Делимся интересным опытом полётов - продолжение.

olgol
VVS2:

при этом в спирали с ветром, часть круга против ветра профиль распрямляю (двигаю ручку ближе к “скорость”), часть круга по ветру профиль загибаю, что отодвигает границу сваливания.

Если лететь в спирали с постоянной воздушной скоростью (оптимальной) то не нужно менять кривизну профиля на разных участках. То, что вы делаете, говорит о том, что вы разгоняете планер против ветра и замедляете по ветру (относительо воздушной массы конечно). Зачем?
Я понимаю, что это естественное желание, почти подсознательное, из-за визуального восприятия полета относительно земли. Но правильнее, вместо изменения кривизны профиля и воздушной скорости, держать постоянную скорость и давать планеру дрейфовать с ветром, если он в термике, конечно.

VVS2
olgol:

Но правильнее, вместо изменения кривизны профиля и воздушной скорости, держать постоянную скорость и давать планеру дрейфовать с ветром

Дык он и дрейфует. Степень протягивания вперед зависит от “наклона” термика. Если слишком сильный, увеличивается риск вывалиться в подветренную сторону термика. Если держаться ближе к наветренной стороне то и “домой” вернуться проще.
На параплане, до высот 200м, аналогичная тактика работает при наличии ветра 5-7 м/с.

olgol

Если речь о том, что наклон термика меньше “наклона” ветра, то согласен.
Хотя не уверен, что изменение кривизны профиля и скорости планера это оптимальный способ “протягивания”. Почему не просто изменением крена?
Если есть какая-то оптимальная скорость парения для данного термика, есть смысл держать ее примерно постоянной. Менать траекторию набора просто креном.
Или нет?

лерыч
olgol:

Если речь о том, что наклон термика меньше “наклона” ветра, то согласен.
Хотя не уверен, что изменение кривизны профиля и скорости планера это оптимальный способ “протягивания”. Почему не просто изменением крена?
Если есть какая-то оптимальная скорость парения для данного термика, есть смысл держать ее примерно постоянной. Менать траекторию набора просто креном.
Или нет?

Так называемое протягивание - это попытка лететь по овальной траектории, это значит часть траектории спрямлять… а лететь по более спрямлённой траектории с тем же креном и скоростью что и по окружности - невозможно, модель будет валиться-скользить на крыло в сторону крена без центробежной удерживающей окружность силы… а поэтому крен убирать или значительно уменьшать для выполнения протяжки приходится однозначно. Да и одинаковой скорости при “протяжках” не получится, только при полёте по кругу.

VVS2

Если термик имеет значительный наклон, то наблюдается эффект провала планера на части траектории “по ветру”, так же повышается риск подсрыва при развороте против ветра. То есть все неприятности, как при полете по ветру с дальнейшей попыткой развернуться против ветра. Поэтому на половине круга “против ветра” приходится переводить ближе к режиму “скорость”, а на половине “по ветру” тратить избыточную скорость чтобы отодвинуться от границы сваливания. При этом ядро термика так же центруется ближе к наветренной части. Такая фиговая погода у нас наблюдается когда приходит теплый фронт, термики сильно лежат, доходит до того, что лучше галсами или восьмерками обрабатывать, как в динаме, или вывешиваться на закрылках против ветра стоя на месте.

лерыч
VVS2:

Если термик имеет значительный наклон, то наблюдается эффект провала планера на части траектории “по ветру”, так же повышается риск подсрыва при развороте против ветра. То есть все неприятности, как при полете по ветру с дальнейшей попыткой развернуться против ветра. Поэтому на половине круга “против ветра” приходится переводить ближе к режиму “скорость”, а на половине “по ветру” тратить избыточную скорость чтобы отодвинуться от границы сваливания. При этом ядро термика так же центруется ближе к наветренной части…

… идея выглядит интересно конечно, тем более есть её сторонники, которые уже имеют опыт применения. Расскажите по каким признакам обнаружили положительный эффект… помимо общей продолжительности полёта, которая может произойти, возможно, по др.причинам.
Мой опыт показал мне, что значительно повлияла на более гладкий полёт в спирали в ветер более задняя центровка, более близкая к точке “безразличной” устойчивости… т.к. значительное уменьшение моментов влияющих на устойчивость, при более задней центровке, значительно уменьшают изменения тангажа модели - что уменьшает лобовое сопротивление от меньшего изменения тангажа, угла атаки крыла. И создаётся ощущение более гладкого полёта без потери скорости в спирали.
Со стартером темы как-то говорили на тему оперативного изменения в полёте ЦТ модели в нужной фазе полёта… вот как раз, например, для термального режима - вполне возможно… грузик по балке перетаскивать лебёдочкой 😃))

