Вопрос о прочности лонжерона.

Сергеич

Ну вот видите, уже 90 кг, а не 45-72, как на леере 😃 Это и была суть вопроса. По поводу скоростей - 150 вполне нормально. Штатно, я бы сказал.

А давайте теперь представим, что планер весит не 1800, а 2300-2500. Потому что не кевлар с пеной, а бальзово-стеклянный ди-бокс. Еще представим, что поскольку планер, видимо, планируется наборным, несущей обшивки не предвидится. Не будем пока представлять, что случится с планером, если мы взлетаем в термике. Я, к несчастью, неспособен рассчитать лонжерон под такие штуки. Но у меня есть смутное ощущение, что угля 2х4 явно недостаточно.

Поэтому предлагаю тряхануть автора темы на предмет того, чего он хочет от планера. И впарить ему нормальные карбоновые рейки 😆

ЗЫ. Кстати, о птичках. Предвидя возмущённые вопли владельцев Супры, расскажу вот какую штуку. Вот на том самом чемпионате, с которого я представил видео, многие пилоты недоверчиво относились к Супре как раз потому, что у нее слишком сильно играют консоли при динамостарте. Дескать, тормозят они таким размахиванием. Имхо, единственный способ узнать правду - спросить товарища Волкова по этому поводу, поскольку у него есть опыт полётов и на Супре и на Пёрфекте.

edwards
Сергеич:

Ну вот видите, уже 90 кг, а не 45-72, как на леере 😃

А сколько на леере обычно?

tumbzik
крыло_ру:

Реч идёт о F3J хобби класса 😁
Обеспечить прочность на кручение конструкцией лонжерона??? Вы что??? Да нет, для этого бальзово-стеклянный D-box будет.

Я говорил о прочности самого лонжерона в данном случае. Сваливать всю прочность по крутке на DBOX с бальзовым лбом явно нельзя. Хороший пример нормальной реализации это Pulsar 3200. Но вашему варианту по прочности до пульсара как до луны пешком. Присоединяюсь к общим вопросам: для чего собираетесь использовать планерок: чтобы нормально летать или чтоб парить на малой высоте в штиль 😉

Сергеич
edwards:

А сколько на леере обычно?

Да на леере так и есть. Ну может, и побольше - я не мерял, честно. В хороший ветер пилот может уложить на спину двух коней моего веса, не порвав леер. Но как там силы распределяются, я без понятия.

Я говорил-то о динамостарте потому, что там нагрузка на лонжерон поболе, чем на затяжке, и рассчитывать планер надо именно на динамостарт, а не на затяжку. У меня дежурный конь Виталь Саныч весит 120 кг и обладает поступью спортсмена-лыжника. Так он в ветер метра три-четыре тягал мне деревянный планер размахом 2.5, без всякого угля. Затяжку планер держал нормально, но вот динаму я не рисковал делать. Ибо разгон почти в два раза, и крутой разворот вверх.

крыло_ру

Ещё раз спасибо. Чувствуется, люди хотят помочь, но не знают, как.

Поэтому предлагаю тряхануть автора темы на предмет того, чего он хочет от планера. И впарить ему нормальные карбоновые рейки

Не надо меня трасти. Я так скажу.
Это будет мой третий относительно нормальный планер. В этом году летал на самодельном мотопланере (3 м, 1500гр).
Вроде успел почувствовать, что такое термики, и немножко научился летать. Короче - самолётов больше не хочется.

Идём дальше. Хочу чистый планер. т.е.не “мото”. Но пулять смогу только с резинки. А как сильно можно растянуть резиу, держась за неудобный корпус планера? Думаю килограмов до 15 максимум. (или ошибаюсь???)
Отсюда вывод - берём нагрузку максимум 20 кг (ну, с запасом). о динамостарте, ессно, речи не идёт.
Из всех постов получается что ЭТУ нагрузку мои полки, вроде, должны выдержить…еле-еле…

Вот.

Сергеич

Вы-то ее до 15 кг растянете, а дальше ветер растянет и до 30 и до 50 😃 Я бы поставил сосновый лонжерон и продублировал б полки имеющимся углём. И всех делов.

