Процесс постройки мотопланера, 2.5м

cashin
Stalker:

Красивенький планер) А что с фюзом? тоже обтянул или красить будешь? не будешь усиливать бальзу на носу тонкой стеклотканью чтоб не мялась?

Не сделал запасов стеклоткани, а осталось два дня до отъезда “в поля”. И никогда не работал со стеклотканью, уже и разобраться-то не успею. Эти два дня - на всю оставшуюся сборку. Аврал )
Сделал на днище еще один слой бальзы, выпуклый скругленный, чтобы на этот “бугор” приземляться, промазал снаружи всю нижнюю переднюю часть тайтбондом, и буду покрывать все пленкой.

ostin
Lazy:

Я имел неосторожность написать статью о прочности. 😛 С формулами и картинками.

Извините за оффтоп, но где сиё творение находится?

По теме: красивая тушка получилась!

Lazy

Там где и остальные статьи…Зайдите на сайт с ГЛАВНОЙ страницы.

cashin

Ostin, Lazy

Статью-то я когда-то давно прочел, автору спасибо, но, именно на данном процессе, по теме, это не отразилось.

Кстати, по статье:
Сейчас ради интереса посчитал (модель почти готова) посадочную скорость: примерно 6 м/с.
Кинетическая энергия при этой скорости — 200 Дж.
Масса ориентировочно 1100 г.

cashin
cashin:

на данном процессе

если речь шла о моей деревянной балке 😃

9 days later
cashin

28 июня уехал на дачу, успев все-таки достроить этого орла.
Сегодня вернулся.
Вкратце - успешно 😃

7 дней полетов. Понравилось. Планеры - это клево.

В конструкции выявлены разные особенности, подробнее обо всем чуть позже.

Sergey_S
cashin:

Планеры - это клево.

Гыы, еще один попал 😃 😃 .
Удачных полетов!

cashin

Sergey_S, tumbzik 😃

Фотки окончательных доработок и итоговый вид:
http://www.cashin.ru/sailplane/finaldetails/

По деталям:

Тяга руля высоты — угольный стержень 2мм, зафиксированный трубочками в 3 местах внутри балки. Выходит сзади прямо из кончика балки к центру руля, поэтому изгиб в балке минимальный.

Тяга руля направления — стальная, боуден. Чуть тяжелее угля (9 г), но позволила сделать проще игзиб на выходе из балки у хвоста.

Тяги элеронов идут снизу (от сервы) вверх (к элерону):

На одной из посадок выдернул тягу элерона, пришлось разрезать пленочку для ремонта:

Руль высоты крепится одним винтом, положение фиксируется просто силой трения без дополнительной фиксации. При определенном усилии руль можно провернуть. Это помогало на первых неуверенных посадках: когда цеплялся за что-то рулем (уже не помню, почему) плоскость проворачивалась без поломок:

Тяга на РВ без закорючки Z, закорючка в форме Г. Подобрал для этого толстые скрепки, плотно входят в кабанчики без люфта.

С посадками были траблы. Не сразу сообразил, как вообще нужно правильно его сажать. Подвожу к земле нормально, у земли цапал крылом, и носом в землю. После первого же подобного трюка начисто вылетела мощная передняя пластина с гайкой крепления крыла!

Собрал детальки, заклеил, вроде все окей. Полет, посадка — опять та же фигня! Крыло за кочку, нос в землю, треск, пластина вылетела. И так три раза подряд 😃 После третьего раза уже просто заканчивался запас клея! Кроме этой пластины, каждый раз открывались и другие, менее прочные поперечные перекладины в передней части фюза, и те, на которых установлены сервы.

Тут были две проблемы:
— почему так легко ломается нормально проклеенное крепление,
— почему пилот так криво сажает.

По первому пункту, прочность крепления.

После второго краша нехило усилил крепление уголками из бальзы и линейки:

Посадка, третий краш 😃 Все уголочки аккуратненько разошлись по клеевому шву. К одной стенке приклеены, от второй оторвалось все начисто.

После этого стало ясно, в чем дело.