VVS2

Это все от погоды зависит.
Если при попытке делать ровные спирали в ветер планер устойчиво проваливается на консоль в фазе “по ветру”, применяю режим протягивания против ветра в режиме близком к “Скорость”.
Бывает так, что планер нормально дрейфует ровными кругами вместе с ветром, тогда не применяю такой режим. Так чаще бывает при северных направлениях ветров и перед холодным фронтом. Термики менее лежачие.

В любом случае, предпочтительнее режим лишний раз не менять, но если без этого никак, приходится выкручиваться.

olgol
VVS2:

Если термик имеет значительный наклон, то наблюдается эффект провала планера на части траектории “по ветру”, так же повышается риск подсрыва при развороте против ветра. То есть все неприятности, как при полете по ветру с дальнейшей попыткой развернуться против ветра. Поэтому на половине круга “против ветра” приходится переводить ближе к режиму “скорость”, а на половине “по ветру” тратить избыточную скорость чтобы отодвинуться от границы сваливания.

Я по-прежнему не понимаю физику этого явления.
Почему ‘эффект провала’ по ветру? Если держать постоянную ВОЗДУШНУЮ скорость, никакого провала не должно быть. Так ведь?
Это какие-то скрытые особенности термика, мне неизвестные? или просто типичная проблема с “разворотом по ветру” когда визуально с земли хочется замедлить планер по ветру?

лерыч

Может как раз и провал по причине неодинаковой скорости?.. какой еще может быть причина?
Я пытался спорить с моим товарищем Багрецовым Сергеем о том, что я считаю, что скорость модели в ветер (для самой модели) при её полёте по кругу неодинаковая даже при движении ровным кругом, улетая с ветром, а Сергей утверждал, что одинаковая. Я считаю тут надо копать!
Если договориться о том, что принимаем одни условия полёта модели…, то можно попробовать разобраться.
Как вариант : если неодинаковая, то в какой фазе полёта по кругу какая…, относительно вектора скорости ветра?

olgol

Сергей Багрецов прав. Тут не надо чичего копать 😃 все уже перекопано. Именно этого я и боялся - что у этого способа кружения с разгибанием и загибанием профиля ноги растут просто из давно известной иллюзии “разворота по ветру”.

Протягивание как способ центрования в термике имеет смысл, если ядро термика ‘отстает’ от ветра. Это вполне понятно и правильно. Протягивание (центрование в термике) осуществляется просто уменьшением крена, вплоть до нуля, смещением относительно ядра термика, и снова кренением и полетом по кругу. Именно так это делают и реальные планера.
Но все что касается загибания-разгибания профиля и ускорения-замедления (модели) планера - это все (по моему сильному убеждению) результат иллюзии ‘разворота по ветру’, много раз обсуждаемой на просторах интернета, и не имеет физической основы в смысле улучшения парения в термике.

лерыч
olgol:

Сергей Багрецов прав. Тут не надо чичего копать 😃 все уже перекопано…

… хорошо,
возьмём второй вариант - одинаковая скорость модели относительно ветра в котором он движется.
Тогда поясните почему планер проваливается в фазе движения в направлении вектора ветра(поветру)?

olgol

Пилот замедляет планер неосознанно.

MihaD

Представьте, что в стоячем воздухе крутите спираль и надо сместиться. Будете профиль гнуть туда-сюда?

VVS2

Предсьавьте, что “ветер в термике” не параллелен горизонту. Как будет меняться угол атаки, если кружить равномерно? Кто нибудь пробовал кружить в динамических потоках не меняя положение РВ? Кружить просто в ветер нет никаких проблем, но как только у ветра появляется некий угол относительно горизонта, начинаются приключения. Я летаю на параплане, и если ветер более 8 метров на высоте 1000, потоки приходится обрабатывать именно в режиме протягивания постоянно. Если просто ровно стоять в спирали тебя выталкивает в подветренную часть потока и в минуса под потоком. А параплан штука такая, с постоянной скоростью и радиусом летать умеет сам, но приходится немного мешать…

olgol:

осуществляется просто уменьшением крена, вплоть до нуля

Которое в ветер может сопровождаться сильным задиранием носа у планера и приходится отрабатывать рулем высоты. Я предпочитаю отрабатывать заброс легким разгибанием профиля, имхо, так планер идет увереннее.

