Динама и модель
если попытаться зависнуть
Я читал, что попытка зависнуть является самой распространенной, и самой большой ошибкой при полетах в динаме. Всячески избегаю этого.
А вот центровка, расходы и триммера очень сильно влияют. С двойными расходами (и даже с одинарными, по инструкции) Торнадо ХХ не летит в динаме. Надо сильно поджимать расходы. Всего один щелчек триммером в два раза ухудшает летные способности. С ЦТ особо не игрался, поскольку пока летает, а маневрировать весом затруднительно.
Если у тонкой Торнады тот профиль, который я видел (низ практически плоский) и отсутствует крутка (которой я не заметил), то все довольно хреново…
Сильно изогнутый профиль (а у нее именно такой) при правильной с точки зрения устойчивости по тангажу центровке требует большого S, которое на Торнадо получается задиранием рулей. А это резко ухудшает аэродинамическое качество модели. Так что, желательно перевести центровку в область неустойчивости по тангажу (сместить назад) и постоянно работать рулем высоты… Возможно, именно на это и рассчитана Торнадо (бойцовка).
Еще очень полезно было бы определить при разных центровках оптимальные скорости полета (наибольшее аэродинамическое качество, наименьшая скорость снижения). Как это сделать реально - не представляю (по крайней мере для своего планера я и то и другое определить не сумел - уж очень много всяческих потоков вокруг.)
И еще очень полезно научиться забрасывать Тонадо повыше - буквально каждый метр высоты очень часто резко увеличивает вероятность дальнейшего парения.
Если у тонкой Торнады тот профиль, который я видел (низ практически плоский) и отсутствует крутка (которой я не заметил), то все довольно хреново…
Сильно изогнутый профиль (а у нее именно такой) при правильной с точки зрения устойчивости по тангажу центровке требует большого S, которое на Торнадо получается задиранием рулей. А это резко ухудшает аэродинамическое качество модели. Так что, желательно перевести центровку в область неустойчивости по тангажу (сместить назад) и постоянно работать рулем высоты… Возможно, именно на это и рассчитана Торнадо (бойцовка).
Еще очень полезно было бы определить при разных центровках оптимальные скорости полета (наибольшее аэродинамическое качество, наименьшая скорость снижения). Как это сделать реально - не представляю (по крайней мере для своего планера я и то и другое определить не сумел - уж очень много всяческих потоков вокруг.)
И еще очень полезно научиться забрасывать Тонадо повыше - буквально каждый метр высоты очень часто резко увеличивает вероятность дальнейшего парения.
Что значит сильно изогнутый? Вы имеете ввиду относительную толщину профиля? Она как раз у этой модели не очень большая, по сравнению с другими. Задраное нейтральное положение элевонов является особенностью всех летающих крыльев, их проблемы как известно заключаются в сложностях достижения стабильности полета, управления и маневренности. Смещение центровки назад на этой схеме приводит как раз к полной потере управляемости, диапазон центровок тут очень узок, в данной модели он просчитан до миллиметра. Устойчивое положение модели никогда не должно достигаться работой рулей, самолёт должен летать ровно при брошеных ручках!!!
Так что, желательно перевести центровку в область неустойчивости по тангажу (сместить назад) и постоянно работать рулем высоты…
К сожалению при этом проявится ещё одна проблема, при входе в восходящий поток нос будет задираться и крыло будет , как бы , отбрасывать назад. удержаться возможно но некомфортно. по крайней мере на алуле это выглядит именно так.
Сегодня полетали с Adekamer в крылатском.
Ещё раз имел возможность убедиться что птичка лучше 😃
если торнаде удавалось пройти приземный слой то дальше леталось вполне.
Но алула то это место просвистывает просто от броска.
Ну и подинамичней она всё таки. резкий пилотаж вплотную к земле не вызывает страха за модель.
на торнаде я бы так побоялся.
