Twin Astir 1:5, старая модель
Добрый день.
Прикупил планер с одним крылом, длиной 174 см, макс. толщина профиля 36 мм, хорда у корня 25 см. Планер из каталога прошлого века, весьма добротно сделан, надо сказать. Второе крыло отсутствует.
Есть возможность приобрести немного другие крылья для этого планера: каждое крыло имеет корневую хорду той же длины, профиль чуть тоньше (33 мм), размах одного крыла 224 см. Т.е., примерно такие же, но не совсем.
Понятно, что ЛА с новыми крыльями будет обладать… другими (непредсказуемыми) характеристиками. Но как считаете – будет летать, имеет смысл попробовать? Уж очень приглянулся.
Не только можно, но даже нужно попробовать.
Если профиль отличается не сильно, то с такими размерами характеристики будут не хуже, а возможно даже чуть лучше.
Не только можно, но даже нужно попробовать.
Спасибо, я было подумал, меня сейчас заклюют «чего ещё выдумал!».
Заклюют…если в небо птицу не выпустите…
Прикупил планер
Полетит и ещё как здорово ! Просим подробнее с фото освещать тут процесс сборки нового планера !
Я так понял, что на новых консолях есть только элероны и тормозные щитки ? Флапперонов нету ? Мне бы не хватило на таком размахе управляемости. Я на своих 4-х метровых планерах с двойными рулями на консоли настраивал микс элерона с флаппероном для лучшей маневренности по крену. Но если для спокойного и размеренного полёта то должно хватить. Удачи и ждём фото !
Просим подробнее с фото освещать тут процесс сборки нового планер
С удовольствием! Как обычно благодарен за любую критику и советы. Cорри не сразу отвечаю: пока базарили за крылья, пока съездил забрал их за 200 км… в общем, теперь крылья и планер дома.
Как раз закончил очередной ремонт (пока не облётывал, жду погоды), так что можно приняться за эту птицу. Это первый мой “чистый” планер, без мотора. Либо придётся в клубе просить меня “поднимать”, либо запускать с амортизатора, либо ездить на гору, где всегда восходящие потоки есть (а это далеко). Планер Twin Astir, масштаб 1:5, модель из каталога 1978-1979 годов. Сделан добротно, вес немаленький, но приемлемый, крепкий корпус. Достался мне после аварийной посадки, с дырками в фюзеляже (мною были уже выложены стеклом на эпоскиде, затем вышкурены). Нужно заделать ещё несколько дырок и огрехов в фюзе, затем шпаклёвка-грунтовка-покраска. Ну и конечно изготовление фонаря и подгонка крыльев.
есть только элероны и тормозные щитки ? Флапперонов нету ?
Нет, только элероны и торм. щитки. Я тоже люблю “подруливать” закрылками вместе с элеронами, но тут закрылок нет. На глаз площадь элеронов маловата для такого размаха - не знаю, почему конструктор решил сделать так. Но думаю для парения должно хватить, никакого пилотажа не предполагаю. Крылья сделаны по технологиям 80-х, привод элекронов качалками - все это безжалостно убираю и ставлю сервы прямо в крылья (только торм. щитки будут приводиться из фюзеляжа одной сервой).
Размах родных крыльев 3,6 м, купленных 4,5 м. Ложемент крыльевых лонжеронов (просто металлический брусок в фюзеляже с щелью для них) тоже заменить придётся, слишком узкий. Пока не сталкиваться с такой стыковкой лонжеронов (был просто штырь, который в крылья вставляется), интересно попробовать.
Ну так если грядут серьёзные доработки может имеет смысл и флаппероны вырезать?
может имеет смысл и флаппероны вырезать?
Можно… однако мне кажется имеет смысл скорее увеличить площадь элерона, ведь тормозные щитки уже есть.
У меня есть ещё планер Last Down с размахом 3,6 м, с закрылками: насущной необходимости в них я до сих пор не почувствовал - да, выпускаю на каждой посадке, но планер нормально летит и без них. Разве что пользуюсь закрылками при торможении, если нужно срочно потерять высоту (“бабочка”).
Крылья обмерял, приложив родное крыло.
Корневую нервюру и лонжерон придется немного доработать: сточить у передней кромки и нарастить сзади по форме фюзеляжа (см. фото). Площади элеронов примерно одинаковы, родной элерон примерно на 2 см длинее.
В фюзе и на крыльях используется старая система состыковки крыльев. Лонжероны представляют собой стальные пластины 15х2 мм, которые в свою очередь вставляются в стальной П-образный профиль в фюзеляже (ложемент). В старых системах стыковки крыльев ширина стальных пластин соответствовала размаху крыла: 12 мм – размах до 3 мм, 14 мм – размах до 4 м, 15 мм – размах больше 4 м. В моём случае размах больше 4,5 м.
Проблема вот в чём: ширина лонжерона в родных крыльях - 14 мм, а в новых крыльях – 15 мм (толщина одинакова, 2 мм сталь). Самым простым решением было бы сточить по 1 мм с 15 мм пластин и использовать ложемент в фюзеляже. Но выдержит ли?
Система старая, достать оригинальные детали уже невозможно.
Выдержит.
В последние дни удалось прикупить старую систему состыковки крыльев, нашёл случайно. Теперь ничего стачивать не придётся, но корпус для вставки крыльев в фюзеляже придётся заменить.
Перед тем, как «выбить» старое крепление из фюзеляжа, решил измерить угол установки родных крыльев: уж очень он мне велик показался. У меня получилось около 5 град.: хотя профиль довольно толстый и наверняка допускает большие углы атаки (поляру не видел), можно предположить, что планер летал в режимах, близких к срывным. Может потому и грохнулся?
