Дирижабли
Логичный обьем, способный летать в больших помещениях, начинается от 3-х кубов. При меньшем обьеме мощность энергетической установки не позволяет сопротивляться сквознякам. Если говорить о мягкой оболочке , а каркас при таком обьеме скорее всего летать не будет, следует учесть, что гелий все равно вытекает и жесткость оболочки становится переменной.
P.S. Я когда-то работал в ВЦ “Авгуръ” и мы строили аэростаты и дирижабли самого разного обьема.
При всём уважении к “Авгуру” и к Вам лично, хочу сказать, что 90-литровую модель:
www.detyam.ru/toy/prod_view.asp?sn=5.14&nExp=Y&red…
- внук гоняет уже второй год.
Сквозняки не мешают даже в больших помещениях: модель использовали в экспозиции на выставке НТТМ-2006 в ВВЦ (“полезная нагрузка” - рекламный баннер “Летайте с нами” весом в единицы граммов).
Поддувать гелий (пару литров) приходится через два-три дня - до этого времени хватает диапазона регулирования балластом.
Главное - при балансировке задавать отрицательную плавучесть, чтобы при разрядке бортового аккумулятора (его малая ёмкость - главный недостаток модели) дирижабль не улетел под потолок павильона. Ну, или привязывать к модели нейлоновую нитку - десятка граммов натяжения вполне хватает для возвращения “беглеца”.
С уважением
Главное - при балансировке задавать отрицательную плавучесть, чтобы при разрядке бортового аккумулятора (его малая ёмкость - главный недостаток модели) дирижабль не улетел под потолок павильона. Ну, или привязывать к модели нейлоновую нитку - десятка граммов натяжения вполне хватает для возвращения “беглеца”.
Совершенно верно, плавучесть должна быть слабоотрицательной (и у больших тоже). Не секрет если, из чего сделана оболочка? Я мог немножко отстать от жизни в плане мощности моторов и энергоемкости аккумуляторов. Тогда не было маленьких синхронных трехфазных моторов и литий-полимерных аккумуляторов. В доступности за логичные деньги были коллекторные ватт по 200 и никель-кадмиевые банки. Я не настаиваю на размерах, но принципы построения и аэродинамика с тех пор, я думаю, не изменились. 😃 Это я и имел ввиду под понятием “интересно”, то есть наработки в этой области большой конторы, которые, может быть, помогут кому-то избежать ненужных экспериментов.
Не секрет если, из чего сделана оболочка? Я мог немножко отстать от жизни в плане мощности моторов и энергоемкости аккумуляторов.
…
Я не настаиваю на размерах, но принципы построения и аэродинамика с тех пор, я думаю, не изменились. 😃 Это я и имел ввиду под понятием “интересно”, то есть наработки в этой области большой конторы, которые, может быть, помогут кому-то избежать ненужных экспериментов.
Внук с родителями вернётся через неделю, тогда посмотрю у них, есть ли что в описании о материале оболочки.
С первого взгляда - металлизированный полиэтилен.
Может, наконец, доберёмся и до аккумуляторов - тогда сообщу и о них.
Что касается наработок по воздухоплавательной технике, то был бы крайне признателен за данные по Сх для “дирижаблеобразных” тел различного удлинения при различных Re - ну, или за ссылку на источник, где такие данные можно найти (в ГПНТБ и МАИ я уже искал 😦 ).
В монографии Ю.С. Бойко “Воздухоплавание” (которую сейчас можно купить у автора) нарыл приближённую формулу Сх = 0, 0431 Re^(-0,15); но что-то она вызывает у меня сомнение… не опечатка ли…
…если верить ей, так лобовое сопротивление дирижабля диаметром 3,3 м при скорости 8 м/сек составит всего 1,78 Н. Что вряд ли.
С уважением
Что-то форум глючит: не даёт мне сделать правку собственного сообщения.
Ковыряться в причинах некогда, поэтому помещаю дополнение отдельным сообщением:
PS. Чуть выше по форуму была ссылка на внешне похожий аппарат чуть большего размера (см. aviat21.narod.ru/rc_eblimp1.htm )
Там сказано, что оболочка у него из металлизированного майлара (он же лавсан, он же плаз, он же полиэстер, он же ПЭТ - сиречь, полиэтилентерефталат). Думаю, что и у нас та же.
