Ошибки при наборе высоты F5J (немного геометрии)
В очередной раз заметил, что на взлете набираю высоту меньше, чем планировал. Стал разбираться и понял, что проблема намного глубже, и дело тут в особенностях зрения и восприятия визуальной картинки.
Вот стандартный набор высоты «от себя», угол наклона траектории в пределах 30…45 градусов. Смотрим на планер снизу, отслеживаем видимый размер В (размах), и с учетом дальности определяем текущую высоту. Это самая простая ситуация, и погрешности определения высоты минимальны.
Но вот мы делаем набор с разворотом вбок (для выхода в намеченную зону), и все становится намного сложнее. Размер В постоянно меняется, как и дальность, и определить дальность до модели становится намного труднее.
Мозг по-прежнему ориентируется на размах, хотя размер В теперь в разы меньше. Как результат, я вместо запланированных 150-160 м часто прекращал набор на высоте 130-140 м. Очень часто такая нехватка высоты становилась фатальной, «вылезти» и отлетать 10 мин. не удавалось. Порой ситуация ухудшалась еще больше. На большом удалении модель вырождается в точку, и мозг переходит на «более ленивую» схему определения высоты. Примерно прикинув дальность, он «вычисляет» угол линии визирования, при котором будет обеспечена нужная высота набора. Погрешность при этом возрастает многократно! Дело в том, что бинокулярному зрению свойственны большие погрешности на больших дальностях. Пример: сделайте ворота шириной в метр для радиоуправляемой машинки, и попробуйте проехать через них при условии, что вы стоите на линии ворот. На расстоянии свыше 20-30 м задача становится почти невыполнимой. Поэтому на автомодельных соревнованиях пилоты, как правило, находятся на высоком подиуме, чтобы видеть трассу сверху. Бинокулярное зрение работает хуже, если один из глаз более близорукий (мой случай).
Еще один способ, используемый подсознательно: сравнение высоты точки (модели) с высотой деревьев h (или других ориентиров) на земле. Здесь источник погрешности – разность в дальности по земле модели и ориентиров.
Даже при хорошем зрении возможны ошибки, снижающие результат. Предположим, мы загнали планер на высоту 130 м, дальность по земле – 300 м.
Модель впереди нас, ее сносит ветер со скоростью 4 м/с. При нормальной скорости снижения 0,3 м/с и длительности виража 10 с за виток спирали планер приблизится к нам на 40 м и снизится на 3 м. Но угол визирования модели увеличится на 2,6 градуса! Без учета уменьшения дальности будет ощущение, что выполнен набор 16 м. На деле это так не воспринимается, учет дальности вносит коррективы, но все равно, можно словить иллюзию, что ты в наборе высоты в потоке. Иллюзия пропадает, когда модель подлетит поближе, но к этому времени потеря высоты может стать весьма большой. Много раз после полетов, просматривая записи с лимитера, я убеждался: не поймал я никакого потока, так и шел со снижением. Подобная иллюзия особенно опасна, если в данный момент планер – в нисходящем потоке. Пока что единственное доступное решение – тренировать глазомер. Подавляющая часть тренирровочных полетов должна выполняться с лимитером. Тем более, что просмотр его записей даст потом много полезной информации (например, что много времени проторчал в нисходящем потоке, вместо того чтобы побыстрее обнаружить это и уйти в другую зону). Сложная ситуация – полеты «в синеве», когда на небе ни облачка. Обычно для определения потока я делаю виток-другой спирали, и по проекции на облака можно отследить набор. С «синевой» такой номер не проходит, и можно потратить много времени (и высоты) пока сообразишь, что лучше перейти в другое место.
Думаю, большинству эти «фокусы» хорошо знакомы, но почему-то эта тема совсем не освещается. А ведь именно из-за потери навыков глазомера в начале сезона особенно трудно выдать хороший результат на соревнованиях.
Небольшое дополнение по определению дальности. На “Кубке России” в Алферьево Антон Сушицкий заходил на посадку над лесом, будучи уверен, что уже прошел кромку. На деле планер оказался дальше и зацепил дерево.
Летая в большой группе или вблизи наземных препятствий, всеми силами избегайте совмещения проекций планера и других объектов! Это единственная гарантия от столкновения.