При лобовом ударе расходятся стенки батарейного люка. Сами стенки прочные будь здоров (сосна треснула только после третьего удара 😃 ), но сверху-то в области батареи не связаны, поэтому в поперечной плоскости гибкие. Так как пластины вклеены внутрь стенок, возникает напряжение на разрыв, клеевые швы разрываются:

Значит, требуется подстраховать это место на разрыв — обмотал снаружи кевларовой ниткой:

Полет, традиционная посадка носом, проверка — все целехонько 😃

Окей, с конструкцией все прояснилось, теперь нужно понять, какого фига вообще получаются такие посадки.
А с этим все оказалось несложно. Просто у земли нужно было не вертеть крыльями, а нос аккуратно поддергивать кверху рулем высоты, всего-то 😃
Проблемы с конструкцией на этом закончились, все работало нормально, посадки легкие, спойлер помогает, полет устойчивый и предсказуемый.

О крыле и балке ни слова, потому что с ними вообще не было никаких проблем, все получилось хорошо, краши оказались пофигу.
Да, кстати, один полет был с недозаряженной батареей передатчика, в результате на 40 минуте вертикальное падение с большой высоты на дерево, все целое кроме нескольких дырок в обшивке и сломанного киля, исправлено за полчаса. Фейлсейф забыл настроить.

Фотки с облета и на земле чуть позже.

tumbzik

Ну ты и жутик, Серега! 😵

-от ентой картинки сполз под стол. 😃

cashin
tumbzik:

-от ентой картинки сполз под стол. 😃

дык схематично же, и сам процесс не без фана 😃

tumbzik

А накой было делать открытой эту часть? 😃
И накой тебе марковки? 😃

cashin
tumbzik:

А накой было делать открытой эту часть? 😃

А батарею как менять? 😃

cashin
tumbzik:

открытой эту часть

Вот это как раз с выломанными креплениями, поэтому сверху такой длинный проем.

В исправном состоянии остается пространство как раз по размеру батареи:

cashin

Это не посадка вверх пузом,

а специально перевернул сфоткать 😃 показать нагляднее, что бывало с рулем высоты.

Stalker

cashin, поздравляю с окончанием!
Оч симпотный, а особенно понравилась фотка где передатчик в ведре)

cashin
Stalker:

cashin, поздравляю с окончанием!
Оч симпотный, а особенно понравилась фотка где передатчик в ведре)

😃
Например, если пошел дождь — вещи в ведро, сверху кепку, и домой 😃

cashin:

Будет векторная аппликация на крыле, и фюз будет не просто дубинкой. Но я забегаю вперед, сначала надо все-же доделать.

Насчет дополнительного оформления: попробовал для начала нанести на правую консоль сплошную полосу белого скотча шириной 15 сантиметров, для облегчения распознавания правой/левой. Полетал, посмотрел — оказалось, что в нормальных условиях на высоте где-то более 50 метров ее уже практически не видно, а полоса реально крупная. Розовое, белое — все равно, планер в небе — черное крыло. Так что решил не торопиться что-то добавлять, летает — и нормально пока.

Дмитрий_Александрович
cashin:

Полетал, посмотрел — оказалось, что в нормальных условиях на высоте где-то более 50 метров ее уже практически не видно, а полоса реально крупная. Розовое, белое — все равно, планер в небе — черное крыло.

За 150 - все крылья черные 😃

Я по этой же причине свой вообще как был цельно-бальзовый (обтянутый пленочкой для учебников) так и оставил. Не поддаюсь на провокации типа, - “А чего ты его не покрасишь?”. Сам не делаю оформление и другим не советую.

Дмитрий.

cashin
Дмитрий_Александрович:

Я по этой же причине свой вообще как был цельно-бальзовый (обтянутый пленочкой для учебников) так и оставил. Не поддаюсь на провокации типа, - “А чего ты его не покрасишь?”. Сам не делаю оформление и другим не советую.

Дело вкуса…

boroda_de

Принимайте поздравления!
Фотоотчёт понравился. 😃

cashin
boroda_de:

Принимайте поздравления!
Фотоотчёт понравился. 😃

Спасибо 😉

cashin

Фотки с поля, на земле и в небе.

Летает вообще неплохо в широком диапазоне скоростей. На минимальной скорости никуда не валится, если нормально рулить, я даже удивился, после Катаны не ожидал.