Только в отношении использования липолек в нашем аппарате сомневаюсь: измерение напряжения выхода бортового питания дало 1,2 вольта.
Соответственно, и полётное время у нас измеряется минутами - а у них аж 2 часа
Сх = 0, 0431 Re^(-0,15)
Ну реально Сх оболочек действительно колеблется от 0.03 до 0.07 (с учетом оперения) и зависит, естественно, от гладкости, качества исполнения (складок) и конструкции планов оперения. А силу сопротивления считаем как Сх*q*Vоболочки ^ 2/3. А книжка- весчь! 😒
Ну реально Сх оболочек действительно колеблется от 0.03 до 0.07 (с учетом оперения) и зависит, естественно, от гладкости, качества исполнения (складок) и конструкции планов оперения. А силу сопротивления считаем как Сх*q*Vоболочки ^ 2/3.
Надо понимать, что q - это скоростной напор, так?
Про то, что Сх относят к Vоболочки ^ 2/3, я слышал - хотя в книжке Бойко в соответствующих местах всё время мелькает обозначение SМ, которое так и тянет интерпертировать как площадь миделя.
Но Бог с ним, с миделем - это меняет результат где-то раза в 2, а вот умножение на Re^(-0,15) снижает его в 10 раз!!! 😊
Что касается оперения, то мне как-то вообще неясна необходимость в нём (а тем более в аэродинамических рулях) при таких скромных скоростях.
В всяком случае, гелиевую р/у модельку внук давно гоняет без стабилизаторов: и к сплавной силе какая-никакая, но прибавка, и возни при транспортировке/подготовке меньше, а на технику пилотирования их отсутствие - при двух реверсивных движках на поворотной штанге - практически не влияет.
С уважением
Надо понимать, что q - это скоростной напор, так?
Про то, что Сх относят к Vоболочки ^ 2/3, я слышал - хотя в книжке Бойко в соответствующих местах всё время мелькает обозначение SМ, которое так и тянет интерпертировать как площадь миделя.
Но Бог с ним, с миделем - это меняет результат где-то раза в 2, а вот умножение на Re^(-0,15) снижает его в 10 раз!!! 😊Что касается оперения, то мне как-то вообще неясна необходимость в нём (а тем более в аэродинамических рулях) при таких скромных скоростях.
В всяком случае, гелиевую р/у модельку внук давно гоняет без стабилизаторов: и к сплавной силе какая-никакая, но прибавка, и возни при транспортировке/подготовке меньше, а на технику пилотирования их отсутствие - при двух реверсивных движках на поворотной штанге - практически не влияет.С уважением
Несомненно, q- это скоростной напор
На текущий момент я не готов обсуждать содержание книги подробно, ибо у меня ее под руками, к сожалению, нет. На тему этого вопроса я специально позвонил приятелю (кандидату наук), который и считал ( и считает, кстати) для авгура все оболочки. Собственно, его слова я вам и передал в предыдущем сообщении. Что касается планов оперения, то могу сказать только то, что оболочки не шибко склонны к самоориентированию. Видели бы вы, как летают при порывах ветра боком аэростаты кубов на 60-100 с неграмотно спроектироваными планами… это нечто… я не спорю, что на небольшой модельке может быть можно и обойтись, но на кубометрах уже никак без перышек. Хотя бы двух внизу (кстати, очень толковое оперение) под 90-120 градусов. Ну а арэодинамические рули актуальны на обьемах больше 1000 кубиков… 😃
А чуть подробнее можно: что за выставка, что за фирма…
С уважением
Выставка туристская в Берлине - к моделям отношения не имеет 😃 У ребят аппаратура была Граупнер и дирижабль, конечно, не самодельный
А я относительно недавно (месяц прошел) склепал маленький дирижаблик.
Есть фотки и авишки. Вот только куда выкладывать?Детище получилось где-то на 200 литров. На двух электродвигателях (два винта соотв.) - вперёд-назад и вправо-влево. Задранный немного нос позволяет регулировать верх-низ (вперёд - взлетает, назад - снижается).
