположением потока и расположением ядра и вообще не известно слева он или справа или ты прошил его через ядро, а радиус спирали на наших планерах ой какой не маленький.

astr
Sergey_BSB:

Летая по маршрутам даже находясь на переходе от облака к облаку мы используем “промежуточные” потоки (пинки).

Сергей, техника пилотирования больших планеров и моделей прилично разнятся. У Вас “пинок”, который вы успеваете обработать это десятки метров, модель ввинтится в разы меньший поток. Модели не летают по маршруту (в России кантри кросса нет) , некуда спешить, скорость не нужна, не нужно уходить из слабого потока, дельфинить не нужно. Интенсивно разгонять и тормозить планер не надо, из-за этого не увидишь потоки вообще, на модели нет вариометра и попы. Под хорошо работающим облаком на модели вообще ничего отлавливать не надо, можно делать виражи без РН и РВ, следить надо чтобы не усосало, и некуда спешить. Основной интерес на моделях представляют высоты от 0 до 200 метров (там где вы уже идете на посадку). Если Вы летаете и на том и на этом, то должны хорошо понимать различие стратегий полетов и их тактик.
PS Сегодня в московском регионе в первой половине дня будет отличная погода даже для новичков, холодная ночь, сильное солнце, большой градинет, мощные потоки, слабый ветер. К обеду скорее всего подзатянет облаками, т.к. слишком хорошие условия для влажных термиков.

VVS2
Sergey_BSB:

Добавлю, разгон планера для перехода делаем ещё в потоке на последнем витке сирали и стараемся разогнать планер ещё в зоне подъема. Ни в коем случае не производим разгон в нисходящем потоке!

Во! Ценное замечание.

astr:

различие стратегий полетов

От себя добавлю, есть промежуточный вариант, полеты на горе с ярко выраженными термиками. Там есть все ньюансы, которые описывает Сергей.
Опять же надо подбирать погоду. Если будет совсем динамик, тогда не интересно. Надо чтобы околоштилевая термичка работала.

Sergey_BSB
astr:

Сергей, техника пилотирования больших планеров и моделей прилично разнятся.

Не согласен.

astr:

Модели не летают по маршруту (в России кантри кросса нет) , некуда спешить, скорость не нужна, не нужно уходить из слабого потока, дельфинить не нужно.

Маршрут на планере это полет от потока к потоку. И расстояние между потоками и высота не имеют при этом значения.

astr:

Основной интерес на моделях представляют высоты от 0 до 200 метров

Тем более есть смысл в грамотном использовании высоты и четкой технике пилотирования.

Если честно, я существенной разницы между большим планером и моделью пока не увидел. Основное отличие только в размерах и инерции . 😁

Все остальное ---- домыслы, недостаточная практика, отсутствие опыта, отсутствие стремления…
Необходимо понимать, что планерный спорт отличается от самолетного, вертолетного и д.р. тем что можно летать ежедневно хоть всю жизнь и не достичь вершины. Можно сделать 100 полетов в день и все они будут разные и неповторимые. Невозможно сделать единый шаблон или натренироваться и стать мастером после определенных тренировок. Извиняюсь за пышные фразы, но просто хочу донести мысль ---- если хотите шаблонов и через какое-то время достичь вершины, то это не наступит никогда!😉
Кого это не устраивает — остаются на уровне покатушечников(так , поболтаться в небе), кого это устраивает ---- стараются летать в разную погоду или летают на соревнованиях, вылизывают координацию и тактику, стараются летать как можно чаще и везде , у них есть интерес больше узнать и освоить.
Когда я пришел в клуб мне инструктор сказал — если хочешь летать очень хорошо рассчитывай на 10 лет …
Еще раз сорри за лирику.
Если есть интерес что-то узнать или уточнить как там у больших планеров — спрашивайте, может что интересное взаимно узнаем.😃

VVS2
Sergey_BSB:

Если есть интерес что-то узнать или уточнить как там у больших планеров

Сколько это стоит для спортсменов? Просто покатушки очень дорого. Читал тут что в Новисибе ЮПШ возродили, бесплатно для обучающихся. Что этих юношей ждет после 16 лет?
Интересно, насколько отличается бюджет парапланериста (взносы по 5 тыр за соревнование+дорога) и ваш бюджет.

Sergey_BSB

Для наших спортсменов - бесплатно. Обучение на платной основе дорогое - из расчета 150 баксов за час, но выкручиваемся тем что программу делаем персонально под обучаемого и его способности, в целом программа 1 года выходит 800-1400$. Для тех кто по возрасту не проходит для бесплатного первоначального набора (от 16 до 23 лет) — они платно летают первый год, а потом переводим их на бесплатное обучение.
Соревнования какие? Если клубные, то для членов ДОСААФ бесплатно, для остальных как у вас. Если ехать на ЧМ или ЧЕ , то там только взносы на ваши деньги 50 000 -55 000 росс. рублей.

