Разворот со скольжением

Albert

Вчера при сильном ветре разворачивался на 7-10 м. Вдруг поддуло, и планер резко развернулся по ветру буквально вокруг кончика крыла, и сыпанулся вниз. Выдернул “на себя”, но приложился к бетону и проскреб по ветру прилично.
Сегодня в полете попробовал имитировать: положил в крен гр. 30, ручку чуть на себя, и интенсивно руль поворота в выраж. Сам не ожидал, насколько быстро модель развернулась на 180 гр., но после этого планер шел вниз с тангажом -15-20 гр.
Предполагаю, что “соскальзываю” на внутреннее крыло, угол V консолей небольшой, а эффективность киля (или руля?) слишком высока. Может, стоит уменьшить киль?
Планер вот этот:
rcopen.com/files/4635f6889970730077f9e511
rcopen.com/files/4635f6609970730077f9ce54

Dmitry_D
Albert:

Вчера при сильном ветре разворачивался на 7-10 м. Вдруг поддуло, и планер резко развернулся по ветру буквально вокруг кончика крыла, и сыпанулся вниз. Выдернул “на себя”, но приложился к бетону и проскреб по ветру прилично.
Сегодня в полете попробовал имитировать: положил в крен гр. 30, ручку чуть на себя, и интенсивно руль поворота в выраж. Сам не ожидал, насколько быстро модель развернулась на 180 гр., но после этого планер шел вниз с тангажом -15-20 гр.
Предполагаю, что “соскальзываю” на внутреннее крыло, угол V консолей небольшой, а эффективность киля (или руля?) слишком высока. Может, стоит уменьшить киль?
Планер вот этот:
rcopen.com/files/4635f6889970730077f9e511
rcopen.com/files/4635f6609970730077f9ce54

Ну так работай рудером по-аккуратнее

Taboo

Это стандартная ошибка.
Модель летит относительно воздуха, а инерция у нее относительно Земли.
Когда ветра нет – все просто.
Ветер может мешать, а может и помогать.
При развороте скорость модели относительно Земли остается постоянной, а относительно воздуха уменьшается на две скорости ветра!!! Модель «подвешивается» и падает.
Поэтому в разворот надо входить на скорости!
Если сложно определить необходимую скорость или рука не подымается дать от себя, я советую вначале повернуть на 45 градусов в противоположную сторону. На мгновение зафиксировать модель. (В таком положении модель уже имеет достаточную скорость для разворота.) И только потом разворачиваться.
Что касается быстроты разворота – дело вкуса и обстоятельств.

Albert
Taboo:

При развороте скорость модели относительно Земли остается постоянной, а относительно воздуха уменьшается на две скорости ветра!!!

Что-то в этом объяснении не то…

dron=
Albert:

Что-то в этом объяснении не то…

так полагаю, Taboo имел в виду разворот из полета “против ветра” в полет “по ветру” , то есть на 180гр

Albert

Нашел более простое объяснение. Руль поворота действительно слишком эффективен. Переборщив, загнал планер в положение, похожее при зацепе крылом об кочку при посадке. При этом внешнее крыло имеет больше скорость и бОльшую подъемную силу. На посадке получается “циркуль”, когда модель может просто перевернуть на спину. И в полете налетел на похожее. Уменьшу руль поворота % на 25-30.
(Когда удлинял крыло, думал, вертикальное оперение будет мало. На деле же получилось, что перестраховался).

MUH

Очень похоже на штопор.
На 2,6 метровом Зевсе попадал несколько раз. Помогало: сразу ручку от себя до упора, элероны и руль нейтрально и набирать скорость. Если высоты мало >-… зизец.

Taboo
MUH:

Очень похоже на штопор.

Вот и я говорю - потеря скорости, зависание и сваливание.
Эффективность руля, конечно, всегда можно уменьшить. Но если у вас руль отклоняется на 20 - 30 градусов, то уменьшать не стоит.
Помните, что аппаратура управления пропорциональная, а не дискретная.

flysnake

Одна из основных ошибок при развороте с большим креном - недостаточное взтие ручки на себя. При этом модель опускает нос и не желает выходить из виража. Если ручку взять на себя сильно, то центробежная сила выталкивает нос модели вверх… Правда, для этого нужно иметь запас скорости. А вообще-то, виражи с большим креном выполняются на планере только в “экстремальных случаях”, а вообще-то надо стремиться все делать очень “плавно и мягко” - меньше потери высоты 😃

Albert

В моем случае в начале маневра крен не превышал 25-30 гр. Ручку брал на себя слегка. Все из-за “лишнего” руля поворота.

Brandvik

И помоему, это самый обычный срыв, полностью согласен с Taboo, и “лишний” руль здесь не причем. Похоже центровочка у вас ближе к задней, вот вы лети с креном, даете на себя и руль в сторону. Модель задирает нос и в тоже время поворачивается, внешнее крыло ускоряется и гребет кверху, внутреннее наоборот замедляется и срывается, модель проваливается на внутреннее крыло с разворотом на 180. Думается что если в это время продолжать тянуть на себя и в сторону то получим самый настоящий штопор. Хотя мне пока на планерах штопорить не удавалось. А вот на Afterburner такой разворот происходит постоянно хотя хвоста там нет. Лейзи подтвердит думаю.

9 days later
Albert

Сегодня поупражнялся в пилотаже. Петли, развороты, и попробовал ввод в штопор. Выполнил 1- 1,5 витка, давая вбок руль поворота на полную. Выходит легко, достаточно рули в нейтраль.
А вот потом оплошал. В полете на высоте прибираю триммер, добиваясь минимальной скорости снижения, увлекся (летит почти не снижаясь), и на малой высоте выполнил разворот чуть энергичнее, чем надо. Срыв, почти вывел, но зацепился консолью, поломал опять центроплан.
Понял, что это действительно был разворот на грани сваливания. Придется привыкать - аппарат теперь летит медленнее, диапазон скоростей уже, легче сорваться. Ну и перед посадкой либо “придавливать” ручкой, либо триммер вперед (аппаратура старая, кнопок нет).

7 days later
Albert

Устранил проблему, уменьшив на треть расход руля поворота. Сейчас около 20 гр., ввод в штопор теперь по-человечески (а раньше просто карусель вокруг кончика крыла).