Надо отдать должное, летал Adekamer очень прилично 😃 опять же в компании веселей…
Максим , Вы мне лстите 😃
по поводу птички и утюжка : когда начался более сильный ветер - алула тоже вела себя не очень
вот тут и стоит вопрос в выборе конкретной модели - что сможет прошибать первые несколько метров и летать уже достаточно хорошо при широком диапазоне скорости ветров
Например сегодня при слабом ветре - Ваша птичка была вне конкуренции
а уже когда начался сильный ветерок - стало уже некомфортно
зато время полета торнады несколько увеличилось - и прошибает встречный ветер сильный торнада лучше
по поводу забрасывания торнады итд: хочу попробовать резинку использовать - причем в сильно упрошенном варианте - нежели как с классическими планерами 😃
тк вчастности торнада здорово набирает высоту - при броске - пока есть скорость - в основном за счет большого угла атаки к ветру
резинка даст несколько больший импульс чем простое забрасывание за заднюю кромку
Завтра обещают хороший ветерок - правда направление северно-западное вот думаю опять полетать в крылатском
Что значит сильно изогнутый?
Задраное нейтральное положение элевонов является особенностью всех летающих крыльев, их проблемы как известно заключаются в сложностях достижения стабильности полета, управления и маневренности. Смещение центровки назад на этой схеме приводит как раз к полной потере управляемости, диапазон центровок тут очень узок, в данной модели он просчитан до миллиметра. Устойчивое положение модели никогда не должно достигаться работой рулей, самолёт должен летать ровно при брошеных ручках!!!
Изогнутый - имеет большую кривизну средней оинии (низ плоский, а местами даже вогнутый, а верх выпуклый). Если посмотреть статистику планерных профилей, то кривизна у них - 1.5% - 2%, а у Торнадо, если исключить элевон, кривизна больше. А ведь для ЛК обычно применяются профили меньшей кривизны, чем для классики. Я мог бы привести еще несколько моментов, которые в профиле Торнадо сделаны не так, как это нужно делать, но получится долго, непонятно и скучно…
О центровках. Я знаю, что у ЛК и Торнадо в частности диапазон устойчивых центровок очень мал. Тем не менее, в этом диапазоне, центрвку можно двигать… 😃
По поводу полета на “брошенных ручках”. Согдасен в целом (сам такие стараюсь делать), но есть масса исключений - пилотажные и бойцовки (к которым формально можно отнести Торнадо).
В субботу внимательно осмотрел Торнадо. Единственное , что можно предложить для улучшения ее качества (без капитальных переделок) - улучшить форму элевона. Сейчас он имеет толщину задней кромки 4-5мм, а это дает приличное сопротивление. Я бы сделал заднюю кромку толщиной 1-1.5мм, сделав нижнюю поверхность элевона выпуклой (срезается на клин снизу задняя половина элевона, а затем полученный тупой угол на нижней поверхности стачивается, чтобы получить дугу окружности).
В субботу летали. Ветер был от нуля до очень сильного (метров 10-12). В целом Торнадо неплохо парила, но осталось то, о чем уже говорили - проблема заброса повыше. Очень часто внизу совсем не держало…
По поводу полета на “брошенных ручках”. Согдасен в целом (сам такие стараюсь делать), но есть масса исключений - пилотажные и бойцовки (к которым формально можно отнести Торнадо).
Можно подробей? я просто летал и на том и на другом, и ни разу нигде не видел и не слышал чтобы так делали.
Уважаемый Сергей: дело в том что моя торнада имеет усиление элевонов, те я верхнюю плоскость наклеил бальзы
потому они и толстые такие
Торнада - это торнада
ее надо уметь забрасывать - я пока не приноровился - если удовалось кинуть ее так - что она набирала высоту и отходила от гребня - летал - нет - например рано выводил в горизонталь или сносило назад - то все плохо
внизу торнада не вытягиват - тяжеловата
единственная серьезная проблема торнады - это на виражах потеря скорости и высоты
торнада любит скорость, очень любит
умные люди дали совет мне как забрасывать торнаду - скоро опробую
и еше опробую мини резинку для заброски
а потом, на торнаду можно в любой момент установить двигатель и фотоаппарат - и летай снимай окресности 😃
Я же видел Торнаду и твои полеты на ней 😃 Основная проблема действительно в забросе! Если получится забросить, то летать будет как миленькая несмотря на все ее недостатки.