Ремонт угольного фюзеляжа

Taboo

Мне в личку пришло сообщение.

Сергей, добрый день!

Я помню Вы выкладывали видео, где ваш сын чинит фюзеляж металки (закачивает внутрь шарик).
Не могли бы Вы кинуть ссылку на видео? Поломал свой, хотелось бы глянуть, как чинить.

Отвечу тут, может ещё кому будет полезно.

Ютуб прознал, что мелкому мало лет и заблокировал его акаунт. И похерил все его ролики. Надо искать исходник. это будет не быстро.
Про ремонт. Я весь ремонт делю на 3 фазы.

  1. Зафиксировать с востановлением геометрии.
  2. Усилить изнутри.
  3. Усилить снаружи.
    В зависимости от повреждения, что-то можно совмещать.
    Если сломан фюз в районе кабинки, то мой план следующий.
  • убираю все внутренности.
  • с наружи, на циакрине приклеиваю полоски заранее отформованного однонаправленного угля. Тем самым восстанавливаю геометрию.
  • вышкуриваю внутреннюю поверхность.
  • кладу один-два слоя угля на смоле, в зависимости от места и повреждения.
  • после высыхания отдираю полоски угля снаружи и вышкуриваю место слома практически до нового внутреннего угля.
  • приклеиваю на смоле несколько слоёв угля.
    Место, куда клею уголь смазываю смолой, а сам уголь отжимаю салфеткой. Внутри уголь лежит под своим весом - ничем не прижимаю. Если плохо ложиться, то, когда смола начинает густеть, прижимаю уголь пальцем. Он хорошо прилипает. А снаружи оборачиваю полиэтиленом и заматываю скотчем. Если полиэтилен лёг без складок, то потом даже шкурить не надо будет.
    Если сломана балка, то от старых сломанных фюзеляжей нахожу/отпиливаю кусок балки, который по диаметру идеально входит внутрь. На смоле вклеиваю этот кусок. После засыхания накладываю уголь снаружи, как в первом случае.
    На видео фюзеляж был сломан пополам в таком месте, где в сечении была сложная форма. Трубку для вставки не подобрать. Поэтому план был следующий:
  • убрать тяги.
  • вышкуть внутреннюю поверхность.
  • положить полоски однонаправленного угля внутри.
  • снаружи зафиксировать на циакрине полосками заранее отформованного однонаправленного угля (как в первом варианте).
    И тут возникает вопрос, а как прижать уголь внутри?
    Первое, что пришло в голову - раздувочный мешок. Засунуть шарик и его надуть. Причём большое давление там не нужно. надо только, чтобы уголь прижался к фюзеляжу. В мастерской оказались только шарики, с которыми я формую фюзеляжи. А их диаметр оказался меньше, чем сечение в месте слома. Опыт говорит, что если раздувать такой шарик без “упоров” в торцах, то он лопнет.
    Поэтому был сделан раздувочный мешок из полиэтилена. Но надувать его воздухом я не решился по той же причине.
    И тут я вспомнил о давлении водяного столба. Давление не зависит от толщины трубки и объёма мешка, а зависит только от высоты. 1 метр соответствует 0.1 атмосфере, что достаточно для прижатия угля.
    Поэтому мешок резинкой был примотан к алюминиевой трубке. И засунут внутрь передней половинки сломанного фюзеляжа. Трубка выходила через кабинку. А из сломанного конца торчит уголь а внутри него смятый мешок. Вся эта кукла засовывается внутрь задней части фюзеляжа. И сверху фиксируется полосками заранее отформованного однонаправленного угля на циакрине. В этот момент очень важно правильно восстановить геометрию.
    После этого фюзеляж ставится в вертикальное положение и в трубку заливается вода. Давление в мешке расправляет уголь и после застывания смолы можно шкурить и накладывать уголь снаружи, как в первом варианте.
Baloo
Taboo:

А снаружи оборачиваю полиэтиленом и заматываю скотчем. Если полиэтилен лёг без складок, то потом даже шкурить не надо будет.

А почему не термоусадкой? При ее использовании складки практически исключены, да и смола лишняя выдавится

Serpent

Смола может начать пузыриться и течет раньше, чем термоусадка обожмется.
Удобно в работе, но результат не стабилен…

chiken

Привет всем ! Поделюсь собственным опытом…в клубе много молодых пилотов и поломки не редкость…сначала мы прихватывали цианокрином , что бы выставить и зафиксировать , следом шкурили и оборачивали углетканью…но со временем ломается опять…потом мы подбирали куски от старых балок и делали бандаж изнутри , а потом снаружи…громозко и не совсем удобно…недавно у нас отремонтировали следующим образом: сначала намотали слой пищевой плёнки ниже поломки …потом несколько слоёв угля до полного высыхания и получаем точную копию конфигурации сечения фьюза…разрезаем по оси и снимаем с фьюза…расширяем разрез , подгоняя по внутренней поверхности (вставляется как пружинка и создаёт хороший прижим к внутреней поверхности)…шкурим внутри фьюза и собираем на смоле …можно подождать , до полной фиксации изнутри , а можно и сразу снаружи положить латку…

Taboo
Baloo:

А почему не термоусадкой? При ее использовании складки практически исключены, да и смола лишняя выдавится

Можно термоусадкой, но не всегда есть под рукой нужного диаметра.
При помощи термоусадки из ровинга даже делают угольные прутки произвольной формы.
А вот лишнюю смолу надо убирать заранее. Я промакиваю салфеткой после пропитки, но можно и после наматывания/формовки промакнуть. Но выдавливать термоусадкой - это плохой тон. 😃

Trofim

Однажды пришлось ремонтировать фюзеляж металки после неудачной встречи с планетой(зевок на посадке) 😦
Ну и для “истории” снял то,как решил исправить конкретный несчастный случай.Конечно кто то может и как то по своему,по иному подойти к решению похожей задачи.У меня было так.Использовал ЛАРИТ,спред(в два слоя),презерватив,скотч,модельный нож и кусочек пеноплекса.

10 days later