SergeyFM

не… пусть не сейчас, но обязательно как-то хочу выкрутится и прокатится на планере, вывозной полет. балластом или как там называют кто просто кататься приезжает… может немного дадут за ручку подержаться… ( голубая мечта в последнее время)

простите за не в тему.

astr
Sergey_BSB:

Не согласен.

Не аргументированно, я Вам описал некоторые принципиальные отличия.

Sergey_BSB:

Маршрут на планере это полет от потока к потоку. И расстояние между потоками и высота не имеют при этом значения.

Не просто полет от потока к потоку, а прохождение маршрута с максимальной скоростью (треугольники летают со средней скоростью под 200 км/ч, скорость полета планера при этом существенно выше). Нет интереса у спортсменов проболтаться под облаками максимально долго, это при подходящей погоде очень просто, проще чем на модели. А у моделей другое упражнение - точное время полета. Неужели не видите разницы? Если Вы считаете техники полетов одинаковыми, ответьте мне на очень простой вопрос: на модели дельфинчиком у земли сможете набирать высоту?

Sergey_BSB:

Необходимо понимать, что планерный спорт отличается от самолетного, вертолетного и д.р.

Ничем он не отличается, абсолюта нельзя достичь ни в какой деятельности.

VVS2
Sergey_BSB:

Для наших спортсменов - бесплатно.

Финансирует государство?
То что вы назвали сопоставимо со стоимостью обучения на параплане, с той лишь разницей, что каждый парапланерист владелец личного Ла (которое стоит тоже 50-70 тыр). Но в Новосибе (по официальным данным на сайте) ценник кратно выше. Либо там клубные заморочки тоже, о которых мало кому известно…
Я в Питере как то балластом на бланике катанулся, дали ручку подержать… обкрутил поток, полетал 30 минут, пока нас не согнали на землю… С тех пор был под впечатлением, удрученный недосигаемостью этого всего по финансам. Рулить блаником оказалось как то проще, понятнее… все так неторопливо, инертно… не надо такой реакции как на модели. Только к РН привыкать надо, на моделях он более эффективен (меньше момент инерции консолей и меньше рыскает).
Но как мне сказали, если есть налет в симуляторах типа кондор или хотя-бы ил2 + опыт параплана и моделей = почти готовый пилот, только выволочку по теории устроить и медкомиссию пройти, потом утюжить в воздухе под руководством инструктора часов 5 и вперед.
У нас в Томске планеров нету. В НСК ценник кусается.

Разительное отличие от моделей и парапланов - нулевые и отрицательные перегрузки. Организм на это может реагировать неожиданно, это надо тренировать. То есть рулить в таком состоянии гораздо менее комфортно, чем стоя на земле с пультом. Так что несколько часов пилотажа “балластом” то что доктор прописал:) Мне после пилотажа удалось выйти “сухим”, но бошка разболелась капитально и до самого вечера, как от солнечного удара (впрочем, за весь день на поле не исключено).

astr:

треугольники летают со средней скоростью под 200 км/ч,

А кто мешает DS-ить в роторе 700 км/ч на РУ планере ? или гонять в динамике 100-150 км/ч. И вообще, регулярно менять условия от гоночных до слабо термальных? Это просто диапазон применения, за это я и люблю планера.
Ну чем не кайф? 😃

Sergey_BSB
astr:

Не аргументированно, я Вам описал некоторые принципиальные отличия.

То что вы написали это сравнение выпаривания модели в термике и полет большого планера под грядой по маршруту. Вообще не понятено зачем сравнивать различные этапы полета?

astr:

прохождение маршрута с максимальной скоростью (треугольники летают со средней скоростью под 200 км/ч, скорость полета планера при этом существенно выше)

Начнем с того что пролететь маршрут в принципе не возможно без нахождения, выпаривания центрирования, нахождения потоков, раборы в этих потоках, работы с планером, знания метеорологии и аэродинамики планера…
Если следовать вашей же логике, то я просто приравниваю полет по маршруту и полет на время, а достижение этого путем того что я написал выше. Ну , для приятности восприятия, отмаштабируйте размеры.

astr:

Если Вы считаете техники полетов одинаковыми, ответьте мне на очень простой вопрос: на модели дельфинчиком у земли сможете набирать высоту?

Да элементарно — ряд кустарников с проредью, цепочка перепаханых полей, пролететь вдоль кромки леса или вдоль деревни ( я не в смысле динамика). Дельфинчик вовсе не означает полет под облачной грядой, где работает сама гряда из облаков. Это может быть любой рад (цепочка) восходящих потоков , которые используем. Кстати, при “сухом” воздухе гряды и облака могут не образовываться, но тем не менее дорожки из потоков присутствуют, чем и пользуемся.

astr:

Необходимо понимать, что планерный спорт отличается от самолетного, вертолетного и д.р.
Ничем он не отличается, абсолюта нельзя достичь ни в какой деятельности.