VVS2

Мнение об опасности разворота по ветру идет исторически из области СЛА летающих преимущественно около горы, в условиях когда ветер не параллелен горизонту. Аналогичные условия могут возникнуть в термике с ветром.
В не термичном воздухе с ветром на равнине, нет никаких проблем с разворотом по ветру, угол атаки Ла не меняется, он просто дрейфует с ветром.

MihaD
VVS2:

Которое в ветер может сопровождаться сильным задиранием носа у планера и приходится отрабатывать рулем высоты.

Это не зависит от ветра. Точнее, не должно зависеть. В штиль при распрямлении витка нос тоже задирает. Если планер летит в ветер и в штиль по-разному, пилот что-то делает неправильно. И это не зависит от того, горизонтальный ветер, или наклонный. Физика, однако: переход из одной системы координат в другую.
Лично у меня тоже летит по-разному. 😦

VVS2

Иногда зависит, иногда не зависит.
По местным условиям и погоде, при южных и юго-западных ветрах часто зависит. При северных и северо-западных, в термиках тащит вверх как в трубе и ничего не зависит.
Центровки я тоже люблю ближе к нейтральным.

Taboo

Я предлагаю считать, что в теории не зависит.
Но все мы делаем ошибки при развороте по ветру.
Поэтому, согнуть крыло при полёте по ветру поможет исправить ошибку пилотирования.
Сам люблю подвешивать планер при полёте по ветру. (Это не правильно.) А потом удивляюсь: -“Куда пропал термик?” Но в отличие от многих, я знаю где его снова искать. 😃

VVS2
Taboo:

А потом удивляюсь: -“Куда пропал термик?”

Да вроде не пропадает он, но если завафлил и лишнего по ветру передержал, приходится из минусов обратно к ядру пробиваться. Благо почти всегда ясно где ядро, но не всегда радиуса разворота хватает, либо не всегда удается развернуть желаемым образом с минимальными потерями скорости (турбулентность). Если при этом случается досадное “подсорвал” то все еще печальнее 😃
Избыток скорости на участке против ветра вроде ничем плохим не наказывается, а нехватка скорости на участке по ветру наказывается:)

olgol
VVS2:

Мнение об опасности разворота по ветру идет исторически из области СЛА летающих преимущественно около горы, в условиях когда ветер не параллелен горизонту. Аналогичные условия могут возникнуть в термике с ветром.
В не термичном воздухе с ветром на равнине, нет никаких проблем с разворотом по ветру, угол атаки Ла не меняется, он просто дрейфует с ветром.

Не согласен. Все это эффект ‘иллюзии’ от того что пилот видит землю (СЛА возле горы) или стоит на земле.

Представьте себя в планере на хорошей высоте. Под вами плотный слой облаков до самого горизонта. Землю не видно вообще. Вы кружите в термике (чисто по вариометру). Центруетесь как надо, перемещаясь относительно ядра термика. Да, при выходе из виража нужно давать РВ от себя. Это всем пилотам известно (кто пилотировал ЛА сам). Также как и при входе в вираж нужно тянуть РВ на себя. Разгибать профиль надо? Наверное, можно, если это предпочтительный способ управления по тангажу. Но можно и просто РВ работать, как все ‘нормальные’ люди 😃 это очень короткие маневры и загибание/разгибание только усложняет процесс.

Теперь представьте, что воздушная масса, и ваш ЛА вместе с ней, и слой облаков (!), движутся относительно земли с огромной скоростью (== ветер). Но вы этого не видите и даже не замечаете. Под вами облака. Вы как кружились в вираже, так и кружитесь. Термик поднимает вас вверх. Угол атаки ЛА никак от этого ветра не зависит. По ветру или против ветра - вы даже понятия не имеете куда этот ветер дует.

Но стоит только поставить пилота на землю и дать ему передатчик в руки, как сразу же возникает куча странных физических явлений 😃 - скорость вдруг меняется по ветру и против ветра. Угол атаки ЛА даже меняется. Это все иллюзии от того, что трудно находиться в неподвижной системе координат и (визуально!) управлять самолетом в движущейся системе координат.