Free_Fly
крыло_ру:

Думаю килограмов до 15 максимум. (или ошибаюсь???)
Отсюда вывод - берём нагрузку максимум 20 кг (ну, с запасом). о динамостарте, ессно, речи не идёт.
Из всех постов получается что ЭТУ нагрузку мои полки, вроде, должны выдержить…еле-еле…

Вот.

Неа. Это Вы резинку растяните до 20 кг. А ветром эту же резину можно (и нужно) растягивать куда сильнее. После получения некоторого навыка будете еще и динамостарт с резины делать. Так что не пойдут Ваши реечки.
Считайте, что 100 кг - это нормальная нагружка.

ЗЫ Вообще-то даже на F1A полка лонжерона делается 14х1,5, и то все гнется и трещит, а тут пострашнее будет.

Taboo
крыло_ру:

Но пулять смогу только с резинки. … о динамостарте, ессно, речи не идёт.

А вот совсем не ессно.

Все зависит от резинки.
Ну и от ветра, конечно.
Но говорить, что динамостарта не будет - неправильно.
Это затягивает, и если эта модель не будет расчитана на динамостарты, то следующую точно захочется сделать “по полной программе”.

Palar
крыло_ру:

Планируется планер 😁

Размах 3300-3400.
Высота лонжерона в центроплане 2 см.
Доступны уголоные рейки 1х5 и 2х4. Думаю использовать последние (2х4мм) на полки лонжерона.
Какую примерно нагрузку выдержит такой лонжерон???

Спасибо!

Артур.

Если скажите, какая удельная прочность (сигма) на сжатие и заодно на растяжение вашего угля, я скажу какой изгибающий момент выдержит лонжерон при условии надёжной склейки полок со стенкой. Потом проверитесь аэродинамикой и всего делов. 😁

tumbzik
крыло_ру:

Идём дальше. Хочу чистый планер. т.е.не “мото”. Но пулять смогу только с резинки. А как сильно можно растянуть резиу, держась за неудобный корпус планера? Думаю килограмов до 15 максимум. (или ошибаюсь???)

С резинки есть два варианта старта. Классический, когда планер встает против ветра, в это время резинка легко растягивается сильнее чем ее растянет человек при старте. И старт с катапульты, когда планер разгоняется в горизонтальной плоскости и далее резко руль высоты на себя и он срываясь с крючка летит вверх-как на динамостарте с леера. С предложенным вами лонжероном на 3 метровом планере весом около килограмма вы сможете безопасно взлететь на резинке только в штиль на высоту метров 40. Это при длине хай-старта метров 100-120. Про динамостарт с таким лонжероном можно сразу забыть. С другой стороны, если взять эти же реечки и между ними сделать нормальный переклей+смотать лонжерон кевларовой нитью, ситуация улучшится кореным образом, но при хорошем старте крыло всеравно будет деформироваться. Лучше, как сказал Сергеич клиновидный лонжерн использовать, оно и легче и нагрузки старта с резинкой адекватно сносит.
Удачи.

Dendy
tumbzik:

С другой стороны, если взять эти же реечки и между ними сделать нормальный переклей+смотать лонжерон кевларовой нитью, ситуация улучшится кореным образом, но при хорошем старте крыло всеравно будет деформироваться. Лучше, как сказал Сергеич клиновидный лонжерн использовать, оно и легче и нагрузки старта с резинкой адекватно сносит.
Удачи.

Сие истина великая! Очень рекомендую прислушаться! Совет дельный.

edwards
Сергеич:

Да на леере так и есть. Ну может, и побольше - я не мерял, честно. В хороший ветер пилот может уложить на спину двух коней моего веса, не порвав леер. Но как там силы распределяются, я без понятия.

Делим 72 кг на 4 (учёт блока и двух коней в упряжке)= 18кг на одного коня
Какой же у вас вес, если 18 кг вас на лопатки кладут 😁
Получается, что усилие на леере больше.

Сергеич:

Я говорил-то о динамостарте потому, что там нагрузка на лонжерон поболе, чем на затяжке, и рассчитывать планер надо именно на динамостарт, а не на затяжку. … Ибо разгон почти в два раза, и крутой разворот вверх.