Могу сказать, что против даже слабого ветра на улице весьма убого выглядит. Но по квартире носится как ураган…
Сейчас буду нечто более мощное клепать - на 15 кубометров. Это будет последняя стадия отработки технологии перед построением действующего прототипа одноместного мягкого дирижабля.
Виталий, а не вы ли, летали на воздушных шариках?
Это не в коей мере не издевательство, на одном форуме человек точно с таким же ником, выкладывал ролик про потгянивание на одном пальце и давал ссылку на сайт, где написано про полет на шариках.
Пишу из Казани. Может знаете Смоленцева А.Г. Ну так вот. Занимаюсь у него в моделке. В конце прошлого года к нему пришли из рекламной фирмы, предложили ему летать на дерижабле во время хоккейных матчей нашего клуба АК Барс. Может видели во время трансляций по СПОРТу. Жерижбондль из Америки, подарили одному рекламщику. Цену он держит в секрете. Сначала был 5метровый, потом заказали два более больших и два маленьких дерижабля. Летал также на баскетболе и всяких там президентских ёлках. Управляется легко, даже нам давали пробовать.
Гинденбург называлсо… самое интересное что вроде были выжившие…
а еще тут проскакивала ссылка на летающую Ауди А8 (на каком-то банкете корпоративном)
Дирижабли и у нас строили, г. Долгопрудный ранее назывался Дирижаблестрой. Ангар там до сих пор сохранился.
А с Гинденбургом - немцам американцы гелий отказывались продавать, стратегический материал это был тогда: все помнили, как цеппелины Париж бомбили.
Ангар там до сих пор сохранился.
А точно сохранился?
Было же сообщение, что он рухнул.
Помнится, верно, что их там было несколько - может, только самый большой рухнул?
С уважением
Экспериментировал с разными типами “надувнушек”. Самый просто монгольфьер делается из тонкого мусорного пакета (чёрные такие). Нужно надеть горловину на электрочайник и намотать пару оборотов скотча - это придаст центровку и форму. Затем включаем чайник, он закипает и наполняет пакет паром 😃 Такая штука висит под потолком секунд 10-15 😃
Затем пробовал надувать водородом. Водород получал алюминий+серная кислота в стеклянной бутылке, а на горлышко надет воздушный шарик. Надувается и летает. При поднесении спички литровый примерно шарик шандарахает, как граната 😃 Но очень дорого 😦
Следующий этап - сетевой газ. Там метан, который не взрывается, а только горит. Наполненный сетевым газом мусорный пакет 120л взлетел и будучи подожженным полыхал почти минуту! Но не взорвался.
Я на радостях склеил из полиэтиленовой трубы на скотче дирижабль куба на полтора. Увы 😦 Хоть я и брал самый тонкий полиэтилен, но почему-то подъёмной силы не хватило даже на сам баллон. Я до сих пор в непонятках 😦 Проверять этот баллон на горючесть не стал разумеется 😃
Водород получал алюминий+серная кислота в стеклянной бутылке, а на горлышко надет воздушный шарик. Надувается и летает. При поднесении спички литровый примерно шарик шандарахает, как граната 😃 Но очень дорого 😦
Очень эффективный и дешевый способ получать водород - алюминий и щелочь (гидроксид натрия или калия, NaOH известен как каустическая сода и широко применяется в промышленности, в частности, для очистки от накипи котлов в котельных. Я покупал пакет 1 кг химически чистый у знакомого в фирме, торгующей реактивами.
Куски алюминиевой проволоки или фольги заливаются водным раствором гидроксида натрия, и водород выделяется с большой скоростью. Нужно только охлаждать емкость - сильно разогревается. Реакция происходит между окисной пленкой на поверхности алюминия (образуется нерастворимый алюминат натрия), алюминий оказывается открыт для реакции с водой, и на его поверхности образуется гидроксид алюминия (и выделяется водород). В свою очередь щелочь взаимодействует с гидроксидом алюминия, и далее по кругу.
Обычный шарик надувался секунд за 30. А вот реакции кислота+металл мне показались слишком медленными.
Да даже сам алюминий дорогой. Маленьким жаблем по улице не полетаешь, а в большой надо газу… И потом водород ведь тоже текёт, почище гелия…