Почему же отточить мастарство выполнения фигуры на самолете значительно легче погода и другие факторы не так на это влияют. Есть симуляторы, есть четкие требования, есть шаблон обучения. В общем есть четкое понимание стандарта и его выполнение-достижение. На самолете я ещё до взлета знаю как пролечу и когда сяду и как все будет выглядеть.
В планеризме этих стандартов просто нет, нет шаблонов, погода абсолютно разная, условия и требования разные. И вообще, все как в сказке — найди то не знаю что, используй это и ещё сделай это. Преобладает фактор неопределенности. Что говорить, если даже у нас разница в высоте в 50 метров бывает критической (один ушел , а другой сел) 😁

VVS2:

Финансирует государство?

Да.😃

По стоимости ЛА – можно за бугром взять б/у Пират, Кобру , Фока или Астир или ASW-15 и влезть в сумму от 1500- 3500 баксов. Конечно и это дорого, но все же. У нас многие покупают в складчину. Вот взяли недавно б/у открытый класс за 6500 на 4-рых.

Чем хорош планеризм – ты можешь быть трижды Мастер спорта, но быть элементарно “обутым” .😁

astr
Sergey_BSB:

Да элементарно

Если это настолько просто в ближайшие полеты сделайте обучающее видео, многим полезно будет, я без виража в приземном термике не удержусь и не выпарю.
Ладно, всё это филология. Сегодня получилось полетать, старт ~14 часов. Ожидаемого переразвития облачности не произошло, было ясно, с редкими быстро рассасывающимися облаками. Ветер переменной скорости, от 2-3 до 7-8мс, причем не резкими порывами, а длительно, по несколько минут - это характерный признак термического подсоса больших масс воздуха. Скороподъемность планера на моторе низкая, ~3мс, дохлый старый аккум, набор градусов под 30, на высоте ~40 метров идя на моторе посередине поля сразу воткнулся в хороший термик, буквально за 2-3 минуты ушел на ~250 метров, термик был настолько силён, что стал непрерывно делать петли, и их считать, через 50 петель (~5 минут) поднялся на ~400-500 метров, потом кто-то термик выключил, слил всю высоту. Потом последовало 5-7 попыток выпаривания с моторных подъемов 15-20 метров (так интереснее), не получалось, чуть поднимало, но потом сливало. На 8-й попытке, метрах на 10-ти поймал. Первые несколько десятков метров, подьем очень маленький, по 1-2 метра за вираж, термик узкий, полкруга в термике, половина нет, потом он становится шире и устойчивее. Засосало. На высоте ~200 метров, стал в непрерывную петлю, одновременно центрируя поток, и скашивая петли для прохода против небольшого ветра. Стал считать петли, на 100 остановился, высота была метров 700-800. Пристроился к пернатым друзьям орлам, штук 5-6 было, самолетик стал совсем маленький, не совру если предположу что было >1000. Сегодня в термиках летало всё, мусор, паутина, жирные чайки с городской помойки. Хороший был день…

VVS2
astr:

Хороший был день…

Поздравляю:) петлями в термике я не додумывался… А это куда проще и эффективнее, когда термик сильный:) РН вообще не нужен:)

Sergey_BSB:

/у Пират, Кобру

А новый или слегка БУ АС4-115, что скажете? Ну не хочу я ВЛЭК и весь сопутствующий геморрой. Хочу быть в СЛА, но с качеством 27+ 😃

Sereganike
astr:

Хороший был день…

Вы так здорово описываете 😃 А что была за модель?

Sergey_BSB

В конце прошлого года тестировали этот планер.
Отличный планер. Прекрасно управляется. Очень послушный. Легкий на земле и в воздухе. Все характеристики что заявляет производитель полностью подтвердились. Взлет и посадка совершенно без проблем. Кабина просторная и подойдет людям большого роста и больших габаритов.
Подробнее наши ребята про него пишут здесь:
paraplan.ru/forum/topic/132380

Sereganike

Завидую! Заветная мечта иметь и летать не просто на СЛА, а именно на планере с мотоустановкой.

astr
Sereganike:

А что была за модель?

Близард Тулиновского. Хоббийный мотопланер без спортивных амбиций. Битый-перебитый, живого места нет. Когда поймал его в руки - он аж холодный был, у земли жара, а наверху холодноооо… 😃
P/S Завтра прогноз такой-же, ахтунг повторится, новичкам очень рекомендую, все условия для выпуливания в стратосферу.