А почему собственно??

Понимаете, чем лучше планер разгонится, тем сложнее ему выйти на большой угол атаки. Траектория может быть крутой, но Су небольшим. Вот расчеты динамостарта сделанные Дреллой
Programs.rar

По ним получается, что Су в этот страшный для вас момент =0,6. Следовательно на крыло Супры действует всего 51кг, на 160 км/ч. А вот если каждый конь приложит 25 кг на разбеге, и леер не порвётся, то крыло анинсталируется.

Кстати, я видел замеры приборами перегрузки на планере во время петель и Dynamic Soaring в районе 5-8 всего

Кроме Дреллы Джо Вуртс в своёй программе расчитывает крылья планеров на прочность исходя из нагрузки лебёдки

Для настоящих планеров кстати слйчай буксировки лебёдкой то же самый тяжелый.

Сергеич

Вы знаете, мне тяжело отстаивать свою точку зрения, не владея в должной мере теоретической базой. С вашего позволения, я вместо данного спора продолжу заниматься тем, чем и занимался до сих пор - тренировками и повышением практического опыта постройки и эксплуатации спортивных моделей планеров. Хорошо?

Мой вес составляет 70 кг. Немного, да. Но есть одна сложность. Вы мне говорите о том, что в теории 18 кг меня на лопатки не положат, а я вам толкую о том, как мы с Ильдаром метров десять ехали на спинах по траве за планером. Прямо на ролике. Теоретически, несомненно, такого быть не может, поэтому ни меня, ни Ильдара существовать не должно. 😃

Ни в коей мере не собираюсь оспаривать расчётные предпосылки господ Дрелы и Вёрца. Но, как уже утверждал, не стану советовать автору темы принимать за максимальные нагрузки те, что возникают на леере при старте. Впрочем, это уже неактуально.

Лично за себя скажу, что при выборе следующей модели буду продолжать ориентироваться на чешский и немецкий опыт. И если я вижу, что немцы\чехи ставят в крыло лонжерон куда больше, чем необходим согласно расчётов американских коллег, я больше чем уверен, что тому есть веские основания. Я даже знаю, какие, но в силу, повторюсь, минимального владения теорией как сопромата, так и аэродинамики, вынужден оставить эти самые основания в покое.

Предлагать вам построить супру по указанным расчётам и сравнить ее взлёт с более тяжёлыми чешскими моделями даже не буду. Абсолютно нереальная затея.

Для прекращения данного спора предлагаю принять за данность, что я со своей практикой был неправ, а вы это подтвердили, приведя убедительнейшие теоретические доказательства моей неправоты. Продолжать спор дальше не могу в силу того, что являюсь модератором и должен, по идее, быть образцом политкорректности. Засим сдаюсь.

MaximKit
edwards:

Делим 72 кг на 4 (учёт блока и двух коней в упряжке)= 18кг на одного коня

Понимаете, чем лучше планер разгонится, тем сложнее ему выйти на большой угол атаки. Траектория может быть крутой, но Су небольшим.

  1. Дожили блин.
    А два блока поставим то вообще по 9 килограмм нагрузка будет? Вы вообще планер затягивали когда-нибудь? Можно еще физику за третий класс почитать.

Один блок - скорость буксирующих в два раза ниже по отношению к скорости парашюта - усилие в два раза больше. соответственно 72 кг на человека.

  1. а Вы видели как нормальные планера после кивка выходят на восходящую часть динамостарта? Флаттер наблюдали когда нибудь? А как центропланы в труху рассыпаются во время динамы? Я видел и не раз. И лонжероны там были - мама не горюй. Возьмите для интереса центральный штырь от Эспады - очень удивитесь его прочности. Я так понимаю Ярослав не просто так его таким сделал.

Мой тренер не раз говорил, и я с ним согласен, что для авиамоделизма лучшая теория это практика 😃

Free_Fly
edwards:

Делим 72 кг на 4 (учёт блока и двух коней в упряжке)= 18кг на одного коня
Какой же у вас вес, если 18 кг вас на лопатки кладут 😁
Получается, что усилие на леере больше.
А почему собственно??