На большой скорости словил однажды реально мощный флаттер консолей, захлопали как крылья у птицы. Там для стыковки карбоновые трубки 8мм. Добавил им несколько слоев скотча, поставил поплотнее, это решило проблему (по-крайней мере на испытанных скоростях).

Спойлер - оказалась очень клевая штука, без него и не садился (закрылков нет). Без спойлера подход к земле - нереальная жесть, потому что еле заметное снижение преобразуется в большую скорость. Некоторая сложность в том, что он подключен к каналу шасси, а у меня этот канал никуда не замикшируешь, так что нужно четко и синхронно работать рулем высоты. Но оно может оказалось и полезно, так как быстрее приходит понимание, как нужно держать РВ. У земли требует внимательности, а вообще ничего страшного. Тренироваться надо на высоте, конечно же 😉 .

Однажды вообще сел со спойлером, спикировав отвесно метров с 50 без подготовки и сразу на землю, успешно 😎 , потому что рядом грозовое облако зафигачило молнию, а поле представляет собой небольшую открытую возвышенность, на верхушке которой стою я с высоко поднятой антенной и планером над головой 😵 Прикол в том, что буквально перед этим по телеку показали военного чувака, который рассказывал, что не надо стоять на открытой местности или на холме в полный рост и с металлическими предметами на расстоянии до 15 метров 😃

Насчет угла консолей - мне показалось, что угол на консолях 3 градуса (а центральная секция прямая) для далекого полета маловат. В пределах хорошей видимости еще можно тонко подруливать, выравнивать, издалека уже не очень. В принципе нормально, но было бы наверное чуть комфортнее добавить градус или еще приподнять ушки за элеронами тоже градуса на 3.

Испытал геометрический дально-высотомер, кстати. Пользоваться можно 😃
Намерял:
в среднем крутился на высотах до 200 метров, реже 300 и до 400 метров в хорошие моменты. Предельно удалялся на 500 метров, судя по этому “прибору”. Визуальный размер крыла при этом 2-3 мм (линейка в 50 см от глаз), для меня это фактически предел визуальной управляемости. Дальность приемника “пилотаж-6-диджитал” составляет “600+ метров”, если правда, что он является перекрашенным аналогом 6-канального Berg (где-то тут видел), у которого заявлена именно такая дальность. При этом у меня, правда, пульт работал на литии в диапазоне напряжения от 11.3 до 12 В.

Проблем со связью не было, не считая однажды недозаряженного пульта. Помех там не существует, в отличие от города… Будет страшновато запускать в Москве 😕

Навеска рулей: элероны посадил только на скотч, приклеен с обеих сторон. Но не очень понравилось, не слишком жестко как-то получилось. Может неудачно приклеил. Высоту и руддер посадил сначала на тоненькие пластиковые шарнирные петли на циакрине (2 на руддер и 4 на высоту), а щели потом заклеил скотчем. Мне показалось, так работа рулей чище. Спойлер только на скотче к пленке, не очень четко, надо что-то делать для более надежной фиксации.

Принцип выпускания спойлера с помощью выталкивания его качалкой сервы - окей, действует нормально. Возврат резинкой.

MxM

Мои поздравления 😃
надеюсь увидеть как нибудь живьем…

cashin:

Навеска рулей: элероны посадил только на скотч, приклеен с обеих сторон.

если напомнишь, захвачу с собой кусочек волокнистой непромокаемой бумажки. уже давно все рулевые поверхности вешаю на такую.
что за материал - не знаю.визуально как бумага только порвать пальцами невозможно.скотч использую только чтоб щели закрыть…

boroda_de
MxM:

что за материал - не знаю.визуально как бумага только порвать пальцами невозможно.

Майларовые петли называется. Удобная вещь.

cashin
MxM:

Мои поздравления 😃
надеюсь увидеть как нибудь живьем…
если напомнишь, захвачу с собой кусочек волокнистой непромокаемой бумажки. уже давно все рулевые поверхности вешаю на такую.
что за материал - не знаю.визуально как бумага только порвать пальцами невозможно.скотч использую только чтоб щели закрыть…

Ага, у меня вроде такие петли были на самолете, нормальные, если сильно не проливать их циакрином.
Ставишь их в прорези в руле? Есть ли вариант клеить их снаружи, не врезая, или отвалятся?
В конце июля буду летать на даче, а с августа начну в Москве, стадион и “Минка”.