Eсть желание немного уменьшить угол установки крыльев - хотя бы до 3-4 град. Что скажете? Большого опыта не имею - мой фанфлай с очень толстым профилем успешно летает с заклинeнием 2,5-3 град. (при других числах Re).
Угол установки менял на стабилизаторе, подкладывая под передний край шайбы до того момента, как полёт становился комфортным. На моем большом планере в итоге угол атаки получился около 1 градуса. 5 это мне кажется очень много, может измерения не точны?
Линию на фюзеляже вижу, а вторую как проводили?
Это которая на фюзеляже через нос и хвост фюза?! Ниже места установки крыла? Это она? Вторая линия должна быть параллельна линии установки стабилизатора. Фюзеляж тут абсолютно не при чём, он не принимает никакого участия в определении угла атаки.
Фюзеляж такого планера конструктивно в полёте находится под углом к линии полёта, он как бы летит носом вниз. Посмотрите фото планеров парителей F5J . У них У всех нос чуть вниз.
Линию на фюзеляже вижу, а вторую как проводили?
Это которая на фюзеляже через нос и хвост фюза?! Ниже места установки крыла? Это она? Вторая линия должна быть параллельна линии установки стабилизатора. Фюзеляж тут абсолютно не при чём, он не принимает никакого участия в определении угла атаки.
Должен признаться, что в определении угла установки крыла я пока новичок: только сейчас до меня дошло, зачем меряют угол установки и стабилизатора в том числе. В данной ситуации я просто провел среднюю линию фюзеляжа и от этого отталкивался. В профиле крыла действовал по правилам – взял хорду профиля (крайняя точка в передней и задней части профиля), с её помощью и замерял.
Прицепил ради интереса стабилизатор. Результат неутешительный – думаю, угол установки там даже не 5 град, а не меньше 6. По всему судя, стабилизатор стоит в неверном положении (заметны следы регулировки угла установки).
Мне кажется, что нужно уменьшить угол установки крыла, а потом подстраивать стабилизатор?
Угол установки менял на стабилизаторе, подкладывая под передний край шайбы до того момента, как полёт становился комфортным. На моем большом планере в итоге угол атаки получился около 1 градуса.
Вот это интересно – у меня есть ещё два больших летающих планера (3,6 м размах). Во время облёта опытные моделисты предложили мне обратить внимание на угол установки стабилизатора (сначала долго возились с ЦТ - грузики ставили-летали, в итоге двинули максимально назад): по ощущениям, его нужно чуть увеличить (на пикирование).
Как вы определяли «комфортность» полёта, т.е. как выбирать угол установки стаба, можете описать?
Могу, но лучше по ватцапу. Номер скину в личку.
Если вкратце, то старался в первую очередь определиться с рекомендованной производителем центровкой. В Вашем случае искать данные для того планера, с чего у Вас крылья. Так как центровка зависит и от профиля и от его толщины и ещё кучи всего. Можно сознательно сдвинуть центровку чуть вперед, мм на 5. Для такого размера планера это не критично. Потом если возможно установить начальное положение стабилизатора , без изменений . И вперед ! Планер будет моторный ? Взлет с рук , или может с тележки ?
Комфортный полет определяется когда планер на своей крейсерской (средней) скорости идет ровно с брошенными стиками управления, то есть РВ в ноле. При увеличении скорости обычно планер переходит в набор высоты, так как угол атаки начинает работать , при уменьшении “зависает”, что чревато сваливанием.
Ваше нижнее фото не очень четкое, не могу точно определить линию стабилизатора. При переносе фото в компас между линиями профиля и стабилизатора угол у меня вышел 4,5 градуса. Я бы приподнял переднюю кромку стабилизатора, и не трогал бы крыло. Не зря производители так задумали.
На своём планере 5,5 метра я поднимал кромку стабилизатора примерно на 2,5 мм.
Комфортный полет определяется когда планер на своей крейсерской (средней) скорости идет ровно с брошенными стиками управления
Я так и думал.
Планер предполагаю безмоторный, взлёт либо буксировкой, либо с амортизатора (это на аэродроме). В идеале буду ездить на гору и ловить восходящие потоки - моделисты мне клялись, что там ещё ни разу не было дня без термиков. Склон горы довольно крутой, бросил планер в долину и дальше его поднимает как на лифте.
www.facebook.com/…/3150216901764678
это его взлет с тележки и немного полета. На нём я даже термики ловил и летал с одного взлета по 5 -7 минут.
а это на горе в динаме
бросил планер в долину и дальше его поднимает как на лифте
примерно как тут -
это его взлет с тележки и немного полета
Шикарно. Холмы есть холмы.
У нас аэродром - небольшое поле метров 300 на 200, недалеко от аэропорта. Вокруг поля и небольшие лесные массивы. С термиками неважно (скорее динамы), а когда дует северный ветер, он вообще делает в одном месте между лесами такую воздушную воронку, что дважды чуть модель не разбил: летит себе самолёт или планер и вдруг как-будто воздух из-под него выдернули, качнулся с крыла на крыло, крен под 60-70 градусов и носом к земле. Вывел оба раза, но перетрухал здорово.
И все же один раз поймал термик классный на границе поля: рядом коллега летал с мотором минут 10-15, а я нашёл местечко на краю поля и за все 15 минут пока он летал так мотор ни разу и не включил. Он бак топлива спалил, а я только чуть-чуть аккума потратил. 😃
Он бак топлива спалил, а я только чуть-чуть аккума потратил. 😃
Вооот одно из преимуществ, которое многим самолетчикам не понять 😉