Понимаете, чем лучше планер разгонится, тем сложнее ему выйти на большой угол атаки. Траектория может быть крутой, но Су небольшим.

Афтар пеши исьшо хачу смияцца. 😃
Как уже написал коллега, не делим, а умножаем.
Вот вот, чем больше разгон, тем больше перегрузки, поскольку при радиусе поворота 10 м скорость под 200. А нагрузки уже не на леер, а на все то же бедное-несчастное крыло. Причем не только изгибающие, но и крутильные. Вы их меряли? Считали? Или только на изгиб? Кстати, именно в крутильных нагрузках причина вскрытия крыла на старте.
Как-то производили в кружке эксперемент над Карповским F3В - центроплан краями на шкафах и подтягивались держась за фюзеляж. Самый плотненький из нас весил за 90 кг. Крыло не “анинстоллировалось”.

edwards:

А вот если каждый конь приложит 25 кг на разбеге, и леер не порвётся, то крыло анинсталируется.

Это Вы про Клинскую леску? Так то не леер, леер 1,2 держит до 80-85. 1,4 до полутора сотен держит.
А коней кормить надо, когда они откормленные, за 150 тянут, вдвоем конечно. Конечно же, пока новый и не на морозе.

edwards
MaximKit:

…Один блок - скорость буксирующих в два раза ниже по отношению к скорости парашюта - усилие в два раза больше. соответственно 72 кг на человека.

Сори, ляпнул не подумав. Конечно, в два раза увеличивается.

MaximKit:
  1. а Вы видели как нормальные планера после кивка выходят на восходящую часть динамостарта? Флаттер наблюдали когда нибудь? А как центропланы в труху рассыпаются во время динамы? Я видел и не раз. И лонжероны там были - мама не горюй. Возьмите для интереса центральный штырь от Эспады - очень удивитесь его прочности. Я так понимаю Ярослав не просто так его таким сделал.

Видел, наблюдал, труху от центропланов во время динамы не видел… и?

MaximKit:

Мой тренер не раз говорил, и я с ним согласен, что для авиамоделизма лучшая теория это практика 😃

Вы это, например, Дрелле раскажите и другим, кто планера проектирует

edwards
Free_Fly:

Причем не только изгибающие, но и крутильные. Вы их меряли? Считали? Или только на изгиб? Кстати, именно в крутильных нагрузках причина вскрытия крыла на старте.

Да на кручение крыло считал, но здесь речь шла о прочности лонжерона, в однолонжеронном крыле он работает только на изгиб.

Free_Fly:

Как-то производили в кружке эксперемент над Карповским F3В - центроплан краями на шкафах и подтягивались держась за фюзеляж. Самый плотненький из нас весил за 90 кг. Крыло не “анинстоллировалось”.

Если вы заметили речь шла о конкретном планере - Супра, его автор указал, что оно держит 90кг. Есть сомнения? Ну купите проверьте.

Free_Fly:

Это Вы про Клинскую леску? Так то не леер, леер 1,2 держит до 80-85. 1,4 до полутора сотен держит.
А коней кормить надо, когда они откормленные, за 150 тянут, вдвоем конечно. Конечно же, пока новый и не на морозе.

Нет, я говорил не про клинскую леску, а про то, что максимальное усилие затяжки лебёдками в попадавшихся мне расчетах на прочность принималось равным 72 кг и рекомендовалось в случае применения более прочного леера ставить разрывной элемент. Вообще должен заметить, что изначально разговор шёл не о F3J.

Недостатком времени (и честно говоря желания) хотел бы закончить своё участие в этом обсуждении
Сергеич, извините что обидел.

8 months later
Stalker

странно… такие цифры назывались тут… 25*2 😮
В Дреловском деревянном Bubble DAncer лонжерон имеет самое большое сечение 12.7*1.5 посередине центроплана. И при этом планер выдерживает
запуск с лебедки в ветер до 7м/с (цифра названа была на RCgroups не по расчету, а по испытаниям, ибо в более сильный ветер на этом легком планере летать